СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок биологии "Образование новых клеток"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок биологии по теме"Образование новых клеток". Использование игровых моментов. Групповые и исследовательские задания. Видеофрагменты.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок биологии "Образование новых клеток"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Ф.И.О. учителя Викторова Н.А.

  2. О.У. – МОУ Пронинская СОШ

  3. Предмет – Биология

  4. Класс – 5

  5. Тема урока – «Образование новых клеток»

  6. Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.

  7. Задачи:

  1. Образовательные: 

  • познакомить учащихся с особенностями деления клетки;

  • выяснить, в чём заключается биологическое значение деления клетки;

  • показать взаимосвязь деления клеток и роста организма.

  1. Развивающие: 

  • развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;

  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;

  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

  1. Воспитательные: 

  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;

  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;

  • продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.

  1. Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – обеспечить в ходе урока формирование и закрепление основных понятий: общенаучных– клетка; специальных – материнская и дочерние клетки, экватор клетки, нити деления; обеспечить в ходе урока повторение, закрепление основных понятий (представлений), теорий: общенаучных – клетка, клеточная теория; специальных – ядро, ядерная оболочка, хромосомы, эукариоты; умение анализировать полученную информацию об особенностях деления клетки.

  • метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;

  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

  1. УУД:

  • Личностные – смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.

  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

  1. Основные понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерние клетки, наследственность, наследственная информация.

  2. Тип урока: комбинированный урок.

  3. План изучения нового материала:

  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Изучение нового материала.

  • Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  • Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  • Рефлексия (подведение итогов урока).

  1. Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал «Образование новых клеток».

  2. Домашнее задание - §18 – читать, выучить термины, составить вопросы к тексту §18.


Этап урока и цель

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая 
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.

Актуализация знаний

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы.

1.Орг.момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте, все ли готовы к уроку?

- У нас сегодня урок необычный, на уроке присутствуют гости.

- Работаем на уроке активно. Настроение у всех хорошее.

- С какой целью вы пришли на урок?

+ Добывать и получать новые знания.

2.Актуализация знаний.

- Вам предлагается задание.

- Разгадайте ребус.

(предлагается разгадать ребус)

-Вспомните, как разгадать ребус, если кто-то затрудняется?

(две запятые перед словом убираем первые две буквы, в конце слова запятые убираем последние)

(отгадывают ребус клей,, ,,ракетка – клетка).

- И так. Ребус разгадали.

- Какое отношение клетка имеет к нашему уроку?

+ На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему «Клетка».


- На слайде представлены различные клетки. Определите, каким царствам живых организмов принадлежат данные клетки.

(определяют клетки живых организмов)

- Какая из этих клеток имеет самое простое строение?

(клетка бактерии). Почему?

+ Это прокариотическая клетка, нет ядра, только ядерное вещество.

-Назовите органойды бактериальной клетки.

- Сравните оставшиеся клетки, выявите сходство, отличительные признаки.

Заполните таблицу. Наличие органойдов и клеточных структур отметьте знаком «+», их отсутствие знаком « - ».


Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка




Мембрана




Цитоплазма




Ядро




Вакуоль




Хлоропласты





Самопроверка.


Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

-

+

Хлоропласты

+

-

-


- Чем растительная отличается от других клеток?

- Вспомните из какого вещества состоит клеточная оболочка грибов?

+Из хитина.

Вспомните из какого вещества состоит клеточная оболочка растений?

+Из целлюлозы.

- Как называются организмы, которые не имеют клеточного строения?

- Эти организмы вызывают тяжелые заболевания, в настоящее время в мире эти организмы вызывают тяжелое заболевание?

- Какой вирус вызывает тяжелое заболевание?

+Короновирус.

+ Вирусы.

Выполнение теста.

1) Ядро – важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы – носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.

2) Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.

3) Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.

4) Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.

5) Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.

6) Выберите из предложенных терминов лишний и объясните свой выбор.

Хромосома, плазматическая мембрана, клеточная оболочка, лист, хлоропласт, вакуоль.

