СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: "Факторы размещения производительных сил"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок – практикум – ( создание проекта)

Цель урока: развитие ключевых компетенций, обучающихся в процессе организации самостоятельной проектной деятельности.

Задачи:

Образовательные

1. обобщение и систематизирование знания учащихся по теме «Основные факторы размещения производительных сил»;

2. сформировать представление о влиянии разнообразных факторов при размещении конкретных предприятий.

            Развивающие

1. Развивать устную речь;

2. Уметь применять полученные знания на практике;

3. Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

 Воспитательные:

1. Стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся;

2. Формировать убеждённость в необходимости получения экономических знаний;

3. Умение работать в коллективе;

4. Повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование: учебник, справочные таблицы, атласы, задания на карточках, настенные карты.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: "Факторы размещения производительных сил"»

Тема урока: Факторы размещения производительных сил.

Класс: 10

Тип урока: урок – практикум – ( создание проекта)

Цель урока: развитие ключевых компетенций, обучающихся в процессе организации самостоятельной проектной деятельности.

Задачи:

Образовательные

1. обобщение и систематизирование знания учащихся по теме «Основные факторы размещения производительных сил»;

2. сформировать представление о влиянии разнообразных факторов при размещении конкретных предприятий.

Развивающие

1. Развивать устную речь;

2. Уметь применять полученные знания на практике;

3. Развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные:

1. Стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся;

2. Формировать убеждённость в необходимости получения экономических знаний;

3. Умение работать в коллективе;

4. Повысить интерес к изучению предмета.

Оборудование: учебник, справочные таблицы, атласы, задания на карточках, настенные карты.


Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Я думаю, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем

«Приятного, вам аппетита!» почему я вам это пожелала?

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - заявил однажды

французский писатель Анатоль Франс. -Чего я вам и желаю!

?-Какую тему мы сейчас изучаем? (НТР и мировое хозяйство)

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Научно – технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества. Развитие общества невозможно без усовершенствования науки и техники. В этом последовательном плавном процессе выделяются резкие скачки в развитии. Именно эти периоды и называют научно-техническими революциями (НТР).

Вопрос: Что такое НТР?

(НТР представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.)

Вопрос: Какими основными чертами характеризуется НТР?

Для научно-технической революции характерны:

1) универсальность, всеохватность;

2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований;

3) интеллектуализация;

4) военно-техническая революция.


Я- Благодаря Научно-техническому прогрессу в конце 19 – начале 20 века сформировалось Мировое хозяйство – в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

?-Дайте определение Мировому хозяйству (ответ уч-ся)

Я-На прошлом уроке мы рассматривали 10-членную модель мирового хозяйства, кто пойдет и отметит на карте центры мирового хозяйства (уч-ся идет к доске и прикрепляет стикеры )

Я-Современная НТР оказывает значительное влияние и на территориальную структуру мирового хозяйства, т.е. на размещение производства.

- А теперь подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке (тема урока)?

-СЛ1 Факторы размещения производительных сил

- Какова цель сегодняшнего урока? (цель урока)?

-СЛ2 Выявить особенности влияния факторов на размещение производительных сил.

Задачи:

  1. Знать: какие факторы размещения относятся к старым, а какие к новым;

  2. Уметь: применять полученные знания на практике.

Я: Для того, чтобы страна и люди, живущие в ней, чувствовали себя хорошо, росло их благосостояние, необходимо устойчивое и поступательное движение экономики, т.е. народного хозяйства страны. Вам, молодым, придётся с утроенной энергией браться за дело. А чтобы лучше работать, необходимы знания, которые мы и постараемся добыть.

В ходе изучения темы вы должны узнать о факторах размещения и уметь правильно их объяснять.

Вопрос: Давайте вспомним, что такое факторы размещения производительных сил? (ответ обучающегося).

СЛ3 Факторы размещения производительных сил - это различные экономические, социальные, природные и другие обстоятельства, которые необходимо учитывать при размещении различных отраслей и отдельных предприятий


Я: Все факторы можно подразделить на старые и новые.

Первые из них возникли давно, а вторые – в основном уже в эпоху НТР. Впрочем, такое деление факторов в значительной мере условно. Ведь и те, которые возникли давно, в эпоху НТР приобрели во многом другое содержание.

-Приведите примеры факторов размещения производства

(ответы: факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, фактор трудовых ресурсов, фактор территориальной концентрации, наукоемкости, экологический).

СЛ 4

Я: Хорошо, но ведь важно не только перечислять факторы размещения производства, но и знать, каким образом каждый из них влияет на размещение хозяйства. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – научиться применять полученные вами знания об основных факторах размещения производительных сил в ходе проектной деятельности.

Ребята, вы ученики 10 класса, будущие строители своей взрослой жизни и нашей страны. Я предлагаю вам поработать сегодня проектировщиками. Что-то вы уже знаете, а что-то новое дополните сегодня.

На сегодняшнем уроке нам понадобятся определенные умения. Объектом исследования на сегодняшнем уроке будут факторы размещения, которые влияют на размещение производительных сил. Для этого выполним проектную работу. Я предлагаю выполнить работу в группах. (работа в группах).

СЛ 5 Давайте представим, что перед нами стоит задача – выбор территории для размещение определенного производства. При этом нужно учитывать, что каждое производство индивидуально, отличается своими технологическими особенностями и зависит от многих факторов. Одним из главных факторов для успешной работы производства и выпуска конкурентоспособной продукции, являются правильно выбранные факторы размещения производства.

