СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературы по теме "Сороковые-роковые" в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы по теме "Сороковые-роковые" в 6 классе»

Цель:

формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.

Задачи:

  • познакомить с творчеством русских поэтов-фронтовиков; дать представление о Великой Отечественной войне из стихотворений тех лет; показать, как в поэтическом и музыкальном творчестве времён Великой Отечественной войны  отразилась высокая духовно-нравственная культура нашего народа;

  • способствовать развитию речи; развивать умение анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности; формировать умение работать с текстом, выделять главное, определять позицию автора, приводить примеры;

  • воспитывать патриотические чувства к старшему поколению, гордость за свой народ, свою Родину, ответственность перед Родиной.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная

  • фронтальная

  • групповая



  1. Организация класса к уроку.

  2. Повторение по ранее изученному материалу. Кроссворд. 2минуты, в группе.

Какое слово у вас получилось выделенным? (патриот)

Кто такой патриот? Давайте определим значение. (тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины). 

  1. Определение темы, постановка целей и задач урока

Дяткина читает стихотворение «Чулочки» Муса Джалиль.

Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

Скажите, пожалуйста, а какой период в русской литературе мы с вами изучаем? (военная поэзия) Верно, сегодня мы поговорим о поэзии Великой отечественной войны. Давайте вспомним годы войны (1941-1945). Вернемся к стихотворению Мусы Джалиля, о чем это стихотворение? (о детях, которых на рассвете расстреляли) Жалел ли враг на войне кого-нибудь? Посмотрите, ведь даже невинных детей, которые только начинают жить, не жалели немцы. Что уж говорить о тех, кто защищал Родину.

А для чего нужно изучать поэзию той поры? (чтобы помнить и чтить подвиг русского солдата)

Тема нашего урока будет звучать по названию стихотворения «Сороковые-роковые».

  1. Слово учителя. В этот год 9 мая наша страна будет отмечать 75-летие со Дня Победы в самой кровопролитной и страшной войне 1941-1945 г.

Познакомимся с поэтами, композиторами, которые создали замечательные стихи, песни о войне. Они никого не оставляют равнодушными, потому что их создали люди, сами пережившие войну, бывшие на фронте, смотревшие в глаза смерти.

Таких поэтов называют поэтами-фронтовиками.

Советские люди не жалели сил, отдавая всё победе. В годы войны появилась организация «Окна Тасс», где работали лучшие художники и поэты. Автор плаката «Родина-мать зовёт» Ираклий Тоидзе создал образ женщины, выражение её лица полно решимости.

-А в осаждённом Ленинграде композитор Дмитрий Шостакович создал в 1941г «Седьмую симфонию», а 9 августа 1942г. её сыграли в зале Филармонии. Это был подвиг голодных и ослабленных людей, но их энтузиазм и решимость передавались слушателям. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 музыкантов из 100.



  1. Работа в группах по анализу стихотворений (5 минут) – в каждой группе карточка по определенному стихотворению, +1 докладчик (стихи прочитаны заранее) сначала 1 докладчик идет, затем читают стихи выразительно, затем 1 человек анализирует.

  2. Тесты по изученным стихотворениям.

Дз. Выучить наизусть любое из четырех стихотворений. Составить интервью «Мой разговор с участником войны». (на выбор)



Доклады.

Гамзатов. Песня «Журавли» считается своеобразным гимном всем ушедшим, не вернувшихся с войны». Стихи к этой песне написал Расул Гамзатов. Интересна история её создания. В 1965г советская делегация представителей культуры посетила японский город Хиросима. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. В центре Хиросимы установлен памятник – девочка с журавлём в руках. Этот памятник установлен в память о японской девочке Садако Сасаки, она была больна раком крови после бомбардировки Хиросимы. Эта девочка поверила старинной японской легенде, что если она сделает тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь отступит. Она складывала журавликов, но осенью 1955г. она умерла. Расулу Гамзатову показали памятник и рассказали историю. Рассказ сильно потряс поэта. В той поездке Расула настигло собственное горе: он получил телеграмму о смерти его матери. Вернувшись на родину, он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке. Через 3 года это стихотворение перевели на русский язык и изменили некоторые слова. Композитор Ян Френкель написал музыку, а исполнил Марк Бернес.

Самойлов В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком. Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Стихотворение было написано спустя двадцать лет после начала войны. Оно рассказывает о первом, самом тяжелом периоде. В стихотворении воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны.

