СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели:

Воспитательные:

формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому.

Развивающие:

умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

Образовательные:

 формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели:

Воспитательные:

формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому.

Развивающие:

умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

Образовательные:

 формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературного чтения»

Открытый урок по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели:

Воспитательные:

формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы, воспитание доброго отношения ко всему живому.

Развивающие:

умение находить информацию в разных источниках, анализировать и преобразовывать её (наблюдать, сравнивать, делать выводы); умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

Образовательные:

формирование умения анализировать текст литературной сказки; формирование навыков чтения, умения понимать главную мысль и эмоциональный настрой произведения.



Ход урока:

I Инициация (Орг. Момент. Проверка домашнего задания).

- Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок.

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Д.Н. Мамин – Сибиряк)

- Проверим, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя.

АМО «Найди похожих»

- На карточках зеленого цвета написаны по 2 вопроса.(Раздаю карточки 4 уч – ся).

На остальных написаны ответы. Вы должны найти ответ на поставленный вопрос.

Учащиеся с карточками зеленого цвета выходят к доске и зачитывают вопросы по очереди. Учащиеся с ответами встают рядом с задающими вопрос.

1 ученик зачитывает 1 вопрос:

- Какая настоящая фамилия Мамина – Сибиряка?

Ответ у 3 человек: настоящая фамилия Д.Н. Мамина – Сибиряка Мамин.

2 вопрос:

- Какое произведение Мамину – Сибиряку принесло самую широкую известность?

Ответ у 3 человек: самую широкую известность получили «Аленушкины сказки», переведенные на многие языки мира.

2 ученик зачитывает 1 вопрос:

- Где родился Д.Н. Мамин – Сибиряк?

Ответ у 3 человек: Мамин – Сибиряк родился на Урале в 1852 году.

2 вопрос:

- Как называл писатель детскую книжку?

Ответ у 3 человек: Мамин-Сибиряк называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.

3 ученик зачитывает 1 вопрос:

- Какое любимое занятие было в семье писателя?

Ответ у 3 человек: в семье Маминых любимым занятием считалось семейное чтение книг.

2 вопрос:

- Для кого сочинял писатель сказки, которые вошли в сборник «Аленушкины сказки»?

Ответ у 3 человек: свои сказки Мамин-Сибиряк сочинял сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один.

4 ученик зачитывает 1 вопрос:

- Для кого были предназначены детские произведения Мамина – Сибиряка?

Ответ у 3 человек: детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста?

2 вопрос:

- С чем связаны рассказы и сказки Мамина – Сибиряка?

Ответ у 2 человек: рассказы ми сказки связаны с романами и повестями о горнозаводском Урале.

- Мы повторили домашнее задание и разделились на 4 группы.



Рассаживаемся по группам.

II Погружение в тему (Постановка целей )

-Какие бывают сказки?

- Что вы знаете о народной и авторской сказке?

- С какими писателями, сочиняющие сказки, вы знакомы? (Портрет Мамина – Сибиряка)

- Отгадайте о какой сказке идет речь?

- Я, Мышка – норушка!

- Я, Лягушка – квакушка!

- Я, Зайчик – побегайчик!

Теремок

- Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

А от тебя, заяц, и подавно уйду!

Колобок.

- Иду – иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, с печи!

Лиса и заяц.

- Что общего у этих произведений?

- Какой персонаж есть во всех этих сказках?



- Каким мы видим зайца в сказках определите по картинкам.

Работа в группах: на столах картинки из сказок, опишите характер зайца.



- У Мамина – Сибиряка тоже есть сказка о зайце( показ названия на экране)

- Прочитайте её название хором.

- Что можно узнать по названию сказки?

- Непонятно, почему он храбрый, если все зайцы обычно трусишки?

Это мы узнаем, если познакомимся со сказкой Мамина – Сибиряка.

Цели урока(ставят учащиеся): познакомиться с произведением Мамина – Сибиряка, познакомиться с его героями, охарактеризовать героев произведения, поработать с текстом.

III Формирование ожиданий учеников.

- От каждого мероприятия мы что- то ждем. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

АМО «Цветик – семицветик»

На лепестках дети записывают свои ожидания от урока.

На доске цветок без лепестков. Дети прикрепляют лепестки.

