Учитель биологии: Ашурбекова И.М.
Открытый урок
по биологии в 6 классе
на тему:
«Половое размножение растений»
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Цель урока – изучить понятие «половое размножение организмов»; показать преимущества полового размножения перед бесполым и его эволюционное значение; создать условия для формирования нового знания – об особенностях полового размножения у цветковых растений.
Задачи: сформировать знания учащихся о половом размножении цветковых растений и их результатах, представления о сути двойного оплодотворения у цветковых растений, умения различать орган полового размножения у цветковых растений и его результат.
Оборудование: компьютер, проектор, модель «Цветок картофеля», таблица «Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений», «посылка» с предметами внутри – цветок растения и плод растения, ящик с цветком и плодом.
Для индивидуальной, парной или групповой работы по выбору учащихся: учебники биологии 6 класса Н.И. Сонина, эталоны ответов на задания, критерии для оценивания выполненных заданий, тест, тексты сказки о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений, картинки с цветками растений.
Ход урока:
Организационный момент (1 мин).
Деятельность учителя
Приветствует, проверяет готовность класса. Слайд1.
Деятельность учащихся
Приветствуют, настраиваются на урок.
Мотивирование, определение темы урока (3-5 мин.).
Деятельность учителя
Мотивирует на определение темы урока, озвучивая информацию. Слайд 2.
–Каждую минуту на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости , другие из-за болезней, третьих съедают хищники…Мы срываем на лугу цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других».
Потому эпиграфом сегодняшнего урока будут слова Г. Х .Андерсена: «Чтобы жить- нужны: солнце, свобода и маленький цветок». Слайд 3.
Ребята, скажите, о чём пойдёт речь, сегодня на нашем уроке?
Деятельность учащихся
Определяют тему урока («Половое размножение растений») на основании анализа озвученной учителем информации о содержимом посылки.
Деятельность учителя
Мотивирует на работу на уроке, ставя проблемную задачу. Слайд 4.
-Травоядные животные питаются растениями , почему же все растения не уничтожены?
-Растения не подвижные организмы, почему же они заселили весь земной шар?
(Ответы детей) Слайд 4.
-Дорогие ребята, наверное я нажала не на ту кнопку и перепутала все буквы. Вы можете восстановить первоначальный текст слайда? Слайд 5.
Тема урока. (называют уч-ся) Слайд 6.
Актуализация знаний.
-Вставить орфограммы. Слайд 8.
-Закончить мысль. Слайд 9,10.
-Установить соответствие. Слайд 11,12.
Деятельность учащихся
Настраиваются на работу.
Вспомним строение цветка.(Вывод: главными частями являются пестик и тычинка.)Слайд 13.
Работа в группах.
Займёмся археологическими раскопками недр учебника.
-какие два процесса должны произойти , чтобы из цветка появились плод с семенами?
(1 гр. Стр.126)
-почему оплодотворение у цветковых растений называют двойным? (2 гр. Стр.126)
-что развивается из зиготы и центральной клетки? (3 гр.стр.127)
Деятельность учителя
ОПЫЛЕНИЕ Слайд 14,15,16,17.
самоопыление: перекрёстное опыление:
картофель, лён, горох. подсолнечник, яблоня, лещина,
черешня, абрикос, пшеница.
Насекомоопыляемые растения. Ветроопыляемые растения.
Признаки: крупные цветки, Признаки: невзрачные цветки,
яркая окраска, нет аромата,
аромат, нет нектара,
нектар. много пыльцы ( сухая и мелкая).
Слайд 18,19,20,21.
Практическая работа №1. Слайд 21.
(Определить по внешнему строению цветка, как опыляется растения.)
Навашин Сергей Гаврилович. (портрет.) Слайд 22.
«Двойное оплодотворение»
Слова для вставки в текст: яйцеклетка, центральная клетка, пестик пыльцевход, рыльце, спермий, завязь, столбик, 1 и спермий 2, тычинка, пыльник, тычиночная нить, пыльцевое зерно, зигота, эндосперм.
Демонстрирует правильные ответы и предметы из посылки после выполнения заданий.
Восстановленные слова текста сказки:царевна – Яйцеклетка; мамка-нянька царевны – Центральная клетка; царство царевны – Пестик; темница – Завязь; ход в темницу – Столбик; дверь в темницу – Пыльцевход; крыша дворца царевны – Рыльце; царевичи – Спермий 1 и Спермий 2; царство царевичей – Тычинка; дворец царевичей – Пыльник; местонахождение дворца царевичей – Тычиночная нить; светлица царевичей – Пыльцевое зерно; дочь царевны и спермия 1 – Зигота; сын Центральной клетки и Спермия 2 – Эндосперм.
Процессы, описываемые в сказке – опыление и двойное оплодотворение у цветковых растений.
Предметы в посылке, плод – результат полового размножения цветковых растений, цветок – орган полового размножения покрытосеменных растений.
Слады 23,24,25,26,27.
Закрепление.
Выполняют индивидуально тестовые задания, затем проверяют его в парах по эталону и оценивают по критериям. Оценку ставят на полях тетради.
Тестовые заданияи ответы:
1.После оплодотворения яйцеклетки одним из спермиев образуется:
Эндосперм
Зигота
Зародыш
Завязь
2.Органом полового размножения у цветковых растений является:
Корень
Лист
Цветок
Стебель
3.Яйцеклетка у цветковых растений созревает:
В пыльнике
В завязи пестика
На рыльце пестика
В столбике пестика
4.Спермий у цветковых растений созревает:
В пыльнике
В завязи пестика
На рыльце пестика
В столбике пестика
5.После оплодотворения центральной клетки одним из спермиев образуется:
Эндосперм
Зигота
Зародыш
Завязь
Критерии проверки: «5» - все ответы верны, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки, «2» - более двух ошибок.
Рефлексия учебной деятельности (3-5 мин.).Слайд 28.
Деятельность учителя
Организует подведение итога урока, самоанализ положительных и отрицательных результатов, самооценку.
– Где вам могут пригодиться знания по теме сегодняшнего урока?
– Посчитайте свою среднюю оценку за урок.
– Что удалось на уроке?
– Что не удалось на уроке? Почему?
Деятельность учащихся
Проводят самооценку и самоанализ своей деятельности на уроке. Выставляют оценки за урок.
Домашнее задание (2 мин.).
Деятельность учителя
Сообщает и поясняет домашнее задание
-стр 126-127
-составить синквейн на тему «Размножение».
Деятельность учащихся
Записывают домашнее задание в дневник.
Слайд 29.