СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок - конспект. М. Пришвин. "Ребята и утята"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охранять природу - значит, охранять животных и птиц, помогать им. Самое большое счастье - делать добро.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок - конспект. М. Пришвин. "Ребята и утята"»

Тема:  М.М. Пришвин.   Ребята и утята. (урок 2) 2 класс. 24.11.19. Туаева Т.Т.


Цель: К концу  урока ученик знает главную мысль рассказа М.Пришвина «Ребята и утята»: Охранять природу – значит охранять животных и птиц,  помогать им. Самое большое счастье – делать добро.

Предметные результаты:

- продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;

- совершенствовать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

- развивать умение   интонационно передавать отношение к героям;

- развивать умения объяснить лексическое значение  слов чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

- формировать  положительное отношение к процессу чтения и анализа произведения;

- воспитывать   бережное  отношение к природе  (стремление охранять природу и её обитателей) и заботливого отношения к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные  результаты:

1) Регулятивные:

- развивать умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока и условиями их реализации;

- развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.

2) Познавательные:

- развивать умение выделять нужную  информацию из художественного текста;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные  связи  между поступками автора  и  ребят;

3) Коммуникативные:

- развивать умение работать в паре, высказывать  своё  отношение, аргументировать  собственную  позицию;

-  развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать  собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от  собственного;

- развивать умение адекватно использовать  речевые средства в процессе анализа и раскрытия   содержания  рассказа.


Ход урока.

1.Организационный момент.

(Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку)

-Сейчас у нас урок чтения.  Послушайте правила нашего урока:

Каждый раз, всегда везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


2. Актуализация знаний. Сообщение целей и постановка учебной задачи

-Как вы должны были подготовиться к уроку?

-Какое произведение вы прочитали дома? Как вы должны были подготовить произведение?(читать и пересказывать)


3.Работа по теме урока.

-Для того, чтобы вам было легче пересказывать, я предлагаю вам вначале посмотреть видеоролик.

-А теперь я предлагаю вам пересказать рассказ, да так, чтобы слушателям было всё понятно. В рассказе были новые для вас слова, давайте вспомним лексическое значение этих слов с тем, чтобы в рассказе использовать их.(слайд4)

(дети рассказывают цепочкой)

- Понравилось ли вам произведение?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему? (Поучительный. Он учит не совершать плохих поступков, защищать животных и оказывать им помощь)

- Как вы думаете, ребята, какое время года описывается в рассказе? (весной)

- Как вы определили? ( Потому что разлилось озеро. У мамы-утки большие утята.)

- Почему утятам пришлось перебираться к озеру? -Утята должны научиться плавать

- В чем была трудность путешествия? -Дорога шла через открытое место, много опасности.

- Найдите и прочитайте, как шла мата-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят? -Чтобы не выпускать из виду утят
– Какие враги были у уток?  -Лисицы и ястребы

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? -Они стали ловить утят

– Зачем ребята это делали? -Просто так, для забавы

- Думали ли ребята о том, что уточка-мать будет переживать в тот момент, когда начали ловить утят? -Нет, не думали

– Найдите и прочитайте, как вела себя уточка, когда ловили её утят?   (Мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.)


- Какая она мать? - Заботливая

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает

– А какое чувство пережили утята? -Они сильно испугались

- Как автор называет уточку с утятами ? -Семья

- Как в рассказе чаще всего называют уточку? -Мать

- А утят? -Дочки и сыновья

- Вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы. Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.

-.А сейчас мы сцену разговора М. Пришвина с ребятами проинсценируем.

-Как автор разговаривал с мальчишками? (Сердито, строго)

- С какой интонацией будем говорить его слова? ( Очень строго)

- С какой интонацией скажем эти слова: «Счастливый путь, утята!»? (Радостно, весело)

-Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

-Вызывают, но не все

– Кто именно вызывает? -Утята и мама-утка

– А кто нет? -Мальчишки

– Почему? -Они поступали неразумно и заставили переживать утку и её деток

- Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок? - Нет, не смогли

-Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

- Что делали бы вы, оказавшись рядом? Ответы детей, принимаются все варианты


-Какие картины можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины.


Работа в группах.

- У утят для вас есть задание. Нужно выйти и выбрать задание для своей группы. Итак, у вас есть задания:

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?

1группа: Умел ошибиться – умей и поправиться. (автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение)

2группа: – Сей добро, посылай добро, оделяй добром.(автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение)

3группа: за правое дело стой смело(Пришвин любит природу, защищает её, призывает нас заботиться о ней)

4группа: Всякий человек в деле познаётся.

5группа: Кто скоро помог, тот дважды помог.

6 группа: Умел ошибиться – умей и поправиться. (автор помог ребятам осознать свой поступок и заставил изменить своё поведение


-Какова главная  мысль   рассказа? Чему научил рассказ нас? (Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не  тревожить их. Пришвин своим рассказом научил  нас любить и беречь природу. )

- Захотелось ли вам  прочитать другие рассказы Пришвина?


Рефлексия. Тест по рассказу.(работа в парах)

-Что  вам на уроке понравилось?

- Кого и за что  можно похвалить?

- Кто лучше всех работал на уроке и полно отвечал на вопросы при анализе рассказа?

- Кто читал  выразительно,  смог своим чтением  выразить настроение и отношение героев?

- Кому рекомендуем чаще читать дома вслух, чтобы в классе читать перед классом выразительно, чтобы всем  слушателем было приятно слушать.?

-Ребята! Кто справился с работой, помашите мне ладошкой.

-Если вам понравился урок, то  помашите  утятам на прощание двумя ладошками! 


Домашнее задание: Выполнить иллюстрацию к рассказу и подготовиться рассказать по иллюстрации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей