МУНИЦИПАЛЬНОЕ КОЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
__________________________________________________________________________________
Открытый урок литературы в 5 классе
«Тайга хлипких не любит!»
(рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро»)
Автор: Ахмедова Аминат Гаджиевна,
учитель русского языка и литературы
2015
Тема: «Тайга хлипких не любит!»
Цели:
- учебное исследование текста;
- активизация учебного процесса; стимуляция дальнейшего интереса к творчеству Астафьева;
- формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
Задачи:
- помочь уч-ся разобраться в поведении героя, увидеть его личностные качества, которые являются образцом для подражания.
Оборудование: мульмедиа, компьютер, презентация, видеоролик «Глухарь»
На партах таблички: «психологи», «географ», «аналитики», «рыбак», «биолог», «лесник»
ХОД УРОКА
1.Орг. момент. Пожелание успеха. Слайд
Приглашаем гостей пройти по затесям героя рассказа В. Астафьева мальчика Васютки. Мы попытаемся ответить на проблемный вопрос: «Почему Васютка смог выжить в тайге?» Но сначала необходимо узнать о местности, где происходит действие рассказа. Слово предоставляется «географу».
«Географ». События рассказа происходят в Заполярье. Мы нашли на карте город Игарку, вот река Енисей. От неё разветвляются реки, наверное, среди них есть речка, по которой Васютка и вышел к Енисею. По карте видно, что Енисей – очень большая река.
Слайд Легенда о Енисее
Енисей - Великая река. Когда-то, давным-давно, ещё ручейком ушёл Енисей из дома, из Саян, прогуляться по Средне-Сибирскому плоскогорью... Пока бежал, сил набрался, возмужал. Однажды встретил он в пути подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни...
Вдогонку им родители отправили войска, но, возможно, боги решили, что нельзя мешать молодым, и их преследователей превратили в камни! Так и стоят они застывшие навеки... Сейчас там находится заповедник "Столбы", где люди отдыхают и любуются каменными исполинами.
Потом у Енисея с Ангарой две дочки появились, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо...
«Географ». Виктор Астафьев писал: «…на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто …ученик брызнул голубыми чернилами». Действительно, здесь много мелких синих точек, среди них и находится озеро, найденное Васюткой.
«Биолог». В Заполярье водятся песцы, белки, рыси, кедровки, глухари.
Крупнее глухаря нет птицы в наших лесах. Телосложение глухаря плотное. У него короткие широкие крылья. Ноги сильные. Вес его достигает 5-6 кг. Самец глухаря – красавец! Он носит яркий наряд: верх и бока серо–сизые, шея чёрная, зоб с зелёным металлическим блеском, брюшко тёмное с белыми пятнышками, перья крыла буровато-коричневые, рулевые хвоста – чёрные с белыми пятнами. Над глазами у глухаря голое пятно красного цвета
«Рыбак». В озёрах водится ценная белая рыба: налим, осётр, стерлядь, таймень, омуль. Дедушка Васютки Афанасий ворчал: « Раньше рыба тучами ходила. Придёт время… об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать».
«Лесник». Край богат кедрами, которые одаривают людей вкусными орешками, пихтами, растёт красная смородина.
Учитель. Ну что же, отправимся вместе с Васюткой в тайгу.
Инсценировка отрывка учащимися
Васютка одевается: куртка, кепка, патронташ.
Мать. К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.
Васютка. Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.
Мать. «Охота, охота!» Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.
Васютка. Перочинный ножик, спички…
Мать. Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
Васютка. Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
Мать. Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Васютка поспешил исчезнуть с глаз матери. Шёл он по тайге и думал.
Васютка. Да, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди – и получится тропинка.
Слайд На экране – кедровка.
Васютка. (передразнивая) Кра-кра! Вот нахальная птица! Ведьма проклятая! Но и пользу приносит: разносит по тайге семена кедра. Где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет.
Чтение отрывка, стр. 122: «Наконец Васютка облюбовал дерево…»
Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел … большую чёрную птицу. Глухарь!
Слайд На экране – глухарь.
Просмотр видеоролика о глухаре. Чтение стихотворения «Глухарь»
Малиновые брови глухаря
Покрасила весёлая заря,
А ночь глухая глухарю дала
Два сильных, крепких
Вороных крыла.
А чтоб легко в полёте
Тело нёс,
Таёжный ветер дал
Красивый хвост.
И старый кедр, иголками горя,
Приветствует красавца глухаря!
А он росу серебряную пьёт,
А он бруснику спелую клюёт…
И, счастлив от раздолья и простора,
Серебряную песню дарит бору. (А. Тарханов. )
Чем закончилась встреча Васютки с глухарём?
Выразит. чтение. «Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим».
Васютка поворачивает назад, приглядывается.
