Урок биологии
Учитель: Абдулгапурова Дж. Р.
Тема урока: Биосинтез белка
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
организация класса
актуализация ранее усвоенных знаний и умений
формирование новых знаний и умений
применение полученных знаний и умений
рефлексия
Основные этапы урока
организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Зовут меня Джамиля Руслановна. И я хочу узнать кого в классе зовут ….
Актуализация знаний
Очень приятно. Сейчас вы должны будете разойтись на две команды. Чтоб понять кто и с кем будет работать, вы должны внимательно сейчас меня послушать. Итак, немного теории из курса биологии 9-го класса.
Что я рисую? – клетку.
Что это за компонент клетки? – Ядро.
Как называется молекула, содержащаяся в ядре и определяющая индивидуальность каждого организма? – ДНК.
Давайте вспомним структуру ДНК (записываем в тетрадки): состоит из нуклеотидов, а нуклеотид из:
Остатка фосфорной кислоты (ОФК)
Углевода –дезоксирибозы
Комплементарных азотистых оснований: А - Т
Г – Ц
Какую ещё вы нуклеиновую кислоту проходили? – РНК.
Структура нуклеотида РНК:
Остаток фосфорной кислоты
Углевод – рибоза
Комплементарные азотистые основания: А - У
Г –Ц
А теперь разбейтесь на команды по принципу комплементарности в первый ряд – ДНК, во второй – РНК
Команды сформированы. Слушайте задание, которое встречается в вопросе №3 ЕГЭ на повторение структуры ДНК и РНК.
А – Т
Г –Ц
Вместе эти АО составляют 100 %. Сколько будет составлять % пара АО? – 50%.
А сколько отдельное АО, например, цитозин? – 25%.
Подготовка к основному этапу занятия
Давайте вспомним химический состав организма:
Органические вещества (вода, минеральные соли)
Неорганические вещества (белки, жиры, углеводы, НК, витамины)
Сколько % составляет вода в организме? – 70%.
А сухая масса? – 30%.
Белки составляют 50% от сухой массы. Чтоб подчеркнуть из значимость в организме я приведу такие примеры..
Белок – это…
-волосы
- ногти
- мышцы
- кости
Таким образом, белка в нашем организме очень много.. потребность высокая, поэтому организм должен его постоянно формировать…итак, мне интересно, сможете ли вы назвать тему урока? – Биосинтез белка.
Цель и задачи урока: сформировать представление о биосинтезе белка и использовать полученные новые знания при решении заданий ЕГЭ.
Формирование новых знаний и умений
Какие структуры участвуют в синтезе белка? – ДНК, РНК, рибосомы. Каким образом протекает этот процесс? – ДНК – РНК – БЕЛОК, или
ДНК – и-РНК (кодон) – т-РНК (антикодон) – белок. Например: ДНК (ААТ) – кодон (УУА) – антикодон (ААУ)
Одну аминокислоту кодирует три нуклеотида (триплет)
2-6
3-9
5-15
Закрепление (слайд) взаимопроверка и выставление баллов
Рефлексия
Беседа о метаболизме: ассимиляции и диссимиляции, и биосинтезе белка как о процессе ассимиляции
Задание на дом (слайд): повторить строение хлоропласта и составить схему его строения
Формы обучения:
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Дифференцированная работа
Методы обучения:
Наглядные
Беседа
Словесные
Постановка проблемы, сравнение, выводы, обощение
Практические