СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок музыки в 3 классе. Раздел "О России петь - что стремиться в храм". Тема урока "Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки»

Открытый урок музыки в 3-м классе

Тема: Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве

Учитель: Павлюк Г.Н.

Цель: 1.показать, что образ матери – вечная тема искусства,

показать, как музыка, поэзия и живопись разными путями идут к созданию образа матери,

показать, что музыка в мире искусств не одинока.

2.Развивать творческие способности школьников.

3.Воспитывать уважительное, бережное отношение к матери.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа.

Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.



Регулятивные УУД:

Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил

и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к

волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки.



Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнѐра в коллективном пении.

Предметные:

Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно- творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Личностные

- воспитывать уважение и бережное отношение к матери;
- развивать чувства долга и ответственности за свои поступки;
- способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;
- поощрять творческие способности учащихся.

Музыкальный материал: Шуберт «Аве Мария» (в исп. Р. Лоретти); песня «Мамочка милая, мама моя»

Репродукции картин: С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, В. Васнецов “Богоматерь с младенцем”

Программное обеспечение: фрагмент видео фильма

Оборудование: баян, мультимедийный проектор, компьютер, текст песни “Мамочка милая, мама моя”.

Структура урока:

  1. Вход. Музыкальное приветствие.

  2. Определение темы урока.

  3. Актуализация знаний. Обобщение пройденного материала.

  4. Основная часть.

- анализ репродукций картин

- динамическая пауза

- слушание музыки

- просмотр видеоролика

5.Итог урока.

6.Рефлексия.

7. Контроль.

ХОД УРОКА.

Учащиеся входят в класс под музыку.

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Ученики. Музыка, здравствуй! – 2 раза
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный – 2 раза
Нам дарит музыка.
Учитель. Здравствуйте, девочки!
Девочки. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, мальчики!
Мальчики. Здравствуйте! (садятся на свои места)
Учитель. Здравствуйте, здравствуйте!
Ученики. Здравствуйте!
Вместе. Здравствуйте, здравствуйте все.

- Садитесь на места и настраивайтесь на рабочий лад.

2. Определение темы

Читают эпиграф к уроку:

Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин,

Женщина с ребенком на руках.

(Сергей Островой)


Прочтите слова, которые являются эпиграфом нашего урока и попробуйте определить тему нашего урока.


Звучит фрагмент песни «Мама – первое слово»

-Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?

-Какой праздник мы отмечали 26 ноября?

- Как вы думаете, почему столько много внимания мы уделяем теме материнства?

- Мама наш самый дорогой, родной, близкий и любимый человек. Она подарила нам жизнь, она заботится о нас, оберегает нас от всяких бед, защищает и любит нас. Мы можем назвать её берегиней, покровительницей.

3. Актуализация знаний

Рассказы детей о мамах.

Распевка:

Исполнение: Колокольчик нам поёт, всех на музыку зовёт.

Слышишь тонкий голосок, нам пора начать урок.

Дин-дон/ 2 р. Пора начать урок.

Дин-дон/ 2 р. Зовёт нас голосок.



Исполнение «Ах, какая мама», «Мамочка, милая мама моя».

-Каков характер музыки?

- Музыка весёлая, задорная, танцевальная, поднимает настроение

- Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: Матушка, Мать, Материнская. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.

- А вы знаете, ребята, у наших мам тоже есть покровительница. Как вы думаете, кто это?

- Это Богородица.

- Во всех странах мира покровительницей матерей и материнства является Матерь Божья. Когда мамам тяжело, они обращаются за помощью, именно, к ней.

-Как ещё называют Божью Мать?

- Дева Мария, Богородица, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая. Потому, что Богородица прежде всего – Мать. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.



Словарная работа: Мадонна – моя госпожа, Всепетая – воспевают все, поэты, художники, композиторы.

Более 2000 лет образу матери в лице Девы Марии посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты и музыканты всех народов.

Ребята, а какие виды искусств можете назвать вы?

- Ответы детей .

А как вы считаете, связаны ли эти виды искусства с музыкой?

- Да.

- Сейчас мы постараемся доказать, что в мире искусств музыка не одинока.

Мы попытаемся соединить эти виды искусства – и музыку, и живопись, и литературу, воедино.

4.Работа по странице учебника.

С. 43. Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богоматерь с младенцем»

- Что вы видите на картине?

