ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. учителя Викторова Н.А.
О.У. – МОУ Пронинская СОШ
Предмет – Биология
Класс – 5
Тема урока – «Образование новых клеток»
Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с особенностями деления клетки;
выяснить, в чём заключается биологическое значение деления клетки;
показать взаимосвязь деления клеток и роста организма.
Развивающие:
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – обеспечить в ходе урока формирование и закрепление основных понятий: общенаучных– клетка; специальных – материнская и дочерние клетки, экватор клетки, нити деления; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий (представлений), теорий: общенаучных – клетка, клеточная теория; специальных – ядро, ядерная оболочка, хромосомы, эукариоты; умение анализировать полученную информацию об особенностях деления клетки.
метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
УУД:
Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
Основные понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерние клетки, наследственность, наследственная информация.
Тип урока: комбинированный урок.
План изучения нового материала:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал «Образование новых клеток».
Домашнее задание - §18 – читать, выучить термины, составить вопросы к тексту §18.
Этап урока и цель
Содержание (деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный момент
Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.
Актуализация знаний
Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.
1.Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте, все ли готовы к уроку?
- У нас сегодня урок необычный, на уроке присутствуют гости.
- Работаем на уроке активно. Настроение у всех хорошее.
- С какой целью вы пришли на урок?
+ Добывать и получать новые знания.
2.Актуализация знаний.
- Вам предлагается задание.
- Разгадайте ребус.
(предлагается разгадать ребус)
-Вспомните, как разгадать ребус, если кто-то затрудняется?
(две запятые перед словом убираем первые две буквы, в конце слова запятые убираем последние)
(отгадывают ребус клей,, ,,ракетка – клетка).
- И так. Ребус разгадали.
- Какое отношение клетка имеет к нашему уроку?
+ На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему «Клетка».
- На слайде представлены различные клетки. Определите, каким царствам живых организмов принадлежат данные клетки.
(определяют клетки живых организмов)
- Какая из этих клеток имеет самое простое строение?
(клетка бактерии). Почему?
+ Это прокариотическая клетка, нет ядра, только ядерное вещество.
-Назовите органойды бактериальной клетки.
- Сравните оставшиеся клетки, выявите сходство, отличительные признаки.
Заполните таблицу. Наличие органойдов и клеточных структур отметьте знаком «+», их отсутствие знаком « - ».
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | | | |
Мембрана | | | |
Цитоплазма | | | |
Ядро | | | |
Вакуоль | | | |
Хлоропласты | | | |
Самопроверка.
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | + | - | + |
Мембрана | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Вакуоль | + | - | + |
Хлоропласты | + | - | - |
- Чем растительная отличается от других клеток?
- Вспомните из какого вещества состоит клеточная оболочка грибов?
+Из хитина.
Вспомните из какого вещества состоит клеточная оболочка растений?
+Из целлюлозы.
- Как называются организмы, которые не имеют клеточного строения?
- Эти организмы вызывают тяжелые заболевания, в настоящее время в мире эти организмы вызывают тяжелое заболевание?
- Какой вирус вызывает тяжелое заболевание?
+Короновирус.
+ Вирусы.
Выполнение теста.
1) Ядро – важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы – носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.
2) Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.
3) Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.
4) Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.
5) Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.
6) Выберите из предложенных терминов лишний и объясните свой выбор.
Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль.
- Почему?
+Это не органойд клетки.
+Это вегетативный орган растения.
2.Взаимопроверка.
3.Определение темы урока. Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вывод: и так мы свами выяснили, живые организмы состоят из клеток. Вирусы не имеют клеточного строения.
Клетка, достигает определенных размеров. Что же в дальнейшем происходит с клеткой?
- Какой процесс происходит в клетке?
- Попытаемся ответить на данный вопрос.
- Перед вами фотография клетки, как вы думаете, что происходит с клеткой? Как называется этот процесс?
Просмотр видеофрагмента.
- Просмотрите видеофрагмент. - Выявите о каком процессе живых организмов идет речь?
(просматривают видеофрагмент)
+ В видеофрагменте рассказывается о росте растений, развитие животных, деление клеток).
- Перед вами живые организмы (рассада томатов, зеленый лук).
Эти живые организмы, так же подтверждают тему нашего урока. Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Клетки постоянно делятся, образуются новые.
- Запишите в тетрадях число, тема урока образование новых клеток в живых организмах.
- Сформулируем задачи нашего урока.
1.Выявить, за счет какого, процесса происходит рост живых организмов.
2.Изучить новые понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерняя клетка, наследственность.
3.Каким образом из одной материнской клетки образуются две дочерние.
4.Какова роль процесса деления.
5.Вспомнитть, что такое хромосомы.
- И так мы сказали, что главная часть эукариотических клеток – это ядро.
- Как называются тельца, которые содержатся внутри клетки?
+ Хромосомы.
- Какую роль они играют в клетке?
+ В них хранится наследственная информация.
3.Задание. (работа в парах,
(Маша- Саша, Коля-Ксюша).
Раздаточный материал. Определите какой процесс живых организмов изображен на схеме?
(учебник подсказка стр 48)
+ Стадии деления клетки.
- Сколько выделяют стадий деления?
