СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Древнее Двуречье

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему Древнее Двуречье 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Древнее Двуречье»

Разработка открытого урока по Истории Древнего мира.

Провела Магомедова Б.А.

учитель истории МКОУ «СОШ№12»

Урок в 5 «А» классе на тему: «Древнее Двуречье».

Дата: 25.10. 2018 год.


Тип урока: введение нового материала.


Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья;

  • формировать умения, применять понятие (клинопись), закрепить умения извлекать информацию из текстовых, анимационных источников и обобщать их по заданной теме;

  • ознакомиться с презентацией урока, запомнить мифы Древнего Двуречья.

Воспитательные:

  • познакомить учащихся с занятиями жителей Двуречья, их культурой, верованиями в эпоху древнего мира;

  • воспитывать детей в духе уважения к истории прошлого;

Развивающие:

  • развивать умения связной речи, логично выстраивать предложения;

  • развивать коммуникативные действия: умение полно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами.


Оборудование урока:

  • компьютер, экран, мультимедиа, презентация, карта «Египет и Передняя Азия в древности», атлас по истории, тексты из хрестоматии по истории древнего мира.


В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 17 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.

Понятия: Двуречье, клинопись.

План урока:

1. Географическое положение Двуречья.

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров.

3. Занятия и быт жителей Двуречья.


ХОД УРОКА:


1.Организационный момент.


Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей”.

На уроках истории мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие? Хотите?

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны?

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.



  1. Повторение ранее изученного материал.

 А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы:

1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет)

2.Царь Древнего Египта. (Фараон)

3.Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

4.Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

5.Гробница египетских фараонов. (Пирамида)

6.На каком материке находится Египет? (Африка)

7Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

8.Место в пустыне, где есть растительность и вода. (Оазис)

9.Бог Солнца древних египтян. (Ра)

10.Здание, где люди поклонялись богам. (Храм)

11.Назовите священных животных Древнего Египта. (кошка, бык, крокодил, ибис и т.д.)

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили.


Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа, какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

Вопрос: Чем цивилизация отличается от первобытного общества? (Наличие письменности, городов, государств).


  1. Объяснение нового материала:

Недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье. В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат.


Работа с картой:

  1. Давайте посмотрим на карту и найдём на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

  2. Какие крупные реки находятся в этой стране?

Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.







Евфрат Тигр


Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.



Вопросы к документу:

  1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Плодородная).

  2. Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам - масленичное растение, финиковые пальмы).

  3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мёд, пекли хлеб).


Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укреплённые поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города - центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож, ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, назывались они УР и Урук.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются  -клинописью.

В начале в Двуречье пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Каждый знак обозначал слово или словосочетание.

Школы в Древнем Двуречье назывались – эдубы – дома табличек. А учителя звали – отец дома табличек.

Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.


У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:


ШАМАШ – бог Солнца.

СИН – бог Луны.

ЭА – бог воды

ИШТАР – богиня плодородия и любви.


Вопросы:

1. Что такое храм? (Жилище богов).

2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (В Египте).

  1. Во что верили древние египтяне? (В богов и загробный мир).

  2. Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (Они тоже верили в богов).



4. Закрепление знаний, полученных на уроке.


1.На чём писали в Древнем Двуречье? (На глиняных дощечках).

2.На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (На рисунки).

3.Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (Несколько сот).

4.Где учились клинописи древние шумеры? (В школах).

5. С каким государствоммы познакомились на уроке?

6. Какие научные знания были в Древнем Двуречье?



  1. Домашнее задание:

  2. пересказ § 13 и ответить на вопросы к тексту на странице 69.








Молодцы ребята! Спасибо за урок.










 OK 












Список использованной литературы и Интернет-источников:


  1. Мультимедийное учебное пособие нового образца. История 5 класс. ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2002 г.


  1. Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». 5 класс. - М.: «Просвещение», 2007 г.

  2. 640×800 на fotki.yandex.ru JPG, 44 Кб

(Весёлый, радостный смайлик).

  1. http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-4590

(«Древнее Двуречье»).



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!