Разработка школьного урока по химии на тему: «Металлы» в девятом классе с учётом требований ФГОС ООО
(учебник – Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г.)
Учитель химии: Абдулгапурова Дж. Р.
Ноябрь, 2019 год
Цели урока:
Обучающие: ознакомить учащихся с положением металлов в ПС, общими свойствами;
Развивающие: развитие памяти, путём повторения прошедших тем, а также логической связки между новой темой и предыдущими при решении заданий, начиная с простого первого уровня с последующим усложнением; акцентировать на правильном изложении формулировок суждений, как способом развития научного изложения;
Воспитательные: организовать взаимодействия между учащимися в коллективе путём групповых и индивидуальных заданий и самооценивание по заданным критериям.
Средства обучения: таблицы (ПС, ЭХР), слайды, набор для экспериментов:
Гранула цинка и алюминия
Штатив с двумя пробирками
Два химических стакана
Соляная кислота
Спички
Ход урока
Оранизационный момент
Поздороваться, отметить отсутствующих, подготовка к уроку учащихся.
Актуализация знаний учащихся (ПС и условная граница между элементами: B, Si, As, Te, At, которая делит элементы в ПС на две группы(какие?)).
1. Учитель раздаёт символы элементов учащимся и объясняет условие задания: «У вас в руках символы элементов ПС. Ваша задача разделиться на две группы, в зависимости от того, какой элемент вы держите (Подсказка: условная диагональ в ПС)».
2. Учащиеся формируют: группу металлов и группу неметаллов
Учитель: «Ребята, как вы думаете, по какому принципу сформированы группы? »
Ответ: «Металлы и неметаллы»
4. Усвоение новых знаний
Учитель: «Ребята, обратите внимание на электрохимический ряд металлов, где активность их падает по направлению к водороду, и каждый последующий металл менее активен, предыдущего.
А теперь обратимся к опыту. У нас из этого ряда есть алюминий и цинк. Посмотрите внимательно на ряд и определите, какой из этих металлов должен проявлять большую активность»
Ответ: Алюминий
Учитель: «А теперь мы проведём опыт, где в пробирки с соляной кислотой добавляем алюминий и цинк. Попробуйте догадаться, какой из этих опытов, пойдёт быстрее. Обоснуйте ответ»
Ответ: взаимодействие алюминия с соляной кислотой пойдёт быстрее, поскольку алюминий активнее цинка.
Далее опыт подтверждает предположение учащихся об активности цинка и алюминия. Ведётся запись уравнения реакций, наблюдений и выводов.
Разминка перед закреплением. Выделяющийся в опытах газ собирается в химический стакан, прикрывающий пробирки под углом, затем, поднесением горящей спички к содержимому стакана, производится характерный хлопок, подтверждающий наличие водорода, выделившегося в ходе опытов.
Закрепление
Используя ряд активности металлов, определите, какие из этих реакций пойдут, и составьте уравнения данных реакций (слайд):
Cu + HCl =
Al + H2SO4 (р-р) =
Fe + CuSO4 =
Zn + AlCl =
Cu + AgNO3 =
Далее демонстрация слайда с правильными ответами и самооценивание учащихся по пятибальной шкале, где одно правильно решённое уравнение из пяти приравнивается одному баллу.
Рефлексия
Обсуждение хода урока и анализ усвоения новых знаний. Подведение итогов и выставление оценок, суммируя активность учащихся на уроке и выполненного задания по пятибальной шкале (за каждое выполненное задание разного уровня сложности, выставляется один балл)
Задание на дом
Приведите пять и более примеров уравнений реакций взаимодействия кислот с металлами и солей с металлами, ссылаясь на ЭХР напряжения металлов;
Параграф 39, тест 1-3.