СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщенным лексическим значением имени сущес4твительного (названия людей, вещей, событий, явлений природы, животных обозначают предметы)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Имя существительное"»

Комментарии к уроку

Класс: 2 «Б»

Предмет: русский язык

Тема: «Имя существительное – часть речи»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщенным лексическим значением имени существительного (названия людей, вещей, событий, явлений природы, животных обозначают предметы)

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные: знает, что такое имя существительное, приобретает опыт в различении слов-названий предметов

  2. Формируемые УУД:

- личностные : устанавливает взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом; ориентируется в социальных ролях; учится выстраивать межличностные взаимоотношения; анализирует и контролирует результат; определяет причины успеха в учебной деятельности;

- регулятивные: принимает и сохранят цель; действует по плану, инструкции; контролирует процесс и результат УД; формирует готовность преодоления трудностей;

- познавательные: ориентируется в своей системе знаний ( определяет границы знания/незнания; находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводит анализ учебного материала; делает вывод о результате совместной работы учителя и класса;

- коммуникативные: доносит свою позицию до других; слушает и понимает речь других; учится работать в группе, парах.



Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методические приёмы:

- беседа( метод организации учебно-познавательной деятельности);

- создание атмосферы эмоционального комфорта (метод стимулирования УД);

- дидактические игры;

- поиск информации в учебнике (метод формирования новых умений);

- создание ситуации занимательности ( метод мотивации УД);

- кооперативное обучение ( метод работы в группе – один из способов формирования ситуации успеха);

- работа в парах постоянного состава.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир, искусство





Первый этап урока: мотивационный. Необходимо настроить детей на плодотворную работу, высказать добрые пожелания. Придает уроку эмоциональную окраску.

Второй этап: целевой(самоопределение через самопостановку целей) Создается ситуация подготовки детей для освоения нового через проблемную задачу. Организовывается стимулирование интереса детей.

Третий этап: содержательный. Эффективность педагогического процесса будет только при условии, если сам обучающийся активен. Работая в паре, каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, отвечать на вопросы, задавать их. В отличие от работы в малых группах, где учащиеся отвечают по очереди руководителю, в парах в каждый момент половина уч-ся говорит, вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Степень активности уч-ся при работе в парах значительно выше.

Четвёртый этап: практическая деятельность (самореализация). Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребенку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала. Психологи показали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а работа в группе. Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность. Меняется характер взаимоотношений между детьми. Растёт самокритичность, дети точнее оценивают свои возможности. Лучше себя контролируют.

Пятый этап: контроль и самоконтроль знаний ( самопроверка, самокоррекция: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

Перед школой стоит задача – воспитать личность инициативную, самостоятельную, свободно адаптирующуюся в обществе. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, необходимо обучать уч-ся приёмам самостоятельной работы, приёмам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее научить формам планирования самостоятельной работы, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Если ученик из урока в урок будет выполнять большую долю самостоятельной работы на уроке, то меньше будет обездоленных, которым в семье никто не помогает. Если ученик, пользуясь помощью учителей и товарищей , будет помогать товарищам сам, мы увидим, как изменится каждый ученик.

Шестой этап: подведение итогов (общий анализ, постановка новой цели к следующему уроку)

Седьмой этап: рефлексия (самооценивание). Рефлексия – это свойство человеческого мышления, которое направлено на осмысление собственной деятельности, критический анализ её.





В классе на открытом уроке присутствовало только 15 учеников, чтобы на урок могло попасть как можно больше гостей. Среди уч-ся было 9 хорошистов, остальные троечники, так что дети были разного уровня развития.

Хочется подробнее остановиться на организации работы в группах. Ведущая технология во ФГОС – это работа в парах сменного состава.  Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать В группе проявлять активность комфортнее. Ребенок пробует свои силы в микроспорах, где нет огромного авторитета учителя и подавляющего внимания всего класса. Ребенок самоопределяется в группе. Ученики оценивают возможности друг друга в процессе исследования ситуации. Как только они оценили друг друга, дети присваивают друг другу роли : консультант, чтец, руководитель, хранитель времени.

Итак, учитель объявляет, что сейчас дети начнут работу в группах, определяет время работы. Чтец в каждой группе начинает читать инструкцию. Дальше приступает к работе руководитель. Он организовывает работу: предлагает каждому выступить со своей идеей, обсуждают, чья идея лучшая, участники группы спорят, доказывают и руководитель принимает решение.

Консультант на данном уроке (уроке открытия нового знания) выступает в роли контролёра. Как только в группе обсудили задание, пришли к единому решению, руководитель убедился, что все поняли, тогда начали писать в тетрадях. Контролер подходит к каждому и проверяет написанное, указывает на ошибки.

После урока были проверены карточки с заданием, которое выполнялось в группе и обнаружились ошибки в трех карточках. На следующем уроке эти ошибки обсудили всем классом. Дети объяснили, что контролеры не во всех группах успели проверить работы, т.к. не хватило времени (на работу в группе давалось 7 мин от урока). Плохо организовал работу руководитель, не всех вовлек в обсуждение и потом не убедился в том, что все поняли.

Дети учатся работать в группах на своих ошибках, набираются опыта.

Учитель во время работы группы проходит по рядам, следит, чтобы не было посторонних обсуждений, чтобы дети слушали друг друга, относились с уважением, доброжелательностью, были активными. По мере необходимости останавливает работу в группах.

Группа отчитывается о проделанной работе. В отчёте дети говорят, что вызвало затруднение во время работы и как они справились с этой проблемой, кто был самым активным, кого бы хотели похвалить и за что. Если группы пришли к неверному решению, то это задание выполняем уже всем классом. Учитель же должен так направить обсуждение, чтобы ученики вышли на верное решение. Пример работы в группе на одном из уроков: дети получили задание «Какие слова можно вставить в предложения вместо пропусков?» Когда дети отчитывались, то рассказали, что у них были разные варианты. Но одна из участниц их группы сказала, что ведь тема урока: «Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ», значит, слова должны быть на эту тему. А иначе, зачем нам дали это задание.» Остальные группы не пришли к такому решению. Поэтому очень важно, чтобы дети рассказывали о том, как проходило обсуждение, так они учатся искать разные пути решения и выбирать верный вариант.



Итак, задание выполнено, и работа выступающей группы оценивается учащимися класса

Детское сотрудничество следует продумывать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки, без доведения до автоматизма всех этих действий невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся .

Когда дети только начинали учиться работать в группах, то на такую работу уходил весь урок, сейчас - 10-15 минут.

Весь урок пользовались электронной доской для того, чтобы присутствующие знали, какую работу выполняют дети, какие инструкции и задания написаны на детских карточках, какие правила игры «Ручеёк».

На рабочих уроках доской пользуемся от 5 до 10 минут. Все задания и инструкции дети получают на карточках. Образец правильно выполненного задания печатается на листе, который подкладывается под документ-камеру и тут же убирается.

В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!