Открытый урок
Тема урока: Четырехугольники.
Цель урока:
обобщение и систематизация знаний основных понятий темы «Четырехугольники»; совершенствование умения распознавать на чертежах прямоугольники, квадраты, называть элементы четырёхугольников, изображать эти фигуры и их конфигурации с использованием чертёжных инструментов, совершенствование вычислительных навыков при нахождении периметра и площади четырехугольников в решении практических задач.
Задачи урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания основных понятий;
формировать и совершенствовать умения и навыки выполнения вычислений по формулам;
применять умения нахождения периметра и площади четырехугольников в решении практических задач;
повысить мотивацию к обучению;
дифференцировать учебный процесс;
Развивающие:
развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся знания в измененной ситуации;
развивать навык самостоятельного поиска решения;
развивать умения сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы;
прививать интерес к предмету;
развивать чертёжные умения и навыки.
Воспитательные:
формировать волевые качества личности – самостоятельность, ответственность, самоконтроль.
Тип урока: урок повторения и обобщения новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: Персональный компьютер, проектор.
«Усердие все превозмогает»
Ход урока
Организационный этап (1 мин)
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу.
Приветствие учащихся; проверка готовности класса к учебной деятельности; организация внимания.
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет вам математика.
Этап актуализации знаний и воспроизведение ранее изученного материала (8 мин)
Цель: актуализировать учебные знания, умения и способы действий учащихся при построении четырёхугольников и нахождение их периметра, а также площади прямоугольника
Проверка домашнего задания. (Вызванный учащийся называет ответы, класс проводит самопроверку). (2 мин)
Задача № 466, 488.
2. Работа на карточках. (Задание дифференцированное)(6 мин)
Уровень А: 1. Сколько квадратных сантиметров в 1 м ²? в 4 м ²? (Сколько квадратных метров в 1 км ²? в 3 км ²?)
2. Расположить в порядке возрастания площади: 1 см², 1 м², 1 мм², 1 км², 1 дм², 1а,
1 га. Во сколько раз каждая последующая единица больше предыдущей?
Уровень Б: 1. Найдите площадь квадрата со стороной: 9 м; 11 см.
2. Разбейте каждую из изображенных фигур на равные квадраты. Считая площадь одного квадрата за 1 кв. ед., найдите площадь и периметр каждой фигуры.
Уровень C: 1. Чему равна сторона квадрата, если площадь равна: а) 49 м²; б) 64 см²?
2. Разбейте каждую из изображенных фигур на равные квадраты. Считая площадь одного квадрата за 1 кв. ед., найдите площадь и периметр каждой фигуры.
3. Фронтальный опрос (6 мин)
1. Дать понятие «четырёхугольник» (Четырехугольником называется фигура, состоящая из четырех точек, называемых вершинами, и четырех соединяющих их отрезков – сторон. При этом
- никакие три точки не лежат на одной прямой).
2. Какие элементы выделяют у четырёхугольника:
(Каждый четырехугольник имеет 4 вершины, 4 стороны и 4 угла. Верхняя и нижняя стороны называются основаниями, две боковые стороны называются высотами).
3. Периметр четырёхугольника.
4. Какие четырехугольники называют равными.
5. Виды четырёхугольников:
прямоугольник;
квадрат;
ромб.
6. Вставить пропущенное слово.
7. Общие признаки прямоугольника и квадрата.
8. Периметр прямоугольника. Периметр квадрата.
9. Площадь прямоугольника.
Мотивационный этап. (5 мин)
Цель: обеспечение мотивации учения, принятие детьми целей и задач урока.
Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что:
«Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, нужно поглощать их с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету.
Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. Будем учиться не только математике, но и умению общаться, уважению друг к другу.
Для того чтобы достичь целей, вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, поэтому эпиграфом нашего урока будут слова: «Усердие все превозмогает».
Постановка целей и задач урока.
Сегодня мы повторим, приведем в систему изученный материал темы «Четырехугольники».
История возникновения понятий «периметр», «площадь».
Пери́метр (др.-греч. περίμετρον — окружность, др.-греч. περιμετρέο — измеряю вокруг) — общая длина границы фигуры (чаще всего на плоскости). Иногда периметром называли границу геометрической фигуры.
Этот термин встречается у древнегреческих ученых: Архимеда (3 век до н.э.), Герона (1 век до н.э.).
Вычисление периметра имеет существенное практическое значение. Например, для вычисления длины ограды вокруг сада или участка.
Зарождение геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряется в глубине тысячелетий. Еще 4 - 5 тыс. лет назад вавилоняне вычисляли площади земельных участков, имеющих форму прямоугольника, треугольника и трапеции, в квадратных единицах. Формулы для вычисления площадей земельных участков приведены в клинописных таблицах Древнего Вавилона. Вавилонский землемер или архитектор должен был хорошо чертить и проводить геометрические расчеты. Единицей измерения площади использовали квадрат, так как именно квадрат обладает замечательными свойствами: равные стороны, равные и прямые углы. Квадраты легко строить, и ими можно покрыть без просветов фигуры любой формы.
Около 4 000 лет назад египтяне определяли площадь прямоугольника, умножая длину на ширину. Площадь многоугольника находили разбиением его на прямоугольники, треугольники и трапеции. Египтяне использовали и иные измерения, которые позволяли быстрее измерять площадь земельного участка путем только обхода его по границам, но результат измерения получался с некоторой погрешностью.
