-знать понятия «холмы», «овраги», способы изображения земной поверхности, виды склонов холмов и оврагов.
-уметь называть части холма, определять виды склонов.
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный – беседа) | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись. Слайд 1 | -Приветствие гостей и одноклассников - Здравствуйте, гости дорогие! | Л: нравственно-этическая ориентация. |
II. Актуализация знаний и мотивация (Наглядный – демонстрация) (Словесный-беседа) | 2-3 мин | Повторение пройденного материала: -Давайте вспомним чему мы научились на прошлых уроках окружающего мира? - Скажите мне, пожалуйста, что такое глобус? - Какая форма Земли? - Как называются линии на глобусе, проведенные вдоль и поперек? - Сколько океанов на планете? (слайд2) - Назовите их, покажите на карте. - Сколько материков на планете? - Назовите их, покажите на карте. -Какие формы земной поверхности вы знаете? | - Уменьшенная модель Земного шара - шароообразная - параллели и меридианы - 5 океанов - Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Южный океан, Северный Ледовитый океан. - 6 материков - Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка. - горы, равнины | Р: саморегуляция: |
III. Постановка учебной задачи (Словесный – беседа) (Проблемное изложение) (Наглядный-иллюстрация) (Словесный-беседа) | 2 мин | Объяснение нового материала: слайд 3-9 (гора) -Рассмотрите иллюстрации. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. Самые маленькие неровности, такие как отдельно лежащий камешек или трещина в почве, могут заметить лишь муравей или гусеница. Человек обращает внимание на большие неровности, которые они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины. -На прошлых уроках вы узнали, как называется ровная поверхность Земли. Кто мне скажет ее название? -А сейчас прослушайте загадки и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке: Пониже он горы любой И, даже, не такой крутой, Зарос цветами и травой. Ты отгадай, кто он такой? (холм) От дождей, текучих вод Он растет из года в год Он полей равнинных враг А зовут его ….. (овраг) -Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? И какой будет тема нашего урока? -Хорошо, тогда какие вы поставите себе цели на этот урок? | -Равнина. Слайд 10 -Холмы. -Овраги. -«Холмы и овраги» слайд 11 -Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать. | Л: анализ и синтез; Р: целеполагание; планирование. П: осознание и произвольное построение речи. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV. Открытие нового знания (Словесный – объяснение, беседа) (Наглядный – демонстрация) | 5 мин | -Как вы думаете, что такое холм? -Верно. Слайд 12 - Давайте выясним научное определение этого вопроса. Договоритесь с соседом по парте, пусть 1 из вас найдет ответ в учебнике на с 31, другой в словаре в конце учебника. Слайд 13 - Что вы узнали о холмах из своих источников? В каком источнике более полно раскрываются все понятия? Некоторые известные географические объекты связаны с холмами. Слайд 14,15 О 1 объекте нам расскажет ______________________ На холмах часто строили города. Рим — столица Италии. Один из старейших городов мира. Его часто называют городом на семи холмах. Все эти холмы отделены друг от друга глубокими долинами с крутыми склонами. ________________________________ слайд 16 Москва тоже строилась на семи холмах. Кремль, монастыри, церкви, москвичи строили на высоких местах, как бы приподнимая их над городом, что придавало Москве неповторимую красоту. _____________________________________________ слайд 17 Более 1000 холмов — удивительное явление природы острова Бохол на Филиппинах. Холмы из-за сочной травы, что их покрывает, выглядят зелеными. Но в течение сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый цвет — цвет шоколада. Благодаря своему необычному виду шоколадные холмы - одна из достопримечательностей Филиппин. _____________________________________________ Существует легенда о происхождении шоколадных холмов. В ней говорится, что холмы возникли в результате битвы двух великанов, которые много дней кидали друг в друга камни и песок и в конце концов великаны помирились и покинули остров, оставив после себя горы камней и песка. | -Небольшое возвышение. - с 31 небольшие возвышения на равнинах — холмы с 127 словарь (в учебнике) - слайд 18 | Л: анализ; синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
V. Первичное закрепление во внешней речи (Словесный – беседа) (Наглядный-демонстрация) | 2 мин | Работа с учебником: слайд 19 Рассмотрите холм на иллюстрации на странице 31. - слайд 20 С какой стороны удобнее подниматься на холм? Почему? -Хорошо, а теперь кто-то один покажет на слайде, а все остальные внимательно посмотрят, где же на нашем холме склон пологий, а где крутой. И объяснит нам все, почему он так решил. | -С левой стороны, тк он здесь пологий, а справа крутой. | Л: анализ, синтез. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; П: осознанное и произвольное построение речи. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. |