Васютка. Фу ты! Где же затеси? Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Та-ак…
Когда Васютка понял, что заблудился? (Муха в паутине)
Слайд На экране - муха в паутине.
Сравнение: муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.
Почему это открытие было настолько простым и потрясающим? (Мальчик не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто).
Чтение, стр. 128 со слов «Где это я?» - изумлённо подумал Васютка.
Слайд На экране – белка.
Васютка. (с улыбкой) Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!
Чтение, стр. 129: «Васютка вскинул ружьё и выстрелил…».
Какими чертами характера обладает Васютка?
Вывод: Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, таежных законов, из жизни.
Тогда почему Васютка заблудился?
Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Глухарь наказывает мальчика за ненужное убийство.
- Как вы думаете, страшно ли было Васютке?
Учитель. «Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле».
«Психологи» описывают от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх.
Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем: и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Нужно найти какой-то выход.
Васютка. - Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! Шагом арш! Эть, два!
Мальчик оказался в ситуации, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
«Аналитики» размышляют над вопросом: «Какие умения и знания помогли Васютке выжить в тайге?»
Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”- слова отца и деда.
- Что он сделал в первую очередь?
Слайды
Итак, надо “взять себя в руки”;
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
- В чём укорял себя Васютка, когда через силу глотал пресное мясо?
- Как добыл соль?
- Кем была природа для мальчика – другом или врагом? Подтвердите примерами из текста.
Васютка провёл в тайге 4 ночи.
«Аналитики». Какие таёжные законы знал Васютка? (умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, испечь в золе костра еду, умеет ориентироваться, определяет источник звука в тайге, экономит продукты, после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; держит себя в руках).
Кто научил Васютку этому, откуда он всё знает? (Глубокое знание природы и любовь к ней заложили в нём отец и дедушка, забота и любовь матери).
Мальчик постоянно ощущает связь с домом, близкими. 6 раз он вспоминает дедушку, маму, 3 раза – отца, дом, 4 раза – рыбаков и охотников, 2 раза – “наших” (всех вместе). С теплотой он вспоминает своих школьных друзей, учительницу. Особенно часто он думает о них, когда ему труднее всего, – ночью. И тогда эти мысли его успокаивают, вселяют уверенность в благополучном исходе. Родные как бы незримо направляют его, подсказывают, что делать. Вася понимает, что он должен преодолеть страх, отчаяние, пройти все испытания, т.к. его очень ждут дома, в него верят. Смекалка, сноровка, вера в себя, знания и навыки, полученные от родных, и постоянная связь с домом – вот что спасло его.
- Каким образом мальчик вышел к озеру?
Чтение, стр. 130: «Солнце пошло на закат, когда Васютка…»
- Что привлекло внимание мальчика? (Белая рыба)
- Как он определил, что озеро проточное?
- Ночь на берегу озера.
- Речка.
- Встреча с Енисеем. Почему такая радость?
- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
Чтение: « Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали темнее, а губы потрескались. – Ну и дошёл же ты, друг! – покачал головой Васютка.»
(Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за эти дни повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.)
Васютка не спасовал перед трудностями, преодолел их с честью и сделал открытие. Какое? Озеро.
Чтение, стр.146: «Когда впереди открылось широкое…»
Почему озеро называется Васюткино? (Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог взрослым. В честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь.)
Слайд . Васюткино озеро – отражение души мальчика, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Чтение, стр. 146: «На районной карте появилось…»
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение В. Астафьева, мы видим суровую, строгую красоту и щедрость тайги, мы тоже оставляем в душе впечатления, делаем зарубки на сердце.
Появляется Таёжник.
Тайга хлипких не любит. Она мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Выучите и вы затеси, которые спасли Васютку.
- Спокон веку заведено: идёшь в лес, бери краюшку хлеба, спички и соль!
- Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!
- Возьми с собой в лес собаку!
- Запомни: удача не всегда приводит к счастью!
- Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!
- Слушай и запоминай народные приметы!
- Таёжные законы нельзя переиначивать!
Решить задачу спасения должен сам человек. Знания, добытые своими руками, могут быть ценными. Тогда человек станет настоящим сыном и хозяином природы. Будет лучше понимать самого себя, научится ценить своих близких. Поэтому необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил малую родину Виктор Астафьев.
Домашнее задание:
Сочинение: Чему научил меня рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро»?
Использованная литература
Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. В.Я. Коровина (и др). – 8-е изд. – М. : Просвещение.
Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Уроки литературы 6 – 2009 / Приложение к журналу «Литература в школе».
В презентации использованы иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Васюткино озеро».
Чеченина А. Г. "Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок- исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" / «Первое сентября», «Открытый урок». Д.2, 2008/2009
Кузьмина Т. Г. "Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро") / «Первое сентября», «Открытый урок». Д.2, 2009/2010
8