- Почему?

+Это не органойд клетки.

+Это вегетативный орган растения.

2.Взаимопроверка.

3.Определение темы урока. Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вывод: и так мы свами выяснили, живые организмы состоят из клеток. Вирусы не имеют клеточного строения.

Клетка, достигает определенных размеров. Что же в дальнейшем происходит с клеткой?

- Какой процесс происходит в клетке?

- Попытаемся ответить на данный вопрос.

- Перед вами фотография клетки, как вы думаете, что происходит с клеткой? Как называется этот процесс?

Просмотр видеофрагмента.

- Просмотрите видеофрагмент. - Выявите о каком процессе живых организмов идет речь?

(просматривают видеофрагмент)

+ В видеофрагменте рассказывается о росте растений, развитие животных, деление клеток).

- Перед вами живые организмы (рассада томатов, зеленый лук).

Эти живые организмы, так же подтверждают тему нашего урока. Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.

Клетки постоянно делятся, образуются новые.

- Запишите в тетрадях число, тема урока образование новых клеток в живых организмах.

- Сформулируем задачи нашего урока.

1.Выявить, за счет какого, процесса происходит рост живых организмов.

2.Изучить новые понятия: деление клетки, материнская клетка, дочерняя клетка, наследственность.

3.Каким образом из одной материнской клетки образуются две дочерние.

4.Какова роль процесса деления.

5.Вспомнитть, что такое хромосомы.

- И так мы сказали, что главная часть эукариотических клеток – это ядро.

- Как называются тельца, которые содержатся внутри клетки?

+ Хромосомы.

- Какую роль они играют в клетке?

+ В них хранится наследственная информация.

3.Задание. (работа в парах,

(Маша- Саша, Коля-Ксюша).

Раздаточный материал. Определите какой процесс живых организмов изображен на схеме?











(учебник подсказка стр 48)

+ Стадии деления клетки.

- Сколько выделяют стадий деления?

+ Четыре стадии?

- Что происходите на каждой стадии?

(Подобрать рисунок, описание стадии)

(Работают в парах)

Стадии деления

Рисунок

1.Удвоение. Образование хромосом.


2.Хромосомы располагаются по экватору клетки.


3.Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, становятся самостоятельными.


  1. 4.Образуется две дочерние клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке.




Самопроверка.

Задание.
















4.Работа с понятиями.



Словарик


Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние.

Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате деления.

Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.


- Какой может быть продолжительность деления клетки?

- Существуют ли клетки, которые делятся постоянно? которые делятся лишь один раз за своё существование?





Задание.























Значение деления клеток.

1.Бактерии играют большую роль в круговороте веществ в природе.

2.У многоклеточных организмов деление и рост клеток приводят к росту и развитию организма.

3.Восстановление поврежденных частей тела. (зарастание порезов, заживление ран).


Рефлексия (подведение итогов урока)

Наш урок подходит к логическому завершению.

Давайте вспомним:

Какое новое знание мы открыли?

Вернемся к началу урока? Все ли задачи мы выполнили?

Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

  1. Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.

  2. Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.

  3. Я запомнил основные понятия темы (какие

  4. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

  5. Я понял причину своих ошибок (если они были).

  6. Я сегодня был активным на уроке.

  7. Я сегодня был внимательным на уроке.

  8. Я выполнял правила работы в паре.

  9. Я доволен своей работой на уроке.





Домашнее задание.

1.Выучить понятия на листочках.

2.Повторить параграф 18 стр 48-49

3.Из пластилина вылепите стадии деления клетки на картонке.


Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

  1. Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.

  2. Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.

  3. За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.

  4. Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.

  5. Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.



Проверка домашнего задания


Выполните тесты:

  1. Ядро – важнейшая часть клетки, так как: а) находится в центре клетки; б) окружено со всех сторон цитоплазмой; в) содержит хромосомы – носители наследственной информации; г) содержит одно или несколько ядрышек.

  2. Не имеют клеточного строения и не проявляют признаков жизни вне клетки-хозяина: а) вирусы; б) бактерии; в) растения; г) грибы.

