СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок географии по теме «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной целью данного урока явлется создание условийдля формирования у обучающихсязнаний онебесных телах: астероиды, кометы

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии по теме «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»»

Рефлексия


Ответь на поставленный вопрос.

1.Что сегодня я узнал?

2.Мне было тяжело или нет?

3.Я понял материал или были затруднения?

4. Я научился чему-то новому?

5. Я смог добиться результата?




Урок на тему: «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»

Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о небесных телах: астероидах, кометах;

Задачи:

  • формирование системы знаний о Вселенной, и небесных телах.

  • развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать аналитико-синтетические способности учащихся;

  • формировать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и трудолюбие через аккуратное выполнение записей в тетрадях.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный

  1. Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.

  2. Актуализация ранее изученного материала

Ребята, сегодня мы продолжаем открывать с вами тайны Вселенной. Многое нам уже известно, но еще больше предстоит узнать, и я предлагаю отгадать несколько загадок о небесных телах, входящих в её состав:


1) Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

Организационный момент

От других звезд защищает. (Солнце)


2) Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

Промелькнут года и дни,

Но не встретятся они. (Планеты)


3) Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

И проворна – год на ней

Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)


4) Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету. (Венера)


5) На планете чудеса:

Океаны и леса,

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери. (Земля)


6) То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет,

И на Землю лишь одной

Вечно смотрит стороной. (Луна)


7) Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

Нет горы нигде на свете

Выше, чем на той планете. (Марс)


8) Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

Полосат он, словно кошка,

Жаль худеет понемножку. (Юпитер)


11) Пышный газовый гигант

Брат Юпитера и франт

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)


12) Он уже который век

Среди братьев-римлян грек,

И сквозь космоса тоску

Мчится, лежа на боку. (Уран)


13) На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима. (Нептун)


У: А теперь назовите первые 4 планеты от Солнца и скажите, что их объединяет.? (Земная группа)

Учитель природоведения: Слайд 1.

У: Что объединяет такие планеты, как Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун? (К какой группе относятся эти планеты?) Слайд 2

(в ходе ответов раздаются смайлы, учащийся набравший более 5 смайлов- получает оценку «5».)

  1. Изучение нового материала.


У: Мы изучили такие важные небесные тела как планеты и их спутники, какие ещё небесные тела входят в состав Солнечной системы? (Астероиды, кометы, метеоры, метеориты)

Тема урока: Астероиды. Кометы. (слайд 1)

Астероиды

1 января 1801 года итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как планета, оно не испускало свет, но было намного меньшего размера, чем известные планеты. Оно и подобные ему тела были названы астероиды. Это небесные тела неправильной формы диаметром от одного до нескольких десятков километров. Астероиды – это не звезды. Как и планеты, они не испускают собственного света и обращаются вокруг Солнца. Поэтому их называют малыми планетами.(слайд 2)

Давайте запишем определение (Слайд 3)

В настоящее время обнаружено более 5 тысяч астероидов. И большинство из них находятся между орбитами Юпитера и Марса. Это скопление называют – поясом астероидов.(слайд 4)

Происхождение астероидов еще не выяснено. Предполагают, что это остатки вещества, из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.

Учебник стр. 46 Сравнительные размеры крупнейших астероидов. Назовите их. (слайд 5)

Исторически сложилось, что все астероиды носят женские имена, и им присваивается номер который обозначает местоположение в солнечной системе. Один из крупнейших астероидов солнечной системы носит название Церера – открыт он в 1915году,он имеет почти сферическую форму как и планеты и всего в раз 5 меньше Луны.(слайд 6)

Если вы любите смотреть фантастические фильмы, возможно, вам знаком сценарий столкновение нашей планеты с астероидом. Да это возможно. (слайд 7)

31 марта 2011 года, мимо Земли, на расстоянии всего 6500 километров над землей пролетел другой астероид. Объект, под номером 2004 FU162, который достигал 5-10 метров в поперечнике, сгорел бы, взорвавшись как огненный шар, если бы он врезался в атмосферу Земли.

