СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы в 7 классе «А.С. Пушкин «Повести Белкина. «Барышня-крестьянка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразные приемы работы над текстом повести; встреча с самим А.С. Пушкиным, который поведает о Болдинском периоде своего творчества; выявление особенностей языка и композиции повести; развитие умений анализировать характеры персонажей художественного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 7 классе «А.С. Пушкин «Повести Белкина. «Барышня-крестьянка»»

МКОУ «ООШ № 3 СТ.КАРДОНИКСКОЙ»













Открытый урок литературы

в 7 классе

«А.С. Пушкин «Повести Белкина.

«Барышня-крестьянка»




















Подготовила учитель русского языка

и литературы

Жарова Т.А.




Октябрь 2015 г.


Технологическая карта урока 16 Учитель: Жарова Т.А.

Дата:

Тема: Вн.чт. А.С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»

Предмет: литература

Класс: 7

Учебник: «Литература, 7 класс», Москва, «Просвещение», 2014 г., авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Тип урока: комбинированный

Задачи деятельности учителя:

- познакомить обучающихся с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина»;

-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;

 -познакомить с содержанием повести «Барышня-крестьянка»;

- повторить литературоведческие термины;

-обучать комплексному анализу текста;

-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;

-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С. Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: понимать связь литературного произведения с эпохой его написания; выявлять заложенные в нем вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;

ценностно-ориентационная сфера: приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения с использованием образных средств русского языка, умением писать творческие работы, связанные с проблематикой и тематикой произведения;

эстетическая сфера: проявлять эстетическое восприятие произведения.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию; к самовыражению.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте изученного произведения; находить нужную информацию в различных источниках, включая Интернет;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока-спектакля, оценивать собственные возможности для выполнения учебной задачи; иметь мотивацию познавательной деятельности; находить общее решение и реализовывать поставленные задачи;

коммуникативные: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; владеть устной и письменной речью, навыками работы индивидуально и в группе, сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Методы и формы обучения: индивидуальная, групповая (выразительное чтение, инсценирование, проведение викторины).

Интернет-ресурсы:

1. Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино». – Режим доступа : http://www.boldinomuzey.ru

Средства обучения: полный текст повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», карточки с характеристикой героев, отрывок фильма «Барышня-крестьянка», компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке», осенние листья на доске и полу.

                               

                                                     





Сценарий урока


1.Организационный этап Слайд 1

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех,

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

- Поскольку к нам пришли гости, постараемся показать, как мы умеем и желаем работать.


2.Сообщение темы урока Слайд 2

- Учитывая домашнее задание, сформулируйте тему урока.

-Правильно. Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», с которой вы познакомились до урока самостоятельно. Ребята, в этом году «Повести Белкина» - книга-юбиляр, ей исполнилось 185 лет!


3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся Слайд 3

-Какие цели поставим перед собой?  (Развивать речь, вырабатывать усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения, умение анализировать характер персонажа художественного произведения обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян 19 века.)


4.Актуализация знаний Слайд 4

- За окном яркое, теплое время года, и я приглашаю вас в Болдинскую осень, приглашаю к разговору о творчестве А. С. Пушкина болдинского периода.

Как только не называли современники, да и критики разных лет Болдинскую осень: и порой великих свершений, и золотой Болдинской осенью, и пиком творческого духа, и порой завершений, и переломным этапом в жизни и творчестве Пушкина.

Что же такое Болдинская осень? Какие перемены произошли в жизни великого писателя в это время? Ребята, об этом нам расскажет сам А.С. Пушкин. Послушайте его внимательно.

А.С. Пушкин: Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне. Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?

Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо. Написал около 30 лирических произведений. Замечательно. Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери»,

«Скупой рыцарь». Хорошо. Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…»? Ведь это первое моё произведение в прозе.

- Ребята, так когда были написаны «Повести Белкина»? (Осенью 1830 г.) Слайд 5

-А кто может назвать дату написания повести «Барышня-крестьянка» точнее. (20 сентября)

- Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?

- Какие еще произведения он написал здесь?

- Что беспокоило Пушкина?

5.Проверка домашнего задания

- А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это было вашим домашним заданием.

- Пушкин беспокоился, как читатели воспримут повести. Что говорили о «Повестях Белкина» после выхода их в свет? Понравились ли они читателям?

- Какие повести входят в цикл? («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). Слайд 5 а

- Почему цикл так назван?  (Пушкин решил печатать повести анонимно, приписав авторство выдуманному лицу – Белкину.)

- Зачем это понадобилось автору?  (В «Повестях Белкина» Пушкин изображает современную ему жизнь обыкновенных людей, и у него возникло опасение, что критики истолкуют эти повести как падение его таланта.)

- Повести вышли в свет в 1831 году под заглавием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» Слайд 6

- Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской жизни, но он не рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями. На вопрос своего знакомого: «Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».


6. Первичное усвоение новых знаний и закрепление

  • Анализ повести

Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать, как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет Романюта Яна, подготовившая следующие слайды к презентации. Слайды 7-8

- Назовите любимые занятия помещиков пушкинской эпохи. (Охота, балы, они приглашали друг друга в гости на обеды, содержание диких зверей, прогулки в саду).

