СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Холмы и овраги" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок "Холмы и овраги" 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа". Учебник в 2 ч. Окружающий мир Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. 1 ч.

Просмотр содержимого документа
«мой конспект»




КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Холмы и овраги»



Цели деятельности учителя: формирование понятий «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага», формирование умения определять виды склонов, части холма и оврага, называть их.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать понятия «холмы», «овраги», способы изображения земной поверхности, виды склонов холмов и оврагов.

-уметь называть части холма, определять виды склонов.

Личностные:

-положительно относиться к учению;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., 3 кл., 1 ч., стр.31-34, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный – беседа)


1-2 мин

-Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись.

Слайд 1

-Приветствие гостей и одноклассников






- Здравствуйте, гости дорогие!

Л: нравственно-этическая ориентация.

II. Актуализация знаний и мотивация

(Наглядный – демонстрация)


(Словесный-беседа)

2-3 мин

Повторение пройденного материала:



-Давайте вспомним чему мы научились на прошлых уроках окружающего мира?

- Скажите мне, пожалуйста, что такое глобус?

- Какая форма Земли?

- Как называются линии на глобусе, проведенные вдоль и поперек?

- Сколько океанов на планете? (слайд2)

- Назовите их, покажите на карте.



- Сколько материков на планете?

- Назовите их, покажите на карте.



-Какие формы земной поверхности вы знаете?







- Уменьшенная модель Земного шара

- шароообразная

- параллели и меридианы


- 5 океанов

- Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Южный океан, Северный Ледовитый океан.

- 6 материков

- Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.


- горы, равнины




Р: саморегуляция:



III. Постановка учебной задачи


(Словесный – беседа)





(Проблемное изложение)





(Наглядный-иллюстрация)









(Словесный-беседа)

2 мин

Объяснение нового материала: слайд 3-9 (гора)

-Рассмотрите иллюстрации. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. Самые маленькие неровности, такие как отдельно лежащий камешек или трещина в почве, могут заметить лишь муравей или гусеница. Человек обращает внимание на большие неровности, которые они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины.
-На прошлых уроках вы узнали, как называется ровная поверхность Земли. Кто мне скажет ее название?

-А сейчас прослушайте загадки и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке:


Пониже он горы любой

И, даже, не такой крутой,

Зарос цветами и травой.

Ты отгадай, кто он такой? (холм)


От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А зовут его ….. (овраг)

-Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? И какой будет тема нашего урока?

-Хорошо, тогда какие вы поставите себе цели на этот урок?













-Равнина. Слайд 10







-Холмы.





-Овраги.


-«Холмы и овраги» слайд 11

-Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать.

Л: анализ и синтез;





Р: целеполагание; планирование.





П: осознание и произвольное построение речи.






К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

IV. Открытие нового знания


(Словесный – объяснение, беседа)


(Наглядный – демонстрация)

5 мин

-Как вы думаете, что такое холм?

-Верно. Слайд 12

- Давайте выясним научное определение этого вопроса. Договоритесь с соседом по парте, пусть 1 из вас найдет ответ в учебнике на с 31, другой в словаре в конце учебника. Слайд 13

- Что вы узнали о холмах из своих источников? В каком источнике более полно раскрываются все понятия?

Некоторые известные географические объекты связаны с холмами. Слайд 14,15

О 1 объекте нам расскажет ______________________

На холмах часто строили города. Рим — столица Италии. Один из старейших городов мира. Его часто называют городом на семи холмах. Все эти холмы отделены друг от друга глубокими долинами с крутыми склонами.

________________________________

слайд 16 Москва тоже строилась на семи холмах. Кремль, монастыри, церкви, москвичи строили на высоких местах, как бы приподнимая их над городом, что придавало Москве неповторимую красоту.

_____________________________________________

слайд 17 Более 1000 холмов — удивительное явление природы острова Бохол на Филиппинах. Холмы из-за сочной травы, что их покрывает, выглядят зелеными. Но в течение сухого сезона, когда трава высыхает, холмы приобретают коричневый цвет — цвет шоколада. Благодаря своему необычному виду шоколадные холмы - одна из достопримечательностей Филиппин.