+ Четыре стадии?
- Что происходите на каждой стадии?
(Подобрать рисунок, описание стадии)
(Работают в парах)
Стадии деления | Рисунок |
1.Удвоение. Образование хромосом. | |
2.Хромосомы располагаются по экватору клетки. | |
3.Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, становятся самостоятельными. | |
4.Образуется две дочерние клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке. | |
Самопроверка.
Задание.
4.Работа с понятиями.
Словарик
Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние.
Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате деления.
Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
- Какой может быть продолжительность деления клетки?
- Существуют ли клетки, которые делятся постоянно? которые делятся лишь один раз за своё существование?
Задание.
Значение деления клеток.
1.Бактерии играют большую роль в круговороте веществ в природе.
2.У многоклеточных организмов деление и рост клеток приводят к росту и развитию организма.
3.Восстановление поврежденных частей тела. (зарастание порезов, заживление ран).
Рефлексия (подведение итогов урока)
Наш урок подходит к логическому завершению.
Давайте вспомним:
Какое новое знание мы открыли?
Вернемся к началу урока? Все ли задачи мы выполнили?
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.
Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
Я запомнил основные понятия темы (какие
В самостоятельной работе у меня были ошибки.
Я понял причину своих ошибок (если они были).
Я сегодня был активным на уроке.
Я сегодня был внимательным на уроке.
Я выполнял правила работы в паре.
Я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание.
1.Выучить понятия на листочках.
2.Повторить параграф 18 стр 48-49
3.Из пластилина вылепите стадии деления клетки на картонке.
Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.
Проверка домашнего задания
Выполните тесты:
Ядро – важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы – носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.
Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.
Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.
Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.
Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.
Словарь
Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.
Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | | | |
Мембрана | | | |
Цитоплазма | | | |
Ядро | | | |
Вакуоль | | | |
Хлоропласты | | | |
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | | | |
Мембрана | | | |
Цитоплазма | | | |
Ядро | | | |
Вакуоль | | | |
Хлоропласты | | | |
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | | | |
Мембрана | | | |
Цитоплазма | | | |
Ядро | | | |
Вакуоль | | | |
Хлоропласты | | | |
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | | | |
Мембрана | | | |
Цитоплазма | | | |
Ядро | | | |
Вакуоль | | | |
Хлоропласты | | | |
Словарь
1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.
2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Словарь
1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.
2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Словарь
1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.
2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Словарь
1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.
2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.
3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.
4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.
Стадии деления | Рисунок |
1.Удвоение. Образование хромосом. | |
2.Хромосомы располагаются по экватору клетки. | |
3.Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, становятся самостоятельными. | |
4.Образуется две дочерние клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке. | |
Стадии деления | Рисунок |
1.Удвоение. Образование хромосом. | |
2.Хромосомы располагаются по экватору клетки. | |
3.Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, становятся самостоятельными. | |
4.Образуется две дочерние клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке. | |
1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.
2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
3.Я запомнил основные понятия темы (какие
4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.
5.Я понял причину своих ошибок (если они были).
6.Я сегодня был активным на уроке.
7.Я сегодня был внимательным на уроке.
8.Я выполнял правила работы в паре.
9.Я доволен своей работой на уроке.
1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.
2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
3.Я запомнил основные понятия темы (какие
4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.
5.Я понял причину своих ошибок (если они были).
6.Я сегодня был активным на уроке.
7.Я сегодня был внимательным на уроке.
8.Я выполнял правила работы в паре.
9.Я доволен своей работой на уроке.
1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.
2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
3.Я запомнил основные понятия темы (какие
4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.
5.Я понял причину своих ошибок (если они были).
6.Я сегодня был активным на уроке.
7.Я сегодня был внимательным на уроке.
8.Я выполнял правила работы в паре.
9.Я доволен своей работой на уроке.
1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.
2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.
3.Я запомнил основные понятия темы (какие
4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.
5.Я понял причину своих ошибок (если они были).
6.Я сегодня был активным на уроке.
7.Я сегодня был внимательным на уроке.
8.Я выполнял правила работы в паре.
9.Я доволен своей работой на уроке.
Домашнее задание.
1.Выучить понятия на листочках.
2.Повторить параграф 18 стр 48-49
3.Из пластилина вылепите стадии деления клетки на картонке.
Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
1.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
2.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
3.За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
4.Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
5.Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.
Домашнее задание.
1.Выучить понятия на листочках.
2.Повторить параграф 18 стр 48-49
3.Из пластилина вылепите стадии деления клетки на картонке.
Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.
1.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.
2.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.
3.За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.
4.Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.
5.Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | + | - | + |
Мембрана | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Вакуоль | + | - | + |
Хлоропласты | + | - | - |
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | + | - | + |
Мембрана | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Вакуоль | + | - | + |
Хлоропласты | + | - | - |
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | + | - | + |
Мембрана | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Вакуоль | + | - | + |
Хлоропласты | + | - | - |
Части клетки, органойды | Растительная клетка | Животная клетка | Грибная клетка |
Клеточная оболочка | + | - | + |
Мембрана | + | + | + |
Цитоплазма | + | + | + |
Ядро | + | + | + |
Вакуоль | + | - | + |
Хлоропласты | + | - | - |