Проблема в том, что астрономы не его обнаружили только после прохождения этого астероида мимо Земли. Ученые ошиблись в расчетах орбиты астероида на целых 20 градусов из-за воздействия гравитации Земли.

Предыдущий рекорд, сближения астероида с Землей, был отмечен 18 марта 2011 года. Объект под номером 2004 FH, пролетел мимо Земли на расстоянии примерно 40 тысяч километров. Это был астероид большего размера (около 30 метров в диаметре). Астероид такого размера при вхождении в атмосферу  способен произвести взрыв, эквивалентный взрыву одной мегатонны тротила.

Подведем итог: Что мы узнали о астероидах. (слайд 8)


Неправильной формы Астероиды Не испускают света


Обращаются вокруг Солнца Малые планеты


Физ-минутка:

Сегодня в космос полетели встали сели встали сели, на планете приземлились, низко к грунту наклонились. Ничего там не нашли потянулись и ушли.

Попробуйте определить с каким следующие небесные телом мы? (Слайд 9)

У: На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окруженная туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звезд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времен - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы - это редкое событие - они появляются три-четыре раза в столетие. Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы.

(Слайд 10). Кометы

Эти небесные тела получили свое название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». (Слайд 11)

Главная часть кометы – ядро. Состоит из льда, замерзших газов и твердых частиц разных веществ. По мере приближения к Солнцу, ядро нагревается и его вещества начинаются испаряться. Вокруг ядра образуется оболочка, появляется длинный хвост (слайд 12). Он может вытягиваться на миллионы километров и всегда направлен в сторону Солнца.

Со временем под действием солнечного тепла многие кометы полностью разрушаются.

Посмотрите в учебник и зарисуйте строение кометы стр. 43(слайд 13)

Комета Галлея — самая старая периодическая комета. Она наблюдалась 31 раз, причём первый раз — в 446 до н. э. Комета Галлея обращается вокруг Солнца с периодом около 76 лет. (слайд №14) приближается к Солнцу за один виток она обтаивает на 200 метров. В следующий раз она появится над Землей в 2061 г.

Крупнейшие кометы конца 20 - начала 21 века - Хейла Боппа (слайд №15.16) , Ричарда Уэста. Бывают случаи когда кометы сталкиваются с планетами, (слайд 17).

Насколько часто угрожающие Земле астероиды и кометы сталкиваются с ней. Специалисты НАСА рассчитали, что объекты в диаметре 100-200 метров, сталкиваются с Землей с периодичностью раз в 700-1000 лет. Объект такого размера взорвался в атмосфере Земли в 1908 году, в районе реки Подкаменная Тунгуска. Более крупные астероиды сталкивались с Землей в прошлом несколько раз, и, конечно, когда-то нам предстоит пережить это снова.

Столкновение кометы с Землей в 22 веке

Что касается объектов ECC категории (кометы, пересекающие орбиту Земли), то опасение вызывает комета 15Р/Финлея, которая приблизится к нашей планете 27 октября 2060 на расстояние в 150 тысяч километров. В 1993 году астрофизик Брайан Марсден объявил, что столкновения кометы Свифта-Туттля с Землей высока в 22-м веке. Предполагаемая дата сближения Земли с этой кометой произойдет 11 июля 2126 года, а 14 августа комета будет находиться на минимальном расстоянии от нашей планеты.

Если какое-либо событие (столкновение с другим объектом) за полтора века изменит траекторию движения кометы Свифта-Туттля, она мог поразить планету с силой, эквивалентной взрыву бомбы до 100 млн. мегатонн в тротиловом эквиваленте.

5. Закрепление. Рефлексия .(слайд 18)

Выполнение заданий по карточкам (дифференцированная форма контроля, на первом месте № варианта, на втором - сложность)

 

Малые тела Солнечной системы              1 - 1                                                          

  1. Назовите три самых крупных астероида главного пояса астероидов и приведите их примерные размеры.