_____________________________________________ Существует легенда о происхождении шоколадных холмов. В ней говорится, что холмы возникли в результате битвы двух великанов, которые много дней кидали друг в друга камни и песок и в конце концов великаны помирились и покинули остров, оставив после себя горы камней и песка.

-Небольшое возвышение.


- с 31 небольшие возвышения на равнинах — холмы

с 127 словарь

(в учебнике)

-

















слайд 18










Л: анализ; синтез;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Словесный – беседа)


(Наглядный-демонстрация)


2 мин

Работа с учебником: слайд 19

Рассмотрите холм на иллюстрации на странице 31.

- слайд 20 С какой стороны удобнее подниматься на холм? Почему?

-Хорошо, а теперь кто-то один покажет на слайде, а все остальные внимательно посмотрят, где же на нашем холме склон пологий, а где крутой. И объяснит нам все, почему он так решил.



-С левой стороны, тк он здесь пологий, а справа крутой.

Л: анализ, синтез.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

П: осознанное и произвольное построение речи.

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

Динамическая пауза

(Наглядный-демонстрация)

3 мин

- Ребята, давайте поднимемся со своих мест и проведем физкультминутку. (Слайд 21. Включить отдельно музыку и другую презентацию.)

- Вы отдохнули, теперь тихо, как мышки садитесь на свои места. Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать.




-Ноги на полу, спину прямо, руки на парте.

Р: саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой



(Словесный – беседа)


(Практический – упражнение)



(Наглядный – демонстрация)


5 мин

Работа с карточками:

- Давайте поработаем в парах. Слайд 22 Прежде, чем начать работу. Предлагаю вспомнить правила работы в паре:

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Работать тихо, не мешать другим.


- Слайд 23 Посмотрите на карточки на вашем столе. На них вы видите холм. Ваша задача подписать его части. На выполнение даю вам 2 минуты. Пара, которая выполнит работу, договаривается о том, кто будет отвечать и поднимает руку.

- Прошу выйти с вашей работой и подписать на слайде части холма?

- Поднимите руки те, у кого работа выполнена без ошибок?

- А теперь те, у кого одно несовпадение?

- Два?

- Три?







К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;



Л: анализ, синтез, сравнение;


VII. Включение в систему знаний



(Словесный – беседа)







(Наглядный – демонстрация)


(Работа с книгой)


(Работа в малых группах)


10 мин

- Посмотрите на рисунок с. 32.Посмотрите на него и скажите, как, по вашему мнению, образуется овраг? Слайд 25


- Верно.

- Давайте проверим ваши предположения, прочитав текст на странице 33. ( В любое время года дождевые воды, а весной талые воды образуют ручейки, которые размывают почву, прорывая канавки. Постепенно их размеры увеличиваются. Так и образуются на месте канавок овраги. Их длина может достигать нескольких километров, а глубина — от 1- до 80 метров.

- Т.е. что является главной причиной появления оврага?

- Посмотрите на с 33 и прочитайте абзац под рисунком. Слайд 26

-Посмотрите внимательно, у этого оврага этого есть вершина – это место, где овраг начинается, устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага.

-Склоны его также бывают крутыми и обрывистыми.


Работа в малых группах:

- Давайте поработаем в малых группах (по 4 человека). Слайд 27

-Подумайте в группе, какие части есть у оврага и отметьте их с помощью цифр на рисунке.

-Хорошо, чья группа готова? Прошу выйти представителя от вашей группы и отметить эти части оврага у доски?







-А теперь вам нужно подумать в группах, как остановить рост оврага? Что нужно сделать для этого? А поможет вам учебник на с 34.

- Дополните рисунок, покажите, как можно остановить рост оврага.

- Кто готов?


-Ребята, а как можно бороться с маленькими оврагами?

Слайд 28


- Овраг образуется из-за размыва почв потоками воды от таяния снега и дождей. Маленькие частицы почвы уносит водой и образуется растущая со временем яма, которая превращается в овраг.









- Главная причина появления оврага — дождевые и талые воды.


- Читает ученик


-Вершина – это место, где овраг начинается

устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага.






