СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для изучения особенностей внешнего строения и передвижения пресмыкающихся.

Задачи.

Образовательные: выявление черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы;

Развивающие: умение сравнивать изученные классы хордовых, выделять черты сходства и черты различия.

Воспитательные: развитие любознательности, воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

 Планируемые результаты.

Предметные: знать строение скелета  и особенности передвижения пресмыкающихся.

Метапредметные: уметь сравнивать пресмыкающихся с земноводными и рыбами; устанавливать причинно-следственные связи- воздействие условий среды на строение животных

Личностные: понимать роль пресмыкающихся в природе

Средства обучения: слайд-презентации или таблицы «скелет пресмыкающихся”, “Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся”, тип “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, видеофильм “Класс Пресмыкающиеся”, модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся»»

МКОУ «Хурикская

средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»












Открытый урок на тему: «Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся»













Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна





Хурик, 2016 год

Цель: создание условий для изучения особенностей внешнего строения и передвижения пресмыкающихся.

Задачи.

Образовательные: выявление черт приспособленности к условиям окружающей среды, усложнения организации по сравнению с земноводными на примере прыткой ящерицы;

Развивающие: умение сравнивать изученные классы хордовых, выделять черты сходства и черты различия.

Воспитательные: развитие любознательности, воспитания экологически-грамотного поведения в природе.

Планируемые результаты.

Предметные: знать строение скелета и особенности передвижения пресмыкающихся.

Метапредметные: уметь сравнивать пресмыкающихся с земноводными и рыбами; устанавливать причинно-следственные связи- воздействие условий среды на строение животных

Личностные: понимать роль пресмыкающихся в природе

Средства обучения: слайд-презентации или таблицы «скелет пресмыкающихся”, “Тип Хордовые. Класс пресмыкающиеся”, тип “Тип Хордовые. Класс Земноводные”, видеофильм “Класс Пресмыкающиеся”, модель ящерицы, лягушки, влажный препарат ящерицы, гадюки.

Ход урока

I.Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний. Речь пойдёт об удивительных животных. Угадайте о ком идет речь?[3]

А) Способны к гипнотическому взгляду (змеи)

Б) долгожителями (черепахи)

В) ужасно кровожадными (крокодил)

Г) быстрыми и юркими (ящерицы)

Д) ужасно переменчивыми (хамелеон)

Е) стали символом медицины.

Обобщение учителя, формулирование темы урока: «Класс Пресмыкающиеся»

2.Создание проблемной ситуации. (слайд “Первые пресмыкающиеся”)

После влажного каменноугольного периода, когда господствовали земноводные, наступает время засушливого пермского периода.

Какие признаки должны были появиться у животных, чтобы выжить в таких условиях? Почему? (Формулируется основополагающий вопрос темы)

Проблема: Какие особенности образа жизни и строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?

3. “Мозговой штурм” Выслушиваются все мнения учащихся, после чего учителем делается обобщение. На основе обобщения составляется таблица: «Особенности первых настоящих наземных животных»

Особенности строения

роль

1.Плотные покровы

Защищают от пересыхания

2.органы передвижения

Перемещаться по суше

З. органы дыхания-легкие

Для дыхания атмосферным воздухом

4. органы выделения-почки

Для экономного расходования воды

5.органы чувств

Для лучшей ориентации в окружающей среде

6.внутреннее оплодотворение, размножение яйцами

Для защиты от воздействия окружающей среды


4. Виды пресмыкающихся Дагестана (демонстрация слайд-презентаций)

В Дагестане обитает 14 видов ящериц: каспийский геккон, степная и кавказская агамы; ушастая круглоголовка, прыткая, скальная, луговая ящерицы; из безногих- желтопузик и веретеница. Змей зарегистрировано 18 видов. Неядовитые формы: слепозмейка, обыкновенный и водяной уж, 6 видов полозов и др. Ядовитые формы: гюрза, степная гадюка, кошачья и ящеричные змеи. Из черепах в Дагестане обитают: болотная, каспийская, средиземноморская. Почти все виды рептилий занесены в Красную Книгу Дагестана и подлежат охране.

II. Операционно – познавательный этап.

1.Самостоятельная работа в группах

Задание1. Особенности внешнего строения.

(на столе модель и рисунки ящерицы, лягушки)

- Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Составьте краткий рассказ о строении, продолжив предложения: (ответы найдите в учебнике)

Тело ящерицы разделено на …Между головой и туловищем появилась ….

На голове расположены ... Глаза имеют …

Конечности расположены ... Пальцы заканчиваются …

-Какие изменения возникли у неё во внешнем строении по сравнению с лягушкой.

