СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 9класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме:"Западный макрорегион". 9 класс.Данный урок может использоваться для обобщающего повторения по теме "Западный макрорегион".Здесь даны разноуровневые задания для групп, предназначенные для поведения итогов изучения раздела.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок 9класс»

Ход урока


п/п

Составные части и структурные блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный момент.

Мы закончили изучение экономических районов Западной экономической зоны. Сегодня на уроке нам предстоит обобщить и закрепить знания об особенностях данных экономических районов, повторим термины и понятия, закрепим знания номенклатуры, а также проверим уровень усвоения знаний по Западной зоне.

Для этого большую часть урока, выполняя теоретические и практические задания презентации, повторим пройденный материал, а в заключении напишем самостоятельную работу.




Повторение и закрепление (беседа, выполнение практических заданий)

В течение всего урока учитель поясняет и комментирует задания, вызвавших затруднения у учащихся.

«Теория»

  1. Специализация территории на производстве определенной продукции и обмен ею называется ___________________ .

  2. Территория, состоящая из нескольких субъектов, и отличающаяся от других своей специализацией называется __ .

  3. Коэффициент специализации рассчитывается по формуле: _____, где ______________________________ .

  4. Россия делится на _______ экономических районов.

  5. В состав России входит: _____ республик, _____ краев, ____ областей, ____ города федерального значения, ____ автономных округов и __________________________ .

(Всего – 10 вопросов. Остальные – см. в презентации)


«Дополни схему»

Типы отраслей

экономического района

1)










(И другие. См. презентацию)


«Найди соответствие»

1)

Центр

Специализация

1. Нижний Новгород

А. Черная металлургия

2. Липецк

Б. Топливная промышленность

3. Мончегорск

В. Автомобилестроение

4. Инта

Г. Цветная металлургия

5. Мурманск

Д. Целлюлозно-бумажная промышленность

6. Ухта

Е. Производство минеральных удобрений

7. Архангельск

Ж. Производство троллейбусов

8. Ростов-на-Дону

З. Рыбная промышленность

9. Невинномысск

И. Нефтепереработка

10. Энгельс

К. Сельскохозяйственное машиностроение

И другие (см. презентацию)


«Что это?»

КМА – это …


Карелия – это …


Череповец – это …


Соликамск – это …


Костомукша – это…


Мурманск – это …


Нижний Тагил – это …


Набережные Челны – это …


Воркута – это …


Плесецк – это …


Бокситогорск – это …


Сочи – это …


Грозный – это …


Тольятти – это …
















«Почему?»

1. Почему промышленность Санкт-Петербурга тяготеет к морскому побережью?

2. Почему главным ресурсов Калининградской области является ее ЭГП?

3. Почему отраслью специализации Северного Кавказа является рекреационное хозяйство?

4. Почему в Поволжье преобладает точное, а не тяжелое машиностроение?

5. Почему в Челябинске производят гусеничные тракторы?

(И другие. См. презентацию.)


«Номенклатура»

(В данном блоке представлены 9 заданий. Для закрепления знания номенклатуры, можно выбрать некоторые задания.)

Например:

Задание №1. Используя условные знаки, обозначьте и подпишите на карте месторождения полезных ископаемых:

каменный уголь – Шахты, Печорский бассейн,

железная руда – КМА, Ковдор, Костомукша, Магнитогорск,

соль – Баскунчак, бурый уголь – Подмосковный бассейн,

нефть – Тимано-Печорская провинция, Волго-Уральская провинция.

(Другие задания см. в презентации.)


«Определи район по описанию»

На востоке района находятся месторождения угля, нефти и газа. Имеются крупные запасы лесных ресурсов. На юге района – область, которая славится производством масла. На северо-западе района находится незамерзающий порт.________________

Европейский Север

2. Отрасль специализации – гидроэнергетика. АПК имеет важное значение. Машиностроение специализируется на выпуске автомобилей, троллейбусов, самолетов. На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. _______________

Поволжье

(Другие районы см. в презентации. Всего районов 12.)


«Олимпиада»

В этом блоке помещены сложные задания, используемые на олимпиадах. Можно попытаться ответить на некоторые из них.

Например:

  1. Английский футбольный клуб пожелал провести несколько товарищеских матчей с российскими командами. В ответ на заявку о проведении матчей в разных городах России пришел список клубов, с которыми можно провести игры:

«Шинник»

Магнитогорск

«Арсенал»

Ярославль

«Нефтехимик»

Екатеринбург

«Уралмаш»

Тула

«Металлург-Метизник»

Нижнекамск

Помогите англичанам спланировать поездки по России, разобравшись, какая команда представляет какой город. Объясните, как вы определили город в каждом случае.

(Другие задания см. в презентации)


Индивидуально на интерактивной доске дополняют предложения, вставляя пропущенные понятия и цифры. В случае затруднения, класс оказывает необходимую помощь.










Индивидуально письменно дополняют схемы, устно комментируют свой ответ.







