Открытый урок
Формирование функциональной грамотности (читательская грамотность) на уроке литературы в 8 классе
по теме: «Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»»
Дата: 02.02.2024г.
Количество учащихся: 3
Учитель: Даминова Эльмира Шаймардановна — учитель русского языка и литературы.
Цель урока: Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении.
Задачи урока:
- пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Л.Н.Толстого;
- развивать умение размышлять над прочитанным текстом, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
- развивать культуру речи, читательские умения; навыки сравнительного анализа;
- воспитывать интерес к предмету, нравственные качества личности.
Формируемые УУД:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения:
- знать содержание прочитанного произведения;
-уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: обучающийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах, воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтения
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы обучения: парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска
Наглядно-демонстрационный материал: портрет Л.Н.Толстого.
Технологическая карта урока
1 этап – мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)
Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Познавательная: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету.
Коммуникативная: Слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивная: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу. Улыбки подарим гостям. У вас всё готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! -Добрый день всем! Я думаю, сегодняшний урок пройдёт с пользой для нас всех и каждый усвоит что – то важное для себя. -Ребята, в течение урока заполните, пожалуйста, лист самооценки. Постановка темы и учебных задач Как зовут этого русского царя? Какое прозвище у него было? Почему ему дали именно такое прозвище? Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем Палкиным", приготовил Афанасьев Даниил, послушаем. Правильный ответ: Николай I, прозвище — Палкин. Такое прозвище было у царя, потому что во время его правления в армии было узаконено наказание палками (шпицрутенами). -Сегодня мы продолжим изучение рассказа Л. Н. Толстого «После бала» и узнаем больше об эпохе правления этого царя, окунёмся в эпоху 19 века и побываем на балу. Определите тему и цель урока. | Учащиеся приветствуют учителя и гостей. Отвечают на вопросы (учащиеся пытаются сформулировать основную учебную цель урока) |
2 этап - Включение в систему знаний. Получение новой информации.
Цель: подготовить к восприятию основного содержания урока согласно поставленной цели урока
Познавательная: готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную работу по активизации художественного материала в речи.
Коммуникативная: самостоятельно выполняют задания учителя.
Регулятивная:соответствовать поставленной учебной цели и задачам урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Давайте вспомним о жизни и творчестве писателя Л.Н.Толстого. Расскажет Лиза К., Алёна З. – дополнит. -Мы прочитали первую часть рассказа «После бала». Ответьте на вопросы и выполните задания: Послушайте музыку. Звучит музыка. -Кто знает, что это за музыкальный жанр? -Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется? -Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке? - Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты. Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении. Найдите в тексте описание бала Найдите в тексте описание Вареньки Найдите в тексте описание отца и матери Вареньки Найдите в тексте описание танца полковника и Вареньки Найдите в тексте описание чувств Ивана Васильевича. | Работают в группе и индивидуально. |
ФИЗМИНУТКА
3 этап. Осмысление и активизация информации.
Цель: активизация полученной информации в устной речи
Познавательная: использование изученного лексико-грамматического материала для построения устного высказывания в виде кратких сообщений с опорами.
Коммуникативная: умение выделять значимую информацию.
Регулятивная: соответствовать поставленной учебной цели и задачам урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Продолжаем работу. Работа в группе. Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу», «После бала» - работаем в группе. На балу | После бала | Краски, цветовая гамма | Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. | Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. | Описание внешности главного героя эпизода | Варенька Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. | Солдат Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте» | Звуки, характер музыки | Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. | Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. | Психологическое состояние рассказчика | 1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее); 4 Бесконечно счастлив. | На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. | Описание полковника | Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. | Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте | | Работают в группе, отвечают на вопросы. Выполняют задания, работают с таблицей. Оценка строится на имеющихся предположениях учащихся. После чтения текста обмен мнением в группе. |
4 этап. Работа с текстом рассказа «После бала»
Цель: Выполнение тестового задания.
Познавательная: развитие умения выполнять задания по читательской грамотности
Коммуникативная: развитие умения концентрировать внимание на запрашиваемой информации с использованием при необходимости письменно фиксировать её.
Регулятивная: учиться дополнять, уточнять высказывания других.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: а теперь предлагаю ТЕСТ на знание текста 1. Жанр произведения: А) очерк Б) повесть В) рассказ 2. Тема произведения: а) повествование о любви Ивана Васильевича; б) рассказ о полковнике; в) показ николаевской России. 3. Раскрытию идеи произведения помогает: А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение 4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) полковник выполняет свои обязанности 5. Произведение заставляет задуматься о: а) судьбе полковника; б) личной ответственности человека за жизнь общества; в) любви Ивана Васильевича. Творческая работа. Составьте синквейн. Тема: «Николай 1» -Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке. Пример: Николай 1 2 определения (властный, жестокий) 3 действия (наказывал, казнил, унижал) Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной) Ассоциация (несправедливость) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Выполняют тест. Отвечают на вопросы. Выполняют творческую работу. Читают свои составленные синквейны. |
5 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: фиксирование нового содержания, изученного на уроке, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности
Подведение итога урока.
Коммуникативная: формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивная: развитие умения анализировать достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Учитель: Итак, ребята, урок подходит к концу. Я предлагаю и вам высказать свои впечатления от сегодняшнего урока. Перед вами на слайде предложения, которые помогут вам выразить отношение к уроку. Я начну, а вы продолжите.
1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен(на)/не доволен(на)
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал(а)/ устал(а)
5. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
- Как вы себя оцениваете?
- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?
Домашнее задание:
(на выбор): 1.Составьте синквейн : Варенька или полковник.
2. Напишите мини- эссе «Моё мнение о полковнике».
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).