Задание2.Выявить особенности кожных покровов рептилий

(на столе -рисунки кожных покровов пресмыкающихся)

- Рассмотрите покровы ящерицы, гадюки. Определите их на ощупь.

- Какую форму имеют чешуйки? Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной стороне тела, на голове).

- Какое значение имеет такой покров в их жизни?

Составьте краткий рассказ о покровах, продолжив предложения:

Тело ящериц и змей покрыто … кожей. В верхнем слое кожи образуется роговые чешуи.

По форме они …На спине, голове, брюхе чешуи ….

Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от….

Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются…….. пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).

-Сравните, чем отличие кожи пресмыкающегося от кожи земноводного?

Задание 3.Выявить особенности линьки у пресмыкающихся

(слайд “Линька”, рисунки линьки змеи, ящерицы)

- Изучите по учебнику, как линяет ящерица.

- Рассмотрите рисунок линьки змеи. Линяют ли у змей глаза?

Расскажите о линьке ящериц и змей, используя результаты своего исследования.

Дополнение учителя: крокодилы и черепахи не линяют

Обмен заданиями. Вопросы друг к другу. Общий вывод.

Для жизни на суше у пресмыкающихся увеличивается подвижность, что сопровождается развитием скелета и мускулатуры: меняется положение различных отделов конечностей по отношению друг к другу и к телу, укрепляются пояса конечностей, в позвоночнике появляются шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы, увеличивается подвижность головы. В поясе передних конечностей у них есть своеобразная покровная кость-надгрудинник. В скелете свободных конечностей характерны межзапястные и межпредплюсневые сочленения Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

Индивидуальная работа. Изучение скелета пресмыкающихся, используя слайды или рисунки.

Выявить, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Записать последовательность отделов позвоночника

Шейный- грудной-поясничный-крестцовый - хвостовой отделы,

Вывод: с появлением шейных позвонков увеличивается подвижность головы, что увеличивает площадь осмотра территории.


III. Рефлексивно-оценочный этап

Решение биологических задач. [1,4]

1. Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?

2. “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.

3. “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.

4. Можно ли ящерицу дёргать за хвост?

просмотр видео ролика “Отбрасывание хвоста”) Объясните увиденное.

- Почему ящерица отбрасывает хвост, ведь при этом происходит отламывание хвостового позвонка и ящерица испытывает боль.

5. «Роль языка»

Двигаясь вперёд, ящерицы, змеи постоянно высовывают раздвоенный язык. Предположите роль данного явления, если известно, что плотная сухая кожа как саркофаг покрывает тело животных, уменьшая возможность осязать (ощупывать) поверхность. Кроме этого, орган обоняния (восприятие запаха) связан с ротовой полостью.

6. В настоящее время пресмыкающиеся не встречаются лишь в холодных районах Земли. Они успешно освоили не только сушу, но и водные просторы. Но всё же их больше в жарких, засушливых территориях. Почему?

7.Продолжите мысль:Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…

Они не могут быть другими потому, что….

Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из отрядов рептилий Дагестана.

5. Рефлексия.-Оцените урок в пятибалльной системе, поставив отметку на доске.



2. Итоговая работа по теме: «Пресмыкающиеся»

Вопросы базового уровня (оценка «3»)

  1. Чем покрыто тело рептилий?

  2. Какие отделы позвоночника есть у пресмыкающихся?

  3. Какие органы образуют дыхательную систему рептилий?

  4. Какие органы кровообращения у пресмыкающихся?

  5. Сколько камер в сердце рептилий?

  6. Почему пресмыкающиеся активны только в теплую

погоду?

  1. Предки пресмыкающихся?

  2. К какому отряду относятся змеи и ящерицы?

  3. Какие рептилии жили в мезозойскую эру?

  4. Что произойдет, если исчезнут пресмыкающиеся?

Вопросы повышенного уровня

1.Продолжите и обобщите:

а) ноздри-носовая полость-гортань-……

б) ротовая полость-глотка- пищевод-…….

2. Составьте цепь питания: насекомые, ястреб, растения, прыткая ящерица

3.Проклассифицируйте и укажите основание для классификации: болотная черепаха, крокодилы, аллигаторы, хамелеон, гадюка, уж, степная черепаха, кобра, морская черепаха.

4. Сравните амфибий и рептилий. Ответ представьте в табличной форме.

5. Почему основными обитателями пустыни являются пресмыкающиеся?

6. Каким образом змея может обнаружить, догнать и съесть целого кролика?

7. Составьте прогноз: что произойдет, если исчезнут змеи?

8. Выскажите версию, почему вымерли динозавры.

9. Для чего используют яд некоторых змей?

10. Назовите рептилий Дагестана.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!