IV Интерактивная лекция (изучение нового материала).

1.Словарная работа.

Читайте сначала шепотом, потом по слога, затем громко целыми словами:

Экран:

вспорх- нет

взо- брал- ся

встрях- нул- ся

храбрый – расхрабрившийся

бодрый – приободрился

сила - обессилел

- В сказке автор использует слова и образные выражения

Экран:

душа в пятки

задал стрекача

язык примерз

гонится по пятам

замертво свалился

не смел дохнуть

Работа в группах

На карточке эти же выражения

- Соедините данные выражения с их пояснением справа:

душа в пятки не мог говорить от страха

задал стрекача догонял

язык примерз упал от усталости

гонится по пятам задержал дыхание

замертво свалился очень быстро бежал

не смел дохнуть сильно испугался



2. Знакомство с текстом

Аудиозапись. Дети следят за чтением мастера художественного слова.

Далее читают хорошо читающие учащиеся, остальные следят.

- Почему это произведение можно назвать сказкой?

- Чем понравилась сказка?

V Проработка содержания темы.

1.Работа по содержанию текста.

- Произведение можно разделить по частям. Я разделила сказку на 4 части.

Экран:

Волк тут как тут.

Ай да косой!

Надоело бояться.

Задал стрекача.

- Каким описан заяц в начале сказки? Найдите ответ в тексте.

- Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?

-Какое название подойдет к 1 части? (Надоело бояться)

- Прочитайте выразительно, как хвастался заяц.

- Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?

- Как вы относитесь к хвастовству ?

- Найдите и зачитайте в этой части слова, которые можно заменить выражением: очень удивились тому, что услышали.(Слушают и своим собственным ушам не верят). Как можно назвать такое выражение?(Фразеологизм)

- Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?

2.Работа над иллюстрацией к сказке.

- Рассмотрите иллюстрацию к сказке

- Какой эпизод изобразил художник?

- Найдите отрывок и прочитайте.

- Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент?

- Почему художник одел всех зайцев в одежду?

ФИЗМИНУТКА.

- Покажите позу и движения зайца:

* вначале сказки

*когда увидел волка

*когда поверил в свою храбрость


- Что случилось в сказке дальше?

- Почему волк решил съесть именно этого зайца?

- Зачитайте выразительно, о чем подумал волк, когда увидел зайца.

- Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк – тут как тут)

- Можно ли такими словами назвать следующую часть сказки?

- Что случилось с зайцем, когда он заметил волка?

3. Работа с пословицами.( у доски работают 2 ученика)

- Соберите пословицы. Карточки со словами перепутаны.

* Храброго проверяй по делам, а не по словам.

* Сам не хвались, пусть люди похвалят.

На экране эти же пословицы .Уч – ся читают их про себя.

- К какому герою мы можем отнести данные пословицы?

4.Работа в группах.

- Найдите слова, которые описывают действия героев.

1 группа – Действия зайца

(Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.)



2 группа– Действия других зайцев

(Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)





3 группа – Действия волка.

(Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал)

- Дайте характеристику героям.







4 группа – Найти в толковом словаре значение слов «храбрость» и «трусость»


5. Экспресс- диагностика.

Работа с фигурками зайцев, вырезанных из бумаги.(по группам)


- Кто считает, что, заяц храбрый- прикрепите фигурку на пенёк, а кто считает, что заяц на самом деле трус- рядом ёлочкой.


- У каждого своё мнение и ваше право считать зайца храбрым или трусливым. Какой все таки заяц, мы поговорим на следующем уроке и сделаем выводы.



VI Рефлексия.

- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание:

* Меня рассмешило то, что…

* Мне понравилось то, что…

*Меня взволновало то, что…

*Меня обрадовало то, что…



Домашнее задание:

Экран:

1.Пересказать сказку, нарисовать иллюстрацию.

2. Чтение сказки по ролям.

3. Дочитать сказку до конца и восстановить план.

Дети выбирают задание по группам


VII Подведение итогов.

- С каким произведением мы познакомились? -Кто автор этого произведения?

- Какое впечатление вызвала сказка?

- Оцените свою работу на уроке (АМО «Светофор»)

Красный цвет – работал хорошо, желтый – поработал не в полную силу, синий – работал плохо.

- Посмотрим, оправдались ли ваши ожидания?

- Урок окончен. Спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!