СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы в 5 классе «Тайга хлипких не любит!»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 5 классе

   «Тайга хлипких не любит!»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 5 классе «Тайга хлипких не любит!»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КОЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« АЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

__________________________________________________________________________________

Открытый урок литературы в 5 классе

«Тайга хлипких не любит!»

(рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро»)















Автор: Ахмедова Аминат Гаджиевна,

учитель русского языка и литературы

2015

Тема: «Тайга хлипких не любит!»


Цели:

- учебное исследование текста;

- активизация учебного процесса; стимуляция дальнейшего интереса к творчеству Астафьева;

- формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Задачи:

- помочь уч-ся разобраться в поведении героя, увидеть его личностные качества, которые являются образцом для подражания.

Оборудование: мульмедиа, компьютер, презентация, видеоролик «Глухарь»

На партах таблички: «психологи», «географ», «аналитики», «рыбак», «биолог», «лесник»


ХОД УРОКА


1.Орг. момент. Пожелание успеха. Слайд

Приглашаем гостей пройти по затесям героя рассказа В. Астафьева мальчика Васютки. Мы попытаемся ответить на проблемный вопрос: «Почему Васютка смог выжить в тайге?» Но сначала необходимо узнать о местности, где происходит действие рассказа. Слово предоставляется «географу».

«Географ». События рассказа происходят в Заполярье. Мы нашли на карте город Игарку, вот река Енисей. От неё разветвляются реки, наверное, среди них есть речка, по которой Васютка и вышел к Енисею. По карте видно, что Енисей – очень большая река.

Слайд Легенда о Енисее

Енисей - Великая река. Когда-то, давным-давно, ещё ручейком ушёл Енисей из дома, из Саян, прогуляться по Средне-Сибирскому плоскогорью... Пока бежал, сил набрался, возмужал. Однажды встретил он в пути подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни...

Вдогонку им родители отправили войска, но, возможно, боги решили, что нельзя мешать молодым, и их преследователей превратили в камни! Так и стоят они застывшие навеки... Сейчас там находится заповедник "Столбы", где люди отдыхают и любуются каменными исполинами.

Потом у Енисея с Ангарой две дочки появились, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо...

«Географ». Виктор Астафьев писал: «…на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто …ученик брызнул голубыми чернилами». Действительно, здесь много мелких синих точек, среди них и находится озеро, найденное Васюткой.

«Биолог». В Заполярье водятся песцы, белки, рыси, кедровки, глухари.

Крупнее глухаря нет птицы в наших лесах. Телосложение глухаря плотное. У него короткие широкие крылья. Ноги сильные. Вес его достигает 5-6 кг. Самец глухаря – красавец! Он носит яркий наряд: верх и бока серо–сизые, шея чёрная, зоб с зелёным металлическим блеском, брюшко тёмное с белыми пятнышками, перья крыла буровато-коричневые, рулевые хвоста – чёрные с белыми пятнами. Над глазами у глухаря голое пятно красного цвета

«Рыбак». В озёрах водится ценная белая рыба: налим, осётр, стерлядь, таймень, омуль. Дедушка Васютки Афанасий ворчал: « Раньше рыба тучами ходила. Придёт время… об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать».

«Лесник». Край богат кедрами, которые одаривают людей вкусными орешками, пихтами, растёт красная смородина.

Учитель. Ну что же, отправимся вместе с Васюткой в тайгу.

Инсценировка отрывка учащимися

Васютка одевается: куртка, кепка, патронташ.

Мать. К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

Васютка. Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

Мать. «Охота, охота!» Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Васютка. Перочинный ножик, спички…

Мать. Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

Васютка. Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

Мать. Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Васютка поспешил исчезнуть с глаз матери. Шёл он по тайге и думал.

Васютка. Да, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди – и получится тропинка.

Слайд На экране кедровка.

Васютка. (передразнивая) Кра-кра! Вот нахальная птица! Ведьма проклятая! Но и пользу приносит: разносит по тайге семена кедра.  Где кедровка – там орехи; нюх у неё – пустые орехи и трогать не будет.

Чтение отрывка, стр. 122: «Наконец Васютка облюбовал дерево…»

Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел … большую чёрную птицу. Глухарь!

Слайд На экране глухарь.

Просмотр видеоролика о глухаре. Чтение стихотворения «Глухарь»

Малиновые брови глухаря

Покрасила весёлая заря,

А ночь глухая глухарю дала

Два сильных, крепких

Вороных крыла.

А чтоб легко в полёте

Тело нёс,

Таёжный ветер дал

Красивый хвост.

И старый кедр, иголками горя,

Приветствует красавца глухаря!

А он росу серебряную пьёт,

А он бруснику спелую клюёт…

И, счастлив от раздолья и простора,

Серебряную песню дарит бору. (А. Тарханов. )

Чем закончилась встреча Васютки с глухарём?

Выразит. чтение. «Лес стоял неподвижно тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые берёзки с редкими жёлтыми листьями. Да, лес был такой же. И всё же от него веяло чем-то чужим».

Васютка поворачивает назад, приглядывается.