Перед вами 8 стран, на территории, которых рекомендуется разместить производство:

  1. Мексика

  2. Южная Корея

  3. Индия

  4. Германия

  5. Япония

  6. Канада

  7. Бразилия

  8. Саудовская Аравия

Я: Я предлагаю разделить вопросы в группе. Выберите, пожалуйста, руководителя группы, который будет отчитываться о проделанной работе.

СЛ 6 Этапы работы над проектом:

1) проблема (цель)

2) планирование

3) поиск информации - учебник, к/А

4) продукт (выводы)

5) презентация (словесное представление, показ ка карте страны).


1: Легкая промышленность (текстиль) -? (Индия)

2: Лесная промышленность –? (Канада)

3: Пищевая промышленность (кофе) – ? (Бразилия)

4: Химическая промышленность – ? (Германия)

5: Электротехническая промышленность (бытовая техника)? – (Южная Корея)

6: Нефтяная промышленность –? (Саудовская Аравия)

Каждой группе нужно будет ответить на 3 вопроса.

  1. Название отрасли промышленности

  2. Название страны, на котором будет размещаться это производство

  3. Обоснование выбранной территории, указав факторы размещения.

И сделать вывод.

В течение 5 минут каждая из групп должны подготовить задания по своей проблеме.

Готовы все группы к защите проекта?

(Физминутка.)

Встаньте, пожалуйста, повернитесь назад, найдите какую-нибудь точку и зафиксируйте на ней взгляд. Вернитесь в исходное положение. А теперь приложите максимум усилий и повернитесь с еще большим усилием. Найдите точку и зафиксируйте на ней взгляд. Вернитесь в исходное положение. Так и со знаниями, только необходимо прилагать усилия.

Защита проектов:

По очереди руководители групп представляют работу о стране на которой разместили отрасль промышленности, учитывая факторы размещения.

СЛ 7 Вывод: Размещение отраслей промышленности напрямую зависит от различных факторов размещения.

Я: в результате сегодняшней групповой работы мы получили ценную информацию о факторах размещения производства.

Применили знания на практике,

поработали по специальности,

принимали взвешенное решение.


Выполните, пожалуйста, итоговое задание по теме (раздать тесты каждому ученику)


Итоговое задание по теме:

Установите стрелками соответствие каждого фактора размещения производства характеристике его воздействия на размещение современного производства.


1. Фактор территории а) способствует появлению технопарков и

технополисов

2. Фактор экономико-географического б) способствует территориальному распределению положения производства


3. Природно-ресурсный фактор в) способствует формированию промышленных

центров, узлов и районов


4. Транспортный фактор г) способствует сдвигу производства к морю


5. Фактор трудовых ресурсов д) способствует преодолению территориального

разрыва между районами производства и потребления

6. Фактор территориальной

концентрации е) ограничивает концентрацию производства и

населения

7. Фактор наукоемкости ж) способствует освоению новых районов


8. Экологический фактор з) способствует перемещению производства к

источникам дешевых трудовых ресурсов


Кол-во баллов__________________ оценка__________________


СЛ 8 Проверьте по ключу, подсчитайте, сколько баллов заработали, оцените себя сами.

СЛ 9 (Цели. Вопросы, Д\з) Рефлексия.

Руководители групп, ответьте на вопросы, пожалуйста.

• Достигнуты ли цели?

• Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

  • Сколько баллов получили за тест участники вашей группы?

Оценивание уч-ся.

Домашнее задание: предложить размещение производства на территории своего населенного пункта или г. Морозовска и обосновать свой выбор наличием соответствующих факторов.


Я: Спасибо за урок, я надеюсь, что вы поглощали знания с аппетитом!



































ПРИЛОЖЕНИЕ


Проект по теме: выбор территории для размещения производства.

Группа№1 Ф.И.____________________________

Цель:________________________________________

  1. Название отрасли промышленности: ______________________________________________



  1. Название страны, на которой будет размещаться производство____________________________________




  1. Обоснование выбранной территории, указав факторы размещения

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Ф.И.__________________________________________________


Итоговое задание по теме:

Установите стрелками соответствие каждого фактора размещения производства характеристике его воздействия на размещение современного производства.


1. Фактор территории а) способствует появлению технопарков и

технополисов

2. Фактор экономико-географического б) способствует территориальному распределению положения производства


3. Природно-ресурсный фактор в) способствует формированию промышленных

центров, узлов и районов


4. Транспортный фактор г) способствует сдвигу производства к морю


5. Фактор трудовых ресурсов д) способствует преодолению территориального

разрыва между районами производства и потребления

6. Фактор территориальной

концентрации е) ограничивает концентрацию производства и

населения

7. Фактор наукоемкости ж) способствует освоению новых районов


8. Экологический фактор з) способствует перемещению производства к

источникам дешевых трудовых ресурсов


Кол-во баллов_______ Оценка___________



Ф.И.__________________________________________________________

Итоговое задание по теме:

Установите стрелками соответствие каждого фактора размещения производства характеристике его воздействия на размещение современного производства.


1. Фактор территории а) способствует появлению технопарков и

технополисов

2. Фактор экономико-географического б) способствует территориальному распределению положения производства


3. Природно-ресурсный фактор в) способствует формированию промышленных

центров, узлов и районов


4. Транспортный фактор г) способствует сдвигу производства к морю


5. Фактор трудовых ресурсов д) способствует преодолению территориального

разрыва между районами производства и потребления

6. Фактор территориальной

концентрации е) ограничивает концентрацию производства и

населения

7. Фактор наукоемкости ж) способствует освоению новых районов


8. Экологический фактор з) способствует перемещению производства к

источникам дешевых трудовых ресурсов


Кол-во баллов_______ Оценка___________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!