СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: "ГЕОГРАФИЯ "ВОДА НА ЗЕМЛЕ".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: "ГЕОГРАФИЯ "ВОДА НА ЗЕМЛЕ".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №6» им. Омарова М.О.












Открытый урок


ГЕОГРАФИЯ


"ВОДА НА ЗЕМЛЕ"


6 класс






















Преподаватель: Х.Н. Мурзаев






г. Каспийск 2021 г.



Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.


Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.


Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.


Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.


Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.


Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.


Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).


Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.


Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

- видеофильм « Мировой круговорот воды»;

- компьютер, интерактивная доска, проектор;

- физическая карта полушарий;

- вода в твёрдом состоянии лед, в жидком состоянии, газообразном

Оборудование для учеников: компьютер; путевые листы для работы в классе, учебник, атлас

Предмет исследования: вода – источник жизни;


Ход  урока:

I. Организационный момент.

 Мобилизующий этап.

Приветствие учащихся, настрой на урок. Проверка  готовности к уроку.

Учитель: - Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. (проверка посадки учащихся)

II. Подготовка к изучению нового материала.

Учитель: - Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Наш урок сегодня я хочу начать вот с таких слов.

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое, ты самая чистая в чреве земли».

- Эти слова принадлежат известному французскому лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери. О чём пишет Антуан де Сент-Экзюпери?

- Да, это написано о воде. Он написал это после того, как его самолёт потерпел аварию в Сахаре.

- А что вы знаете о воде?

- Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

- В течение минуты запишите слова, которые приходят вам в голову в связи со словом вода.

(Запись ассоциаций на доске.)

Учитель - Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

III. Сообщение новой темы.

- Сегодня мы поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете - О воде. Вода - бесценный дар природы. Вода - одно из главных богатств на Земле.

- У вас на столах путевые листы, в которых вы будете сегодня работать. Запишите в них тему урока «Вода на Земле»

- Сегодня на уроке мы должны:

  • Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.

  • Заполнить схему «Состав гидросферы», «Мировой океан», «Круговорот воды в природе».

  • Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.

Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека


IV. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос урока

Учитель: - На протяжении урока, мы должны ответить на вопрос: «Много ли воды на нашей планете?»

Поднимите руку, кто считает – мало, опустите, а теперь - кто считает - много, и вы – правы!

-Воды на Земле очень много. Посмотрите на глобус и карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой.


Учитель: - Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

Проблемный вопрос урока

Учитель: - Сегодня, в течении урока мы попытаемся ответить еще на один вопрос: Воды много, но… хватит ли её всем?

Учитель: - Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все - при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

- Сегодня, мы - исследователи и постараемся открыть тайны Воды.

Учитель: Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды.

(На столе стакан с водой.)

-Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (прозрачная, жидкая.)

-Теперь понюхайте. Имеет ли чистая вода запах? (нет)

-А цвет? (нет)

-Теперь давайте бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (сахар растворяется)

-Если переливать воду в другой стакан – она течёт.

Подведём итог: - Вода какая? Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Учитель: - Как вы думаете, а всегда ли вода жидкая? (ответы учащихся) Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.) Вода на Земле находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

(Демонстрация воды в трех агрегатных состояниях.)

Учитель: - В природе ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода в жидком состоянии. Туман, пар, облако – это вода в парообразном состоянии. Снег, град, иней, лёд – это вода в твёрдом состоянии. И каждое её состояние имеет понятие. Установите соответствие:

1. Испарение.

2. Замерзание.

3. Конденсация.

4. Таяние.

А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

(1В, 2А, 3Б, 4Г)


Учитель: - «Вода – самая загадочная жидкость на Земле?» Вы согласны с данным выражением?

Каково же, по-вашему, значение воды?

-Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, коньках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!


Практическая работа

Учитель: - Сейчас мы с вами выполним практическую работу: «Подсчет содержания воды в организме школьника». Подсчитаем сколько же воды в вашем организме. Вычислять будем по формуле.

mводы= mтела х 0,65





Физкультминутка (под музыку)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Мы плывём по сине морю

И резвимся на просторе.

(плавательные движения руками в стороны)

Поплывём мы к югу повидаться с другом

(плавательные движения руками вперёд)

А потом и к западу…

Но пора за парту нам.

Изучали океан, а теперь на сушу нам.

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок.


Учитель: - Давайте, теперь определим, как называется водная оболочка Земли. Гидросфера – это водная оболочка Земли. Из каких частей она состоит?

Работа с учебником.

Учитель: - Открываем учебник  параграф 19, пункт 1 стр. 71

- Дополните схему 1 в листы.

Проверка.

Учитель: - Главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан. Океан занимает ¾ площади Земли, он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов). Назовём и покажем их на карте.