  3. Выберите части клетки, которые отсутствуют в клетках животных: а) ядро; б) мембрана; в) клеточная оболочка; г) вакуоль; д) пластиды; е) включения.

  4. Клеточная оболочка грибов состоит из: а) минеральных веществ; б) целлюлозы; в) белков; г) хитина.

  5. Клеточная оболочка растений состоит из: а) белков; б) минеральных веществ; в) целлюлозы; г) хитина.



Словарь

  1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.

  2. Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.

  3. Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

  4. Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.




















































Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка




Мембрана




Цитоплазма




Ядро




Вакуоль




Хлоропласты






Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка




Мембрана




Цитоплазма




Ядро




Вакуоль




Хлоропласты







Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка




Мембрана




Цитоплазма




Ядро




Вакуоль




Хлоропласты






Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка




Мембрана




Цитоплазма




Ядро




Вакуоль




Хлоропласты






Словарь

1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.

2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.

3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.



Словарь

1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.

2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.

3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.





Словарь

1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.

2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.

3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.





Словарь

1. Деление клетки — процесс, при котором из одной материнской клетки образуются две дочерние. Выделяют две стадии: деления ядра и деления цитоплазмы.

2.Дочерние клетки — клетки, которые образуются из одной материнской клетки в результате её деления.

3.Наследственная информация — информация о строении, развитии и признаках организма, заложенная в участках ДНК — генах и передаваемая по наследству от родителей потомкам.

4.Наследственность — способность организмов передавать следующему поколению свои признаки и свойства, то есть воспроизводить себе подобных.


Стадии деления

Рисунок

1.Удвоение. Образование хромосом.


2.Хромосомы располагаются по экватору клетки.


3.Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, становятся самостоятельными.


  1. 4.Образуется две дочерние клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке.








Стадии деления

Рисунок

1.Удвоение. Образование хромосом.


2.Хромосомы располагаются по экватору клетки.


3.Хромосомы расходятся к разным полюсам клетки, становятся самостоятельными.


  1. 4.Образуется две дочерние клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке.
















1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.

2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.

3.Я запомнил основные понятия темы (какие

4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.Я сегодня был активным на уроке.

7.Я сегодня был внимательным на уроке.

8.Я выполнял правила работы в паре.

9.Я доволен своей работой на уроке.


1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.

2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.

3.Я запомнил основные понятия темы (какие

4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.Я сегодня был активным на уроке.

7.Я сегодня был внимательным на уроке.

8.Я выполнял правила работы в паре.

9.Я доволен своей работой на уроке.


1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.

2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.

3.Я запомнил основные понятия темы (какие

4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.Я сегодня был активным на уроке.

7.Я сегодня был внимательным на уроке.

8.Я выполнял правила работы в паре.

9.Я доволен своей работой на уроке.


1.Я знаю, как делится клетка, и образуются новые клетки.

2.Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.

3.Я запомнил основные понятия темы (какие

4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.Я сегодня был активным на уроке.

7.Я сегодня был внимательным на уроке.

8.Я выполнял правила работы в паре.

9.Я доволен своей работой на уроке.







Домашнее задание.

1.Выучить понятия на листочках.

2.Повторить параграф 18 стр 48-49

3.Из пластилина вылепите стадии деления клетки на картонке.


Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

1.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.

2.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.

3.За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.

4.Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.

5.Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.



Домашнее задание.

1.Выучить понятия на листочках.

2.Повторить параграф 18 стр 48-49

3.Из пластилина вылепите стадии деления клетки на картонке.


Напишите «да», если утверждение верное, или «нет», если утверждение неверное.

1.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и опять делятся.

2.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.

3.За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных.

4.Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.

5.Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки.













Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

-

+

Хлоропласты

+

-

-



Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

-

+

Хлоропласты

+

-

-



Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

-

+

Хлоропласты

+

-

-



Части клетки, органойды

Растительная

клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

-

+

Хлоропласты

+

-

-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!