В математических трудах Евклида, Герона, Брахмагупты и других ученых известно, что по вопросам измерения площадей греки и индусы пошли далеко вперед по сравнению с египтянами и вавилонянами. В своих «Началах» Евклид не применял слово «площадь», так как он под словом «фигура» понимал часть плоскости, ограниченную замкнутой линией, и под понятием фигуры подразумевал и ее площадь.
Периметр и площадь являются двумя основными измерениями геометрических фигур, их часто путают. Нередко также считают, что увеличение одной из этих величин приводит к увеличению другой. Однако нет никакой связи между площадью и периметром фигур.
Прокл (V-й век) писал, что греческие крестьяне делили поля, опираясь на периметры, однако урожай с поля пропорционален площади, а не периметру, и много наивных крестьян получали поля с большим периметром, но малой площадью.
Если удалить часть фигуры, её площадь уменьшится, а вот периметр может и не уменьшиться.
Этап обобщения изученного материала (9 мин)
1. Математическая разминка
2. Вычислить устно (Работа в группах)
S | a | b | P |
16см² | ? | 4см | ? |
? | 71дм | 10дм | ? |
125мм² | 25мм | ? | ? |
Тестирование. (Работа в парах)
Выбрать правильный ответ: периметр прямоугольника.
Определить площадь фигур.
Определить площади прямоугольников.
Выбрать правильный ответ: площадь прямоугольника.
Работаем с моделями. (Работа в группах)
Физкультминутка (2 мин)
Цель: сменить вид деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Нарисуйте правой рукой четыре квадрата.
Нарисуйте левой рукой три треугольника.
Нарисуйте кончиком носа буквы P и S.
Закройте глаза, расслабьте все тело,
Представьте - вы птица, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Этап практического применения знаний (10 мин)
Работа у доски: упр. № 470, 475, работа с фигурами, дополнительные задачи.
Самостоятельная работа (5 мин) (Дифференцированная индивидуальная работа)
На «3» Найти площадь прямоугольника, если a = 10, b = 20
На «4» Грядку длиной 12м и шириной 3м разделили на три равных прямоугольника. Чему равна площадь каждого?
На «5» Как изменится площадь квадрата, если его сторону уменьшить в три раза.
Рефлексивно-оценочный этап учебной деятельности (2 мин)
Цель: осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов.
«Для меня этот урок…»
Перед уроком учащимся выдается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
" СМАЙЛИКИ НАСТРОЕНИЯ«
У учащихся две карточки: улыбающийся смайлик и грустный смайлик. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
Этап подведения итога урока (2 мин)
Цель: подведение итогов работы класса на уроке.
- Назовите ключевые слова урока.
- Какие учебные задачи решили на уроке?
- Какие признаки четырехугольников повторили?
- Какие формулы вспомнили?
- Какие знания вызвали у вас затруднения?
- Где в жизни могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Закончить наш урок я хочу словами Джорджа Полиа (австро-венгерского математика):
“Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее.
Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такого возможно. Где есть желание, найдется путь”
Оценивание работы на уроке
Информация о домашнем задании (1 мин)
Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения
домашнего задания.
§ 2.8-2.9 повторить, упр. 468 (в), 489.
Уровень А Уровень А
Уровень Б Уровень Б
Уровень C Уровень C
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Урок | Я на уроке | Итог | Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал | 1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше | 2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше |
3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял | 3.безразлично | 3. наблюдал за другими | 3. не понял |
Пери́метр (др.-греч. περίμετρον — окружность, др.-греч. περιμετρέο — измеряю вокруг) — общая длина границы фигуры (чаще всего на плоскости). Иногда периметром называли границу геометрической фигуры.
Этот термин встречается у древнегреческих ученых: Архимеда (3 век до н.э.), Герона (1 век до н.э.).
Вычисление периметра имеет существенное практическое значение. Например, для вычисления длины ограды вокруг сада или участка.
Периметр и площадь являются двумя основными измерениями геометрических фигур, их часто путают. Нередко также считают, что увеличение одной из этих величин приводит к увеличению другой. Однако нет никакой связи между площадью и периметром фигур.
Зарождение геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряется в глубине тысячелетий. Еще 4 - 5 тыс. лет назад вавилоняне вычисляли площади земельных участков, имеющих форму прямоугольника, треугольника и трапеции, в квадратных единицах. Формулы для вычисления площадей земельных участков приведены в клинописных таблицах Древнего Вавилона. Вавилонский землемер или архитектор должен был хорошо чертить и проводить геометрические расчеты. Единицей измерения площади использовали квадрат, так как именно квадрат обладает замечательными свойствами: равные стороны, равные и прямые углы. Квадраты легко строить, и ими можно покрыть без просветов фигуры любой формы.
Около 4 000 лет назад египтяне определяли площадь прямоугольника, умножая длину на ширину. Площадь многоугольника находили разбиением его на прямоугольники, треугольники и трапеции. Египтяне использовали и иные измерения, которые позволяли быстрее измерять площадь земельного участка путем только обхода его по границам, но результат измерения получался с некоторой погрешностью.
В математических трудах Евклида, Герона, Брахмагупты и других ученых известно, что по вопросам измерения площадей греки и индусы пошли далеко вперед по сравнению с египтянами и вавилонянами. В своих «Началах» Евклид не применял слово «площадь», так как он под словом «фигура» понимал часть плоскости, ограниченную замкнутой линией, и под понятием фигуры подразумевал и ее площадь.
Прокл (V-й век) писал, что греческие крестьяне делили поля, опираясь на периметры, однако урожай с поля пропорционален площади, а не периметру, и много наивных крестьян получали поля с большим периметром, но малой площадью. Если удалить часть фигуры, её площадь уменьшится, а вот периметр может и не уменьшиться.