Васютка. Фу ты! Где же затеси? Всё этот глухарина! Понёсся, как леший, теперь вот думай, куда идти. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сосна у ели – значит, в ту сторону север, а где ветвей больше – юг. Та-ак…

Когда Васютка понял, что заблудился? (Муха в паутине)

Слайд На экране - муха в паутине.

Сравнение: муха – пленница паука, мальчик – пленник …леса.

Почему это открытие было настолько простым и потрясающим? (Мальчик не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто).

Чтение, стр. 128 со слов «Где это я?» - изумлённо подумал Васютка.

Слайд На экране – белка.

Васютка. (с улыбкой) Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!

Чтение, стр. 129: «Васютка вскинул ружьё и выстрелил…».

Какими чертами характера обладает Васютка?

Вывод: Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, таежных законов, из жизни.

Тогда почему Васютка заблудился?

Вывод: Васютка заблудился потому, что нарушил таежные законы, а тайга живет своей собственной жизнью. Она живая. Глухарь наказывает мальчика за ненужное убийство.

- Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Учитель. «Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле».

«Психологи» описывают от имени Васютки его состояние, когда он заблудился и как он преодолел свой страх.

Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем: и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Нужно найти какой-то выход.

Васютка. - Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! Шагом арш! Эть, два!

Мальчик оказался в ситуации, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

«Аналитики» размышляют над вопросом: «Какие умения и знания помогли Васютке выжить в тайге?»

Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”- слова отца и деда.

- Что он сделал в первую очередь?

Слайды

Итак, надо “взять себя в руки”;

  • развести огонь;

  • собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;

  • запастись на ночь дровами;

  • хочется плакать, но надо приготовить еду;

  • поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

- В чём укорял себя Васютка, когда через силу глотал пресное мясо?

- Как добыл соль?

- Кем была природа для мальчика – другом или врагом? Подтвердите примерами из текста.

Васютка провёл в тайге 4 ночи.

«Аналитики». Какие таёжные законы знал Васютка? (умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, испечь в золе костра еду, умеет ориентироваться, определяет источник звука в тайге, экономит продукты, после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; держит себя в руках).

Кто научил Васютку этому, откуда он всё знает? (Глубокое знание природы и любовь к ней заложили в нём отец и дедушка, забота и любовь матери).

Мальчик постоянно ощущает связь с домом, близкими. 6 раз он вспоминает дедушку, маму, 3 раза – отца, дом, 4 раза – рыбаков и охотников, 2 раза – “наших” (всех вместе). С теплотой он вспоминает своих школьных друзей, учительницу. Особенно часто он думает о них, когда ему труднее всего, – ночью. И тогда эти мысли его успокаивают, вселяют уверенность в благополучном исходе. Родные как бы незримо направляют его, подсказывают, что делать. Вася понимает, что он должен преодолеть страх, отчаяние, пройти все испытания, т.к. его очень ждут дома, в него верят. Смекалка, сноровка, вера в себя, знания и навыки, полученные от родных, и постоянная связь с домом – вот что спасло его.

- Каким образом мальчик вышел к озеру?

Чтение, стр. 130: «Солнце пошло на закат, когда Васютка…»

- Что привлекло внимание мальчика? (Белая рыба)

- Как он определил, что озеро проточное?

- Ночь на берегу озера.

- Речка.

- Встреча с Енисеем. Почему такая радость?

- Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

Чтение: « Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали темнее, а губы потрескались. – Ну и дошёл же ты, друг! – покачал головой Васютка.»

(Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за эти дни повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.)

Васютка не спасовал перед трудностями, преодолел их с честью и сделал открытие. Какое? Озеро.

Чтение, стр.146: «Когда впереди открылось широкое…»

Почему озеро называется Васюткино? (Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог взрослым. В честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь.) 

Слайд . Васюткино озеро – отражение души мальчика, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

Чтение, стр. 146: «На районной карте появилось…»

Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение В. Астафьева, мы видим суровую, строгую красоту и щедрость тайги, мы тоже оставляем в душе впечатления, делаем зарубки на сердце.

Появляется Таёжник.

Тайга хлипких не любит. Она мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Выучите и вы затеси, которые спасли Васютку.

- Спокон веку заведено: идёшь в лес, бери краюшку хлеба, спички и соль!

- Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

- Возьми с собой в лес собаку!

- Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

- Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

- Слушай и запоминай народные приметы!

- Таёжные законы нельзя переиначивать!

Решить задачу спасения должен сам человек. Знания, добытые своими руками, могут быть ценными. Тогда человек станет настоящим сыном и хозяином природы. Будет лучше понимать самого себя, научится ценить своих близких. Поэтому необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил малую родину Виктор Астафьев.

Домашнее задание:

Сочинение: Чему научил меня рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро»?


Использованная литература

  1. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. В.Я. Коровина (и др). – 8-е изд. – М. : Просвещение.

  2. Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Уроки литературы 6 – 2009 / Приложение к журналу «Литература в школе».

  3. В презентации использованы иллюстрации Н. Устинова к рассказу «Васюткино озеро».

  4. Чеченина А. Г. "Спасательный круг в огромном темном море тайги". Урок- исследование по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"  / «Первое сентября», «Открытый урок». Д.2, 2008/2009

  5. Кузьмина Т. Г. "Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро") / «Первое сентября», «Открытый урок». Д.2, 2009/2010































8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!