  2. Какие периодические кометы вы знаете?  Каковы примерные  их расстояния от Солнца?


 Малые тела Солнечной системы                       2 - 1

  1. Где находятся орбиты большинства астероидов?

  2. Как отличить при наблюдении комету без хвоста от обычной туманности?

  3. Почему на астероидах отсутствует атмосфера?

 

 Ответы:

 МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ                                                          1 - 1

1.

Паллада – 538 км, Веста – 526 км, Гигия – 450 км. Церера не является астероидом, с 2006 года она отнесена к карликовым планетам.

2

Комета Галлея период Т = 76лет, кометы движутся по вытянутым орбитам.

 

МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ                                                                       2 - 1

1.

Между орбитами Марса и Юпитера – главный пояс астероидов, за орбитой Нептуна – пояс Койпера.

2.

Истинный размер хвоста зависит от расстояния кометы до Солнца, видимый размер хвоста еще зависит от расстояния кометы до Земли. Комета движется на фоне неподвижных звёзд.

3

Астероиды имеют малую массу и не могут удержать атмосферу.

 6. Домашнее задание: с. 45-46, сообщения о Солнце, созвездия


Самоанализ открытого урока по теме «Астероиды, кометы».

Учитель: Мусатова Валентина Владимировна

Дата: 12.10.2015г

На уроке присутствовали: учителя географии района

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.

Цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о небесных телах: астероидах, кометах;

Задачи:

  • формирование системы знаний о Вселенной, и небесных телах.

  • развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать аналитико-синтетические способности учащихся;

  • формировать интерес к предмету, воспитывать аккуратность и трудолюбие через аккуратное выполнение записей в тетрадях.

Выбор структуры урока был сделан соответственно типу урока.

Этапы урока :

  1. Организационный. (приветствие, совместное определение темы и цели урока.).

  2. Проверка домашнего задания. (опрос в игровой форме)

  3. Сообщение темы и целей урока

  4. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала (или к предстоящей работе). Фронтальный опрос.

  5. Новый материал

  6. Физминутка.

  7. Проверка понимания учащимися нового материала.

  8. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

На уроке использовала такие методы обучения .

По характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый.

По источнику знаний:

  • словесный;

  • наглядный;

  • практический;

  • работа с книгой.

По способу организации работы (методы управления:)

  • работа под непосредственным руководством учителя;

  • совместная работа;

  • самостоятельная работа.

Стимулирующие методы:

  • метод поощрения;

  • взаимный контроль;

Всю работу на уроке я планировала, учитывая психологические особенности класса. В данном классе дети работают активно, но есть проблемы в умении слушать друг друга и фронтальном взаимодействии. Так же дети испытывают сложность в работе в группах. Учитывая эти данные и хорошее освоение прошлых тем раздела, мной были сформированы цель и задачи урока.

На первом этапе произошло приветствие, совместное определение темы и цели урока. Опрос домашнего задания проводился в игровой форме. При опросе активизировалось внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров.

Изложение нового материала давалось в форме беседы с созданием проблемных ситуаций; обращением к жизненному опыту учащихся, а также демонстрация презентации и записью материала на доске в форме схем и таблиц.

Первичное закрепление стимулировало мыслительную деятельность учащихся, закрепление нового материала проводилось параллельно с сообщением новых знаний, после каждого фрагмента нового материала, мной задавался ряд проблемных ситуаций - которые способствовали закреплению материала.

В ходе урока были учтены здоровье-сберегающие технологии – проведена физ. минутка, связанная с темой урока.

Домашнее задание записывалось доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время.

Думаю, удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течении всего урока благодаря смене видов деятельности, своевременно использованной физ. минутки и включение игровых моментов. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятная. На уроке мне удалось реализовать поставленные цели и задачи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!