Слайд 9 (Яна читает)

Слайды 10-11


  • Работа с литературными терминами

- Ребята, вспомним, что такое сюжет в художественном произведении.  (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения)

- Любое произведение начинается с завязки. Что такое завязка в художественном произведении?  (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие, влекущее за собой последующие события.)

-Всех ли героев повести вы помните?


  • Узнай героя повести «Барышня- крестьянка»

Сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали повесть и запомнили героев. Ответьте на вопросы: Слайд 12

  1. Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)

  1. Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)

  2. Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)

  3. Назовите фамилию настоящего русского барина, соседа Берестова. (МУРОМСКИЙ)

  4. Назовите отчество Елизаветы?  (ГРИГОРЬЕВНА)

  5. Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)

  6. Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)

  7. Продолжите «сорокалетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)

  8. Как звали отца Алексея?  (ИВАН)

- Кто из этих героев - главные?  (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).

Слайд 13

- Дадим им краткую характеристику. На карточках написаны черты характера и внешности героя.  Вы должны догадаться кто это и назвать героя. Работать будем в парах.

1.Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.

2.Стройный, весёлый, озорной,   красавец, образован – АЛЕКСЕЙ  БЕРЕСТОВ.

3. Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ

4. Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё     английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.    

5. Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.      


  • Анализ повести Слайд 14

- Вот теперь вернемся к сюжету. Так что же является завязкой в повести?  (Заинтересованная рассказами Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу).

- Почему она не может иначе увидеть Алексея?  (Их отцы находятся в ссоре)

- Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)

- Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? Прочитаем об этом.


  • Выразительное чтение отрывка (с.61)

-Одним из самых интересных моментов в повести является первое свидание Лизы и Алексея. Вспомним, как оно прошло, прочитаем их диалог по ролям.

  • Чтение диалога по ролям (с.62)

  • Беседа о прочитанном

- Что привлекает Алексея   в Акулине?  (Её непосредственность, естественность, простота, загадочность, чистота души).

- Да. Именно эти качества понравились главному герою в Акулине. Она настолько скромна, что даже не позволяет себя обнять.

- А каковы современные девушки?  (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться.)    

- Как видите, ребята, мужчины во все времена ценили девушек скромных. И

А.С. Пушкин подчеркивает это в своей повести.

- Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем?  (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства. Отношения продолжаются 2 месяца)  

- Как развиваются отношения между родителями?  (Они помирились)

- Как происходит примирение?  (Берестов старший помог Муромскому, упавшему на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)

- Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей?  (Воспользовалась белилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талию как букву икс)

- Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).

- Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их).

- Когда Алексей узнаёт о замысле отца, что он предпринимает, на что решается?  (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей, что он не любит её.)

- Посмотрим, как это происходит.


  • Просмотр отрывка из фильма (заключительная сцена) Слайд 15


Вывод: Слайд 16

-Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. И Алексей, как мы только что увидели, очень этому рад. Вот теперь пришло время вспомнить слова, которые являются эпиграфом к повести. Назовите его.

Слайд 16а

(«Во всех ты, душенька, нарядах хороша»)

- Как вы понимаете данные слова?  (Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота души, и она не зависит от положения человека в обществе).

- Судя по отношению автора к своим героям, можем ли мы сказать, какие черты характера Пушкин ценил в людях? (Главное, что ценил Пушкин в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга).


- Ребята, а теперь подведем итоги нашей работы.

Слайд 17

-Как представлена Лиза в повести? (В двух образах)

Слайд 18

- Что хотел сказать Пушкин, показывая нам, читателям, героиню в двух совершенно разных образах?

Слайд 18 а


7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Слайд 19

С.103-107 прочитать


8.Рефлексия   Слайд 20

- А сейчас самостоятельно оцените свою работу на уроке. На листочке, который лежит перед вами, поставьте метку в сектор соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Объясните свою точку зрения.

- На этом наш урок окончен. Пожелаем всего доброго друг другу и нашим гостям, чтобы они захотели прийти к нам снова.



КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ  ВАРИАНТ 1 
1.Сюжет – это… 

2.Эпиграф нужен в повести для того, чтобы… 

3.Алексей полюбил Лизу, потому что 
 она была богата 
 она была знатного рода 
 она была красива 
 она была душевной, доброй и очень славной девушкой 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ  ВАРИАНТ 2 
1. Завязка – это… 

2. Автор использует вымышленное лицо Белкина для того, чтобы…


3. Лиза не могла открыться Алексею, потому что 
 их отцы были в ссоре 
 она не любила его 
 хотела посмеяться над ним 
 считала, что он её не любит 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ  ВАРИАНТ 1 
1.Сюжет – это… 

2.Эпиграф нужен в повести для того, чтобы… 


3.Алексей полюбил Лизу, потому что 
 она была богата 
 она была знатного рода 
 она была красива 
 она была душевной, доброй и очень славной девушкой 

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ  ВАРИАНТ 2 
1. Завязка – это… 

2. Автор использует вымышленное лицо Белкина для того, чтобы…


3. Лиза не могла открыться Алексею, потому что 
 их отцы были в ссоре 
 она не любила его 
 хотела посмеяться над ним 
 считала, что он её не любит 



КАРТОЧКИ

1.Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения.






2.Стройный, весёлый, озорной, красавец, образован.






3. Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное.






4. Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё английское.






5. Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!