СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Химические вещества клетки"Увеличительные приборы и их строение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43»

Ново-Савиновского района г. Казани РТ

 

 

 

Конспект урока биологии в 5 классе по ФГОС

Увеличительные приборы и их строение

 

Учитель биологии и химии

Высшей квалификационной категории

Полякова Е.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2015г.

 

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания Цель урока (для учителя): сформировать представления об увеличительных приборах, их видах и значении в изучении объектов природы. Планируемый результат: Познакомиться с различными увеличительными приборами, их характеристиками, значением для изучения объектов, формировать умение работать с текстом учебника, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение увеличительных приборов

Задачи урока:

1.Воспитательные: воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению. Способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда. 2.Развивающие: А). способствовать развитию общеучебных умений:

·         учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)

·         учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),

·         учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),

·         учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

Б). способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые               (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами);

 В).способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

3.Обучающие- А) познакомить учащихся с материалом об устройстве увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом,

Б) изучить правила работы с увеличительными приборами;

В). сформировать умение пользоваться простейшими увеличительными приборами, Г).научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.

Методы обучения:  практические, репродуктивные, словесные, наглядные.

Приемы деятельности учителя: организация поисковой  и   групповой деятельности,  представление презентации.

Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу,  демонстрируют знания, производят обсуждения,   работают с различной информацией.

Оборудование: презентация «Увеличительные приборы», тексты для работы в парах, инструктивные карты  для выполнения лабораторных работ, компьютер, мультимедийный проектор, микроскопы 1 на парту, лупы, тексты о создании микроскопа, инструктивные карточки, учебник, тетрадь, цветные карточки, пазл "Строение лупы".

 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Химические вещества клетки"Увеличительные приборы и их строение"»

  • В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
  • И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.
  • Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
  • О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Так 1590 году очковый мастер Захарий Ясен изобрёл?
  • Увеличительную трубку - микроскоп.
 Как вы думаете, чему будет посвящена наша тема урока ?

Как вы думаете, чему будет посвящена наша тема урока ?

Устройство увеличительных приборов . Цель: изучить строение увеличительных приборов и правила работы с ними.

Устройство увеличительных приборов .

  • Цель: изучить строение увеличительных приборов и правила работы с ними.
Внешний вид увеличительных приборов Электронный микроскоп Лупа ручная и штативная Световой микроскоп

Внешний вид увеличительных приборов

Электронный микроскоп

Лупа ручная и штативная

Световой микроскоп

Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек? Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты
  • Живой мир человек начал изучать очень давно, но, изучив внешнее строение, он пытался изучить и внутреннее, а возможности не было. Что предпринял человек?
  • Самый простой прибор, который он изобрел – это лупа. Она давала возможность увидеть мелкие объекты
Ручная лупа увеличительное стекло (линза) оправа ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз.

Ручная лупа

увеличительное

стекло (линза)

оправа

ручка

Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз.

Штативная  лупа окуляр предметный столик штатив зеркало Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.

Штативная

лупа

окуляр

предметный

столик

штатив

зеркало

Штативная лупа увеличивает

предметы от 10 до 25 раз.

Изучаем лупу Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв? Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Изучаем лупу

Эксперимент. Возьмите в руки лупу. Поднесите к тексту учебника. Что заметили? Возьмите две лупы и посмотрите через них на текст. Изменяйте расстояние между ними до тех пор, пока не появится четкое изображение. Изменился ли размер букв?

Я вас поздравляю, вы только что повторили эксперимент ученых по созданию микроскопа!

Физпауза

Физпауза

История создания микроскопа

История создания микроскопа

Захария Янсен

Захария Янсен

Галилео Галилей

Галилео Галилей

Роберт Гук

Роберт Гук

Словарь Микроско́п —   лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике. греч. μικρός — маленький   σκοπέω — смотрю

Словарь

  • Микроско́п —

  • лабораторная оптическая система для получения увеличенных изображений малых объектов с целью рассмотрения, изучения и применения на практике.

греч. μικρός — маленький

  σκοπέω — смотрю

Световой микроскоп окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив  Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз.

Световой микроскоп

окуляр

тубус

объективы

предметный

столик

зеркало

винты

штатив

Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз.

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.

Как определить увеличение микроскопа?

Посмотри на число, указанное на окуляре.

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.

Как определить увеличение микроскопа?

Посмотри на число, указанное на объективе.

Как определить увеличение микроскопа? Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз. Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение. Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.

Как определить увеличение микроскопа?

Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.

Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз.

Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение.

Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.

Правила работы со световым микроскопом 1. Поставьте микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстоянии 5 - 10 см от края стола. 2. Зрительную трубку опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика. 3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза: не «бьющего», но и не «мутного».

Правила работы со световым микроскопом

1. Поставьте микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстоянии 5 - 10 см от края стола.

2. Зрительную трубку опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика.

3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза: не «бьющего», но и не «мутного».

4.  Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения. 7. После работы уберите микроскоп в футляр.

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой.

6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

7. После работы уберите микроскоп в футляр.

Подводим итоги Какими увеличительным приборами мы пользуемся в быту? Что будет, если их не станет?

Подводим итоги

  • Какими увеличительным приборами мы пользуемся в быту?
  • Что будет, если их не станет?
Рефлексия Сегодня на уроке мы узнали: 1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии. 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает. 3. Как устроен микроскоп. 4. Научились определять увеличение микроскопа

Рефлексия

Сегодня на уроке мы узнали:

1. Какие увеличительные приборы используют для исследования в биологии.

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает.

3. Как устроен микроскоп.

4. Научились определять увеличение микроскопа

Ювелирный  микроскоп Бинокулярный микроскоп USB микроскоп

Ювелирный микроскоп

Бинокулярный

микроскоп

USB

микроскоп

Дробление яйцеклетки Корневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса

Дробление яйцеклетки

Корневище папоротника орляка

Корневище папоротника орляка

Пыльник ириса

Глаз мухи (60) Слоник (10) Перо волнистого попугая (10)  Пухоед на пере попугая (60)

Глаз мухи (60)

Слоник (10)

Перо волнистого попугая (10)

Пухоед на пере попугая (60)

Цветок зверобоя (10)  Крыло пчелы Крыло бабочки Перо птицы (60)

Цветок зверобоя (10)

Крыло пчелы

Крыло бабочки

Перо птицы (60)

Голова осы под микроскопом

Голова осы под микроскопом

Зрачок человека

Зрачок человека

Домашнее задание. § 4, ответы на ?, принести ¼ луковицы.  Заполните таблицу. Часть микроскопа 1. Подставка Функции 2. Тубус 3. …

Домашнее задание.

  • § 4, ответы на ?, принести ¼ луковицы. Заполните таблицу.

Часть микроскопа

1. Подставка

Функции

2. Тубус

3. …

Спасибо за урок! Полякова Елена Александровна Учитель высшей квалификационной категории 25.09.2015

Спасибо за урок!

  • Полякова Елена Александровна
  • Учитель высшей квалификационной категории
  • 25.09.2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!