-Мы видим изображение Божьей матери с младенцем Иисусом на руках. Она нежно и бережно обнимает младенца. Сколько любви, красоты, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. Небесный свет озаряет её лик.

- Какие краски использует художник?

С помощью чего художник так ярко передаёт нам настроение картины?

-С помощью цвета. Художник говорит на языке цвета.

- Это икона. Икона в переводе с греческого – образ. Образы святых сопровождают людей повсюду – в храме, в доме, в дороге. Иконы в отличие от картин, пишутся по определённым канонам, т.е. по определённым правилам. Поэтому их лица, как бы похожи.

А при написании картин художник стремиться передать индивидуальность и неповторимость каких-то черт, которые присущи только этому человеку.

А теперь прочтите стихи А.С. Пушкина. Что можно о них сказать? Посмотрим как сочетаются стихи икона?

- Поэт передаёт своё преклонение перед образом Богородицы, воспевает её вселенскую любовь к людям. Слова просты, но в то же время благородны и величественны. Они очень чётко подчёркивают величие картины В. Васнецова.

Работа по картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна»

Посмотрите на слайде, величественный образ Мадонны воплощен в картине итальянского художника 15 века Рафаэлло Санти (Рафаэль) «Сикстинская Мадонна».

Сегодня я познакомлю вас с картиной «Сикстинская Мадонна» замечательного итальянского художника Рафаэля, с иконой русского художника В.Васнецова . В нашей беседе мы попытаемся приблизиться к этим шедеврам, и мне бы очень хотелось, чтобы данные картины осталась не только в вашей памяти, но и в вашем сердце.

Перед вами это удивительное полотно.

Всмотритесь в него внимательно и ответьте на следующие вопросы.

Кто является главным персонажем картины?

- Мадонна.

Что она делает?

- Держит на руках ребенка.

Что она при этом чувствует?

- Любовь, нежность, ласку и т.д.

А какие чувства возникают у вас, глядя на эту картину?

- Чувство ласки, заботы, радости, любви, доброты

- В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.

Можно ли остаться равнодушным, общаясь с этой картиной?

- Нет.

Какими средствами художник смог пробудить в нас эти чувства?

- Живопись разговаривает на языке цвета.

Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы.

Рафаэль был удивительным художником, большая часть его полотен посвящена образам святых. Данная картина висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь, она рассказывает нам о любви и нежности Девы Марии к своему сыну, о тревоге за него.

А теперь, давайте вспомним придание. Уже в момент рождения, Дева Мария знала о той страшной участи, которая ожидает ее сына. Именно Иисус должен подарить людям бессмертие, отдав взамен свою жизнь. И как это страшно для матери – держать на руках младенца и знать, что в будущем ему суждено погибнуть мучительной смертью, пусть даже ради такой высокой цели, как человеческое бессмертие.

Что она чувствует, о чем думает?

- Чувствует боль, жалость, сострадание, вместе с тем гордость и величие. Просит Бога дать ему силы и мужество достойно пройти через все испытания.

Рафаэль вложил в образ Мадонны весь свой талант. Он сам рано лишился матери, смутно помнил ее черты, но в его памяти она осталась очень красивой женщиной. Он говорил: «Я хочу написать Мадонну – простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства». В его Мадонне чувствуется тоска человека, не знавшего материнской ласки.

Вывод:

Итак, мы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, душевное умиротворение, она полна добра, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушиваться в эту льющуюся прямо с полотна музыку.

IV Беседа по картинам

Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?

У.: Кто изображен на картинах?

У - Откуда явилась Мария?

У: - Куда направляет стопы?

У.: - Куда устремила взгляд?

У.:- Какие краски на холстах художников?

У.: - Какого цвета больше?

У.: - Есть ли разница на картинах между небом и землёй?

Вывод: Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?



Давайте станем на миг композиторами, и попытаемся устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине. Как вы считаете, какая она будет?

- Тихая, нежная, плавная, тревожная, грустная, и вместе с тем светлая, полная величия.

Вы замечательные композиторы, молодцы.

Вы, конечно, знаете, что музыка великое, никогда неувядающее искусство. Музыка занимает в нашей жизни огромное место, без нее не обходится ни одно событие. Под тихий напев матери засыпает малыш, под веселую мелодию резвятся дети. Музыка обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь, а богатый и поэтичный мир звуков привлекает людей своей выразительностью. Сила воздействия музыки на людей столь велика, что она может объединять массы, сплачивать их единой волей, звать на подвиги.

Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет ее. Это музыка – духовная.



Произведение, которое сейчас прозвучит, я очень люблю, мне оно бесконечно дорого. Его музыка так же прекрасна, как и эта картина, а написал ее Франц Шуберт и назвал «Ave Maria».

Слушание произведения Шуберта Ave Maria в исполнении Робертино Лоретти.

Кто исполнял это произведение?

- Звучал мужской голос в сопровождении оркестра. Исполнил произведение 13-летний итальянский мальчик Робертино Лоретти. Сейчас ему уже 71 год.

А всегда ли музыка звучала одинаково?

- Нет, музыка постоянно изменялась и развивалась.

Как изменялась динамика, темп, тембр, характер?

Молодцы, ребята! Я согласна с вашими ответами. И мне особенно приятно, что вы оказались замечательными слушателями, вы рассказывали именно о такой мелодии – нежной, спокойной, светлой, и в тоже время, взволнованной. И может быть кто-нибудь из вас действительно в будущем станет композитором.

Рассказ ученицы о композиторе Ф. Шуберте

Франц Шуберт прожил очень короткую, но глубоко трагическую жизнь – всего 31 год, а как много он нам оставил! Его музыка полна чувств, которые так близки каждому из нас. Он подарил нам мелодию неземной красоты, которая словно убаюкивает. Кажется, что она восходит к небесам и опускается на грешную земля, но вместе с тем, она полна строгости и величия.

Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?

- Нет.

Но ведь вы абсолютно правильно определили характер произведения. Какими же средствами Шуберт смог пробудить в нас эти чувства?

- Ему помог музыкальный язык – это язык звуков.

В основе этого произведения лежат стихи английского поэта Вальтера Скотта. Это своего рода гимн добру и любви. Вслушайтесь в эти строки внимательно, ведь они еще раз подтверждают правильность всех наших суждений.

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, в котором много общего с темой нашего урока.

Обсуждение увиденного фрагмента с детьми.

Скажите, ребята, а может ли песня передать те чувства, о которых мы сегодня говорили, когда смотрели на картину, когда слушали музыку и стихи. Давайте еще раз вместе назовем эти чувства.

Дети перечисляют чувства любви, нежности, ласки, материнства, скорби, тревоги…

Конечно, песня может рассказать нам о любви, о радости жизни, она может быть полна света и добра.

- Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками.

Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

Ребята, сегодня мы стали свидетелями того, как библейские образы в разных странах и в разное время вдохновили художников на создание картин, композиторов на написание музыки, поэты посвятили им свои стихи. А замечательное произведение Шуберта не оставило никого равнодушным. Это гимн добру и красоте.

5. Итог урока.

А теперь давайте подведем итог нашей работы.

Сегодня мы не только говорили о картине Рафаэля, о музыке Шуберта – мы попытались «услышать» живопись, «увидеть» музыку, почувствовать слово. И убедились, что и музыка, и живопись, и литература, – все эти искусства, каждое своими средствами, рассказывают об очень близких для всех нас чувствах, - о добре, любви, о чувствах, которые волнуют нашу душу. Ведь это сейчас так важно в жизни – не остаться равнодушным, уметь сопереживать.

Я желаю вам, дорогие ребята, научится не просто слушать, а уметь услышать, не просто смотреть, а уметь увидеть и почувствовать.

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

У.: -Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?

Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)

У.: Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку ангела). Мы уже с вами знаем, иконам молятся о мире на Земле, о здоровье. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель – это ваши мамы. Но у каждого из вас есть небесный ангел, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу. Может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Ангел донесёт вашу просьбу Богородице.

6.Рефлексия.

А сейчас вспомните весь наш урок. Мы с вами сейчас соберём праздничный букет для всех мам. И если вам на уроке всё было понятно, интересно, то возьмите со стола красный цветок и приклейте в букет. Если что-то осталось непонятным, урок понравился, но не очень, возьмите жёлтый цветок; а если совсем всё было не понятно и не интересно, то синий цветок.

7. Контроль.

Спасибо всем за урок. Молодцы!!! Всем 5. Вы правильно характеризовали музыку, были замечательными слушателями и исполнителями.

Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!



















ФРАНЦ ШУБЕРТ




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!