Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис»
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
1. Организационный момент
Мы друг к дружке повернулись,
Мы друг дружке улыбнулись,
И с хорошим настроеньем
Начинаем повторенье.
Эпиграф
Синтаксис – это волшебник, который творит чудеса.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Как вы понимаете эпиграф?
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Какие цели поставим перед собой?
- Какие чудеса творит синтаксис?
3.Актуализация знаний Составление кластера на доске
Синтаксис: словосочетание → предложение → текст
Перед каждым из вас лежит проектный лист . Схематично вносите в него все выводы.
Ребята, на дом вам было задано нарисовать рисунки по теме «В стране Синтаксиса» (защита рисунков).
4.Обобщение и систематизация знаний Словарная работа (игра «Подарок») Ученик вынимает из мешка предмет и составляет с использованием названия этого предмета словосочетание. При правильном ответе предмет достается обучающемуся. Один ученик ведет записи на доске.
Ручка – писать ручкой (глаг.)
гербера – красные герберы (именное). (заранее подготовленный ученик расскажет об этих цветах)
Ножницы …
Мяч…
Конфета…
Магнит…
Вывод запишем в проектных листах.
Игра «Добавь слово»
Первый ученик называет подлежащее, второй - сказуемое, третий – обст. и т. д.Выполним синтаксический разбор этого предложения.Выводы: 1. Предложения бывают распр. и нераспр. 2.Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Выводы схематично занесем в проекты.
Артикуляционная разминка
Здравствуй, Архип, твой голос охрип!
- Проговорите быстро.
- Произнесите это предложение как повествовательное, затем с вопросительной интонацией . А теперь с восхищением, с возмущением. Выводы: 1.По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. 2.По интонации – восклицательные и невосклицательные. Схематично занести в проект.
Работа в парах (по карточкам) Задание разного уровня сложности
Синий конверт – задание повышенной сложности; зеленый – задание среднего уровня, желтый -задание для слабых учащихся. В синем конверте картинка, по которой ученики должны составить предложение с обобщающим словом так, чтобы обобщающее слово было впереди, а однородные члены позади . В зеленом конверте 3 картинки, по которым ученики должны составить предложение с обобщающим словом так, чтобы обобщающее слово было позади, а однородные члены впереди . Схемы на доске:
О: О, О, О,
О, О, О,- О
В желтом конверте 2 предложения, в которых нужно вставить пропущенные знаки препинания
Всё залито солнцем: лес, поле и цветущий луг.
В саду, в доме, на улице – всюду чувствовался запах черемухи.
Выводы занести в проект.
Физкультминутка
Под музыку мальчики повторяют движения за мальчиком, девочки – за девочкой.
- Что ты топчешься, ежиха?
- Я пляшу, я щеголиха.
- Что-то пляска не видна.
- Я для танца рождена .
- Прекращай, да не смеши
-Сам, поди да попляши!
- Мы присядем, ногу в бок
- А мы ноги на носок – оп !
Ну - к, девчата, в пляс пустились
Покружились не спеша
Вправо ножку повернем,
Влево ножку повернем,
Мы плечами шевельнем.
- С вами мы плясать пойдем
А потом писать начнем.
Как называется такой текст? (диалог)
Ребята, обратите внимание, какая у нас нарядная ежиха. А что за цветы у нее? (хризантемы)
Поподробнее об этих цветах узнаем из следующего текста.
Работа с текстом
(1) Хризантема – царица осени. (2) Ее цветы соединяют легкий холод зимы и теплое дыхание лета. (3) Эти древнейшие цветы завоевали своей красотой весь мир. (4) В Японии хризантема - символ богатства, процветания и долголетия. (5)Ежегодно в этой стране проводится пышный праздник хризантем. (6) Всем знакомы эти желтые, белые, красные цветы с приятным запахом осени. (7) Как красивы хризантемы осенью! (8) Как чуден их аромат!
Выполните задания
1. Запишите номер предложения с однородными дополнениями.
2. Объясните постановку знака препинания в предложении 1.
3.Охарактеризуйте по цели высказывания и по интонации предложение 7.
4. Составьте схему предложения 6.
- В своих проектных листах запишите в лепестках «семицветика» все, что вы знаете о тексте.
Рефлексия
Продолжите фразы:
Сегодня на уроке я вспомнил…
Больше всего мне запомнилось…
Самым интересным показалось…
Самым трудным было…
6