- Во время сильных дождей по дну оврага течет быстрей мутный поток воды. По склонам оврага стекает вода, которая размывает земную поверхность, и для того, чтобы остановить рост оврага, по его склонам сажают деревья и кустарники, сеют травы.

-Засыпать их камнями.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: анализ и синтез.




Р: Выбор наиболее эффективных способов действий.

Домашнее задание

1 мин

-Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

С 31 -34 прочитать, с 34 ответить на вопросы) Слайд 29




Р: Саморегуляция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)


(Словесный – беседа)





(Наглядный – демонстрация)




3 мин

-Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись.

-Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы:

-Какие склоны есть у холма?

-Какие склоны есть у оврага?

-Чем отличается холм от оврага?


-Какая была тема нашего урока?

-Какие мы поставили перед собой цели?

- Достигли ли мы этой цели?


- Ребята, прошу оценить сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!


- Поднимите руки те, кому урок был полезен, все понятно.

- Есть такие, кому лишь кое-что чуть-чуть неясно?

- А такие, кому еще придется потрудиться?

- А кто выбрал — трудно все-таки учиться?



-Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы.

- Ребята, повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям. Давайте поблагодарим их за то, что присутствовали сегодня на уроке. Скажем дружно — спасибо!





-У холма есть пологие и крутые склоны.

-У обрыва есть крутые и обрывистые склоны.

-Холм – возвышенность, овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли.

-«Холмы и овраги».

- Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;


П: рефлексия способов и условий действия.



Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

Запасные задания


(Словесный-беседа)


(Наглядный-демонстрация)


(Практический – упражнение)



- Ребята, предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Задания на ваших столах, на листочках. Необходимо ответить на вопросы. Что такое холм, пологий склон раскрасить зеленым цветом, а крутой — коричневым. Записать, как образовывается овраг.


Холм____________________________________________________________________

Н а рисунке укажи вершину холма, подошву, раскрась пологий склон зеленым, а крутой коричневым цветом.











Запиши, как может образоваться обрыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________









П: анализ и синтез;


П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;


Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.




Просмотр содержимого документа
«запасное задание»

Холм – это____________________________________________________________________

На рисунке укажи вершину холма, подошву, раскрась пологий склон зеленым, а крутой коричневым цветом.











Запиши, как может образоваться обрыв______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устье – это __________________________________________________________________________

Вершина оврага – это__________________________________________________________________

Дно оврага – это______________________________________________________________________

Холм – это____________________________________________________________________

На рисунке укажи вершину холма, подошву, раскрась пологий склон зеленым, а крутой коричневым цветом.











Запиши, как может образоваться обрыв______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Устье – это __________________________________________________________________________

Вершина оврага – это__________________________________________________________________

Дно оврага – это______________________________________________________________________



Просмотр содержимого презентации
«Моя презентация»

Приветствие

Приветствие

Основные формы земной поверхности: горы

Основные формы земной поверхности: горы

Равнины

Равнины

Равнина

Равнина

«Перспективная начальная школа» 3 класс   «ХОЛМЫ И ОВРАГИ »   Холмы и овраги Учитель начальных классов: Сидуганова Ксения Владимировна

«Перспективная начальная школа» 3 класс

«ХОЛМЫ И ОВРАГИ »

Холмы и овраги

Учитель начальных классов: Сидуганова Ксения Владимировна

Работа с учебником с. С.31, работа со словарем

Работа с учебником с. С.31, работа со словарем

Римские холмы

Римские холмы

Москва — город на семи холмах

Москва — город на семи холмах

Шоколадные холмы острова Бохол

Шоколадные холмы острова Бохол

Работа с учебником с 31

Работа с учебником с 31

вершина Холм – небольшие повышения на равнинах подошва

вершина

Холм – небольшие повышения на равнинах

подошва

ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА физкультминутка

ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА

физкультминутка

Работа с учебником с 32

Работа с учебником с 32

Овраг вершина дно склоны устье

Овраг

вершина

дно

склоны

устье

Как остановить рост оврага?

Как остановить рост оврага?

Домашнее задание:  с. 31-34 , прочитать, Устно ответить на вопросы.

Домашнее задание:

с. 31-34 , прочитать,

Устно ответить на вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!