(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).

- Запишите названия океанов в схему 2 на своих листах.

-Некоторые исследователи выделяют пятый океан - Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

Учитель: - А теперь, я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не
иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Работа с учебником.

Учитель: - Открываем учебник  параграф 19, пункт 2 стр. 72-73

-О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

(Видеофильм «Мировой круговорот воды»)

- Под действие чего вода с поверхности испаряется в атмосферу?

- Во что превращается пар в атмосфере?

- Из облаков куда выпадают осадки?

-Что помогают перемещаться облакам?

- Куда возвращается вода?

- Заполните схему 3 в своих листах

V. Закрепление нового материала:

Учитель: - Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока .

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

- На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Теряево множество магазинов, где продают питьевую воду. Почему?


(Загрязнение воды)

Учитель: Загрязнение воды - это привнесение в воду физических, химических или биологических веществ, неблагоприятно воздействующих на окружающую среду и наносящих ей большой урон. Виновник такого загрязнения- человек. И это действительно экологическая катастрофа. Мы также должны, по возможности, исключить появление угроз загрязнения окружающей среды в будущем. Мы должны беречь воду, стараться экономить воду, потому что вода - главное чудо на Земле. И сейчас мы с вами убедимся в этом, посмотрев экологическую сценку.

Экологическая сценка «Вода — главное чудо на Земле»

(Проигрыш мелодии «В гостях у сказки»)

Автор: Жил-был царь.

(Немного походил и сел на трон.)

Царь: Ох, какая скукота, надоело всё.

- О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.

-Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!

(Входят 3 сына, проходят по кругу, встают рядом с троном и кланяться царю).

Сыновья: Звали, батюшка?

Царь: Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.

Даю вам год! По земле- Матушке походите, да в людях побудьте и принесите мне чудо- чудное. Ступайте!

(Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят).

Автор: И пошли царские сыновья по белу свету. Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.

(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона).

Сыновья: Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы вернулись с дальней дороги.

Царь: Коль вернулись, то порадуйте отца своего.

Автор: И молвил первый сын.

Сын первый: Батюшка, принес я тебе золото и серебро. Погляди, как оно блестит всё. Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо!

Царь: Да какое это Чудо? Полна моя казна таким златом и серебром. Да только не радует оно меня.

Автор: И молвил второй сын.

Второй сын: Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо?

Царь: И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней. И они меня не радуют.

(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)

Царь: Ну а ты зачем простой воды мне принёс?

Автор: И молвил третий сын

Третий сын: Вода – самое большое чудо на Земле. Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось: Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды. За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности. Напоил я его чистой водой. А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля. И только дождь их спас. И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар. Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства.

Царь: Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!

Автор: И объявил воду царь самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять. И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле.

Выводы:
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны.

Рефлексия.  

- Кому урок понравился - зелёный магнит...

- Кому было комфортно на уроке - синий...

- Кому было трудно - красный...

Итоги урока

- Итак, мы сегодня повторили уже известный вам материал и узнали много нового. Как вы считаете, выполнили мы поставленные перед собой в начале урока задачи?

А сейчас проверим, как же каждый из вас сумел разобраться с новым материалом.

1. Гидросфера состоит из:

А. Вод суши и Мирового океана

Б. Вод суши, Мирового океана и воды в атмосфере

В. Рек, озёр, болот, морей

2. Основной объём воды на Земле заключён:

А. В водах Мирового океана

Б. В ледниках

В. В пресных подземных водах

3. Большая часть воды на Земле находится в состоянии:

А. Жидком

Б. Твёрдом

В. Газообразном

4. Превращение водяного пара в жидкую воду называется:

А. Испарение

Б. Конденсация

В. Замерзание

5. На физических картах в атласе не отражены части вод суши:

А. Подземные воды

Б. Болота

В. Ледники

6. В нашей местности нельзя наблюдать явление Мирового круговорота:

А. Испарение с поверхности суши

Б. Испарение с поверхности Океана

В. Выпадение осадков

7. Мировой круговорот воды начинается:

А. На суше

Б. В атмосфере

В. В Мировом океане

Если у Вас:

7 правильных ответов - Вы хорошо работали на уроке;

6 правильных ответов – Вы старались, но ещё не всё у Вас получается;

5 или 4 правильных ответа – пока вы не раскрыли свои способности, будьте внимательнее на уроке;

менее 4 правильных ответов – Вам придётся самостоятельно проработать материал урока и улучшить результат на следующем уроке.

- Сверяйте с правильными ответами. Отметку выставит вам, согласно критериям оценивания.


(Правильные ответы)

Домашнее задание

п.19 стр.71-73, составить кроссворд по теме «Гидросфера»


Спасибо за работу на уроке!




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!