Индивидуально письменно находят соответствие между колонками таблиц, соединяя между собой необходимые строки. Одноклассники проверяют и комментируют выполненную работу












Устно отвечают на вопрос «Что это?», опираясь на ранее изученный материал.




























Учащиеся устно индивидуально отвечают на вопросы, опираясь на ранее изученный материал, и используя при необходимости карты атласа или галереи интерактивной доски.







Письменно индивидуально, используя необходимый инструментарий интерактивной доски (перо или ручку) обозначают на контурной карте месторождения полезных ископаемых, указанных в задании.












Письменно индивидуально вписывают названия районов, определяя их по описанию в указанные строки.













Групповая работа. Учащиеся, работая в группах, обсуждают олимпиадные вопросы, пытаются найти правильный ответ.

Письменно находят соответствие между колонками таблицы, устно аргументируют свою точку зрения.


После группового обсуждения, устно фронтально обмениваются мнениями по данному вопросу, опираясь на ранее изученный материал и аргументируя свою точку зрения.





При выполнении заданий учащиеся используют необходимый инструмен-тарий интерактивной доски (карандаш или перо) и функции письма на доске. В случае затруднения учащиеся могут воспользоваться функцией выхода в Интернет и найти ответ на вопрос.


Учащиеся используют необходимый инструментарий интерактивной доски (карандаш или перо) и функции письма на доске.



При выполнении заданий учащиеся используют необходимый инструментарий интерактивной доски (карандаш или перо) и функции рисования на доске.









Вопросы и предполагаемые ответы данного блока изначально закрыты снизу (до вопроса №1) «электронной занавеской» интерактивной доски. По мере получения ответов «электронная занавеска» опускается вниз, открывая каждый последующий вопрос и ответ.

В случае затруднений учащиеся могут воспользоваться функцией «Галерея» интерактивной доски и «достать» из нее необходимые карты, которые помогут правильно ответить на вопрос (например «Экономическая карта России» или «Экономические карты регионов»).













Графические модели полезных ископаемых имеются в условных знаках карты. С помощью электронного маркера учащиеся рисуют необходимый условный знак на карту в месте нахождения месторождения полезного ископаемого. Затем, пользуясь функцией письма, учащиеся подписывают названия месторождений.

В презентации графа с правильными ответами закрыта «Электронной занавеской». После письменного ответа учащихся «электронную занавеску» можно отодвинуть и определить правильность выполнения данного задания.




С помощью инструментария (перо или ручка) соединяют названия команд с городами. Правильные ответы закрыты «электронной занавеской». В случае затруднения, учащиеся могут воспользоваться возможностью выхода в Интернет с помощью интерактивной доски и попытаться найти ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельная работа

«Тестирование»

Последний блок работы. По его результатам каждому учащемуся выставляется оценка в журнал. Желаю вам успехов!

Вариант 1

  1. Установите соответствие:

Район Природные ресурсы

1) Центральный А) железные руды, почвы;

2) Центрально-Черноземный Б) лес, вода;

3) Волго-Вятский В) торф, бурый уголь.

2. Наиболее крупным по площади и самым маленьким по численности населения является:

А) европейский Юг; Б) европейский Север.

3. На Европейском Севере имеются природные ресурсы:

А) минеральные; Б) минеральные и водные; В) минеральные, водные, лесные.

4. К основным культурам, выращиваемым на Северном Кавказе, относятся: А) подсолнечник, Б) подсолнечник, кукуруза; В) подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла.

5. Установите соответствие:

Продукция Центры

1) легковые автомобили А) Набережные Челны

2) троллейбусы Б) Тольятти

3) грузовые автомобили В) Энгельс

6. Продукция машиностроения Урала по сравнению с Поволжьем отличается повышенной:

А) трудоемкостью, Б) металлоемкостью.

7. Большая часть электроэнергии Урала производится на:

А) ТЭС, Б) ГЭС, В) АЭС.

8. Определите экономический район по описанию его южной части. В лесостепной и степной зоне развито зерновое хозяйство, мясо-молочное скотоводство и козоводство, в невысоких горах добывают железные и медные руды, на равнине – газ, нефть; развита черная и цветная металлургия, нефтехимия; в этой части района расположены

два города-миллионера.


(2 вариант см. в презентации)

Письменно индивидуально выполняют тестовую работу. Затем оценивают уровень своих знаний в ходе самопроверки. Критерии оценивания работы учащимся предлагаются учителем.


Вопросы теста проецируются на экран интерактивной доски.

После выполнения тестовых заданий на экран проецируются правильные ответы.


Критерии оценивания работ:


«5» - 0 ошибок,

«4» - 1-2 ошибки,

«3» - 3-4 ошибки,

«2» - 5 и более ошибок


Выводы. Анализ результатов.

Мы закончили изучение экономических районов Европейской части России. Возможно, кого-то не устроили результаты работы. Это говорит о том, что есть еще над чем работать в дальнейшем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!