СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 8 классе по теме: «Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 8 классе

по теме: «Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 8 классе по теме: «Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»»»

Открытый урок

Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 8 классе

по теме: «Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»»

Дата: 02.02.2024г.

Количество учащихся: 3

Учитель: Даминова Эльмира Шаймардановна — учитель русского языка и литературы.

Цель урока: Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении.
Задачи урока:

- пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Л.Н.Толстого;

- развивать умение размышлять над прочитанным текстом, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;

- развивать культуру речи, читательские умения; навыки сравнительного анализа;

- воспитывать интерес к предмету, нравственные качества личности.

Формируемые УУД:

Планируемые образовательные результаты:

Предметные умения:

- знать содержание прочитанного произведения;

-уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: обучающийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах, воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтения

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы обучения: парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал: портрет Л.Н.Толстого.


Технологическая карта урока

1 этап – мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Познавательная: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету.

Коммуникативная: Слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивная: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.

Улыбки подарим гостям.

У вас всё готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!


-Добрый день всем! Я думаю, сегодняшний урок пройдёт с пользой для нас всех и каждый усвоит что – то важное для себя.


-Ребята, в течение урока заполните, пожалуйста, лист самооценки.










Постановка темы и учебных задач


  • Как зовут этого русского царя?

  • Какое прозвище у него было?

  • Почему ему дали именно такое прозвище?

Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным", приготовил Афанасьев Даниил, послушаем.

Правильный ответ: Николай I, прозвище — Палкин.
Такое прозвище было у царя, потому что во время его правления в армии было узаконено наказание палками (шпицрутенами).

-Сегодня мы продолжим изучение рассказа Л. Н. Толстого «После бала» и узнаем больше об эпохе правления этого царя, окунёмся в эпоху 19 века и побываем на балу. Определите тему и цель урока.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей.












































Отвечают на вопросы










(учащиеся пытаются сформулировать основную учебную цель урока)


2 этап - Включение в систему знаний. Получение новой информации.

Цель: подготовить к восприятию основного содержания урока согласно поставленной цели урока

Познавательная: готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную работу по активизации художественного материала в речи.

Коммуникативная: самостоятельно выполняют задания учителя.

Регулятивная:соответствовать поставленной учебной цели и задачам урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте вспомним о жизни и творчестве писателя Л.Н.Толстого. Расскажет Лиза К., Алёна З. – дополнит.

-Мы прочитали первую часть рассказа «После бала». Ответьте на вопросы и выполните задания:

Послушайте музыку. Звучит музыка.

-Кто знает, что это за музыкальный жанр?

-Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется?

-Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.


Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.

  • Найдите в тексте описание бала

  • Найдите в тексте описание Вареньки

  • Найдите в тексте описание отца и матери Вареньки

  • Найдите в тексте описание танца полковника и Вареньки

  • Найдите в тексте описание чувств Ивана Васильевича.

Работают в группе и индивидуально.














ФИЗМИНУТКА


3 этап. Осмысление и активизация информации.

Цель: активизация полученной информации в устной речи

Познавательная: использование изученного лексико-грамматического материала для построения устного высказывания в виде кратких сообщений с опорами.

Коммуникативная: умение выделять значимую информацию.

Регулятивная: соответствовать поставленной учебной цели и задачам урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: Продолжаем работу. Работа в группе.

Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу», «После бала» - работаем в группе.

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма

Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Описание внешности главного героя эпизода

Варенька

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Солдат

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее);

4 Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте








Работают в группе, отвечают на вопросы. Выполняют задания, работают с таблицей.











Оценка строится на имеющихся предположениях учащихся. После чтения текста обмен мнением в группе.


















4 этап. Работа с текстом рассказа «После бала»

Цель: Выполнение тестового задания.

Познавательная: развитие умения выполнять задания по читательской грамотности

Коммуникативная: развитие умения концентрировать внимание на запрашиваемой информации с использованием при необходимости письменно фиксировать её.

Регулятивная: учиться дополнять, уточнять высказывания других.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель: а теперь предлагаю ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.


  1. Творческая работа. Составьте синквейн. Тема: «Николай 1»

-Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)

Ассоциация (несправедливость)


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:



1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).










Выполняют тест. Отвечают на вопросы.

















Выполняют творческую работу. Читают свои составленные синквейны.













5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: фиксирование нового содержания, изученного на уроке, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Подведение итога урока.

Коммуникативная: формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивная: развитие умения анализировать достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Учитель: Итак, ребята, урок подходит к концу. Я предлагаю и вам высказать свои впечатления от сегодняшнего урока. Перед вами на слайде предложения, которые помогут вам выразить отношение к уроку. Я начну, а вы продолжите.

1. На уроке я работал(а) активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен(на)/не доволен(на)

3. Урок для меня показался коротким/длинным

4. За урок я не устал(а)/ устал(а)

5. Материал урока мне был понятен/не понятен

полезен/бесполезен


- Как вы себя оцениваете?

- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?



Домашнее задание:

(на выбор): 1.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

2. Напишите мини- эссе «Моё мнение о полковнике».

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:



1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!