Симонов "Жди меня" было написано в июле 1941 года, на даче Льва Кассиля в Переделкине. Написанное стихотворение Константин Симонов отправляет Валентине Серовой, ведь именно ей посвящены знаменитые строки. У стихотворения "Жди меня” нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах… - пишет Константин Михайлович читателю в 1969. Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.


Орлов У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира.

Сергею Орлову было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, в 1944 году горел в танке. Шрамы от ожогов остались у него на всю жизнь. Но война оставила шрамы не только на теле, но ив душе поэта. Он всё время помнил о друзьях, погибших на войне.

Карточки с анализом

Гамзатов. Герой этого стихотворения (тема)__________________________, он остро чувствует______________________________________. Погибшие напоминают ему _____________________________________________ . Расул Гамзатов понимает, что жизнь не может длиться бесконечно. И тогда, когда настанет момент перехода в вечность, автор мечтает о том, чтобы оказаться среди близких и родных душ, которые, словно журавли, в свое время вознеслись в небо, но не успели попрощаться с теми, кто остался на земле.

Стихотворение состоит из 4 строф. В первой __________________________________, во второй ____________________________________, в третьей___________________________, в четвертой_______________________________
Поэт использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты ( _________________________________); метафору(________________________); сравнение(____________________________________). Стихотворение написано (стихотворный размер)_______________________________.

Таким образом, (вывод) автор увековечил незримую связь между (чем и кем) _______________________________, которая до этого существовала лишь в мифах и народных преданиях.


Самойлов. Центральная тема произведения __________________ _____ ____. Автор раскрывает все ужасы войны сквозь призму собственных воспоминаний. Автор заостряет внимание на основной мысли своего произведения – несмотря на все ужасы войны человек (раскрыть основную мысль) __________________________. Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части. Первые два четверостишия ___________________________, во второй части__________________, В третьей части_____________________________. Стихотворение написано (стихотворный размер)______________________. Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты(___________________________), олицетворения(____________).

Автор в своем произведении не раз использует восклицательные предложения, чтобы ____________________Он хочет донести до читателя мысль, что война (вывод) _________________.

Симонов Стихотворение_____ написано в самом начале войны __________. Тема стихотворения ______________ . Композиционно произведение состоит из трех частей, каждую из которых поэт отделил строчкой “Жди меня и я вернусь”. В ПЕРВОЙ ЧАСТИ поэт рассказывает _________________________, во второй ________________________, в третьей____________________. Стихотворение написано (стихотворный размер) __________. Для этого стиха поэт использует достаточно скупой набор классических художественных средств: эпитеты(________________________), метафоры (____________________).

Когда он был на войне, он сомневался в том, что вернется. Но он вернулся. И я считаю, что одна из главных причин была именно эта(вывод): __________.

Орлов Стихотворение было написано (дата)___________________. Это одно из лучших произведений о (тема)__________________________________

Автор подчеркивает, что каждый участник этой войны достоин благодарной памяти. Стихотворный размер _________. Автор использует различные средства художественной выразительности: метафору(______________), эпитеты(_________), сравнение.

В первом четверостишии говорится __________________, во втором ____________, в третьем__________________________, в четвертом______________________.

Ценность этого произведения еще и в том, что исходит оно от участника, свидетеля, товарища. Дважды поэт заканчивает строку многоточием, чтобы подчеркнуть (вывод)_________________________.

Тест.

  1. В каком году было написано стихотворение «Жди меня» К.Симоновым?

А) 1941 Б) 1960 В)1946 Г)2000

2. Кому или чему было посвящено стихотворение К.Симонова «Жди меня»? А) Неизвестному солдату Б) Садако Сасаки В) Всем женщинам Г) Валентине Серовой

3. Легенда о ком легла в основу стихотворения Расула Гамзатова «Журавли»? А) о неизвестном солдате Б) о Садако Сасаки В) обо всех женщинах Г) о Валентине Серовой

4. Кто исполнил песню «Журавли»? А) Марк Бернес Б)Расул Гамзатов В) К.Симонов Г) Филипп Киркоров

5. Кто написал стихотворение «Его зарыли в шар земной»?

А) Гамзатов Б) Симонов В) Орлов Г) Самойлов

Ключ. 1-а, 2 –г, 3 – Б, 4 – А, 5 - В






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!