Динамическая пауза (Наглядный-демонстрация) | 3 мин | - Ребята, давайте поднимемся со своих мест и проведем физкультминутку. (Слайд 21. Включить отдельно музыку и другую презентацию.) - Вы отдохнули, теперь тихо, как мышки садитесь на свои места. Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | -Ноги на полу, спину прямо, руки на парте. | Р: саморегуляция. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (Словесный – беседа) (Практический – упражнение) (Наглядный – демонстрация) | 5 мин | Работа с карточками: - Давайте поработаем в парах. Слайд 22 Прежде, чем начать работу. Предлагаю вспомнить правила работы в паре: Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказывай вежливо. Работать тихо, не мешать другим. - Слайд 23 Посмотрите на карточки на вашем столе. На них вы видите холм. Ваша задача подписать его части. На выполнение даю вам 2 минуты. Пара, которая выполнит работу, договаривается о том, кто будет отвечать и поднимает руку. - Прошу выйти с вашей работой и подписать на слайде части холма? - Поднимите руки те, у кого работа выполнена без ошибок? - А теперь те, у кого одно несовпадение? - Два? - Три? | | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; Л: анализ, синтез, сравнение; |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – беседа) (Наглядный – демонстрация) (Работа с книгой) (Работа в малых группах) | 10 мин | - Посмотрите на рисунок с. 32.Посмотрите на него и скажите, как, по вашему мнению, образуется овраг? Слайд 25 - Верно. - Давайте проверим ваши предположения, прочитав текст на странице 33. ( В любое время года дождевые воды, а весной талые воды образуют ручейки, которые размывают почву, прорывая канавки. Постепенно их размеры увеличиваются. Так и образуются на месте канавок овраги. Их длина может достигать нескольких километров, а глубина — от 1- до 80 метров. - Т.е. что является главной причиной появления оврага? - Посмотрите на с 33 и прочитайте абзац под рисунком. Слайд 26 -Посмотрите внимательно, у этого оврага этого есть вершина – это место, где овраг начинается, устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага. -Склоны его также бывают крутыми и обрывистыми. Работа в малых группах: - Давайте поработаем в малых группах (по 4 человека). Слайд 27 -Подумайте в группе, какие части есть у оврага и отметьте их с помощью цифр на рисунке. -Хорошо, чья группа готова? Прошу выйти представителя от вашей группы и отметить эти части оврага у доски? -А теперь вам нужно подумать в группах, как остановить рост оврага? Что нужно сделать для этого? А поможет вам учебник на с 34. - Дополните рисунок, покажите, как можно остановить рост оврага. - Кто готов? -Ребята, а как можно бороться с маленькими оврагами? Слайд 28 | - Овраг образуется из-за размыва почв потоками воды от таяния снега и дождей. Маленькие частицы почвы уносит водой и образуется растущая со временем яма, которая превращается в овраг. - Главная причина появления оврага — дождевые и талые воды. - Читает ученик -Вершина – это место, где овраг начинается устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага. - Во время сильных дождей по дну оврага течет быстрей мутный поток воды. По склонам оврага стекает вода, которая размывает земную поверхность, и для того, чтобы остановить рост оврага, по его склонам сажают деревья и кустарники, сеют травы. -Засыпать их камнями. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: анализ и синтез. Р: Выбор наиболее эффективных способов действий. |
Домашнее задание | 1 мин | -Откройте свои дневники и запишите домашнее задание: С 31 -34 прочитать, с 34 ответить на вопросы) Слайд 29 | | Р: Саморегуляция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – беседа) (Наглядный – демонстрация) | 3 мин | -Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись. -Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы: -Какие склоны есть у холма? -Какие склоны есть у оврага? -Чем отличается холм от оврага? -Какая была тема нашего урока? -Какие мы поставили перед собой цели? - Достигли ли мы этой цели? - Ребята, прошу оценить сегодняшний урок знаком «+»: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! - Поднимите руки те, кому урок был полезен, все понятно. - Есть такие, кому лишь кое-что чуть-чуть неясно? - А такие, кому еще придется потрудиться? - А кто выбрал — трудно все-таки учиться? -Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы. - Ребята, повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям. Давайте поблагодарим их за то, что присутствовали сегодня на уроке. Скажем дружно — спасибо! | -У холма есть пологие и крутые склоны. -У обрыва есть крутые и обрывистые склоны. -Холм – возвышенность, овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли. -«Холмы и овраги». - Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать. | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; П: рефлексия способов и условий действия. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. |
Запасные задания (Словесный-беседа) (Наглядный-демонстрация) (Практический – упражнение) | | - Ребята, предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Задания на ваших столах, на листочках. Необходимо ответить на вопросы. Что такое холм, пологий склон раскрасить зеленым цветом, а крутой — коричневым. Записать, как образовывается овраг. Холм____________________________________________________________________ Н а рисунке укажи вершину холма, подошву, раскрась пологий склон зеленым, а крутой коричневым цветом. Запиши, как может образоваться обрыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | | П: анализ и синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. |