1 Устный счёт. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Нашей группе предстоит проникнуть в тыл противника и найти в его штабе пакет с важными сведениями. А поможет нам это сделать знание математики. Вспомним слова А.В. Суворова. (Слайд 2) Вычисление по цепочке. (Слайд 3) Я вижу, вы хорошо готовы. Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты. 2 Определение темы урока. Ваша группа оказалась в лесу, на пересечении нескольких тропинок. (Слайд 4). Чтобы правильно выбрать тропинку вам необходимо расшифровать сообщение, присланное от вашего командования. 562 – (233 + 162) = 167 Е (612 + 276) – 412 = 476 У 713 + (87 + 189) = 989 А 682 – (364 + 282) = 36 И 65 + 431+ 35 + 69 = 600 Н 276 + 398 = 674 Р 476– 239 = 237 В Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили? Уравнение. (Слайд 5) 476 | 674 | 989 | 237 | 600 | 167 | 600 | 36 | 167 | у | р | а | в | н | е | н | и | е | 3 Изучение нового материала. Ваша группа продолжает продвижение в тылу противника. Группа делает очередной привал, так как чтобы продолжить движение в нужном направлении необходимо выполнить следующее задание. (Слайд 6) Основные понятия из темы: «Уравнения». Для того, чтобы продолжить наш путь нам необходимо найти ответы на следующие вопросы. (Работа с учебником. Стр. 59) Что называется уравнением? Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. Что такое корень уравнения? Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения. Что значит решить уравнение? Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня). Работа с презентацией (или учебником). (Слайд 7 – 11) Посмотрите внимательно на уравнения. Как вы думаете, какие знания и умения нам пригодятся для того, чтобы решать уравнения? (Правила нахождения компонентов арифметических действий.) Давайте вспомним их. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения простейших уравнений. 1. Назови компоненты арифметического действия. 2. Определи, какой из компонентов нужно найти. 3. Для нахождения выбранного компонента воспользуйся соответствующим правилом. 4. В случае затруднения (если забыл правило) используй «пример – подсказку». 5. Если необходимо, повтори указанные шаги. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд 12) Вы на славу потрудились, И немного утомились. Но нам некогда отдыхать. Необходимо продолжить выполнение задания командования и найти пакет с важным донесением. Отправляемся дальше в путь! Отдых наш — физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.) Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.) Руками взмахнули, Кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.) Плавно руками, дети, помашем, Это к нам птицы летят, (Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.) Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.) Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.) Молодцы! И мы с новыми силами можем вернуться к работе. Как раз радисту пришло новое задание для группы. 4 Первичное закрепление изученного материала. Работа с учебником. Стр. 60, № 372 (а, в, г). (Слайд 13) Дополнительно. Стр. 60, № 372 (б, д, е). Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. И снова в путь. Вот уже виднеется штаб противника, но нам необходимо выполнить ещё одно задание. (Слайд 14, 15) Ребята! Мы решали уравнения, а сейчас попробуем решить задачу. Стр. 60, № 373(а). Задача. В корзине было несколько грибов. После того как в нее положили еще 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине? Решение. Пусть х грибов было в корзине. х+27=75, х = 75 – 27, х = 48 – грибов было в корзине. Ответ.48 грибов. Дополнительно Стр. 60, № 373(г). Мы решили задачу с помощью уравнения. Этот способ решения называется алгебраическим. Какие этапы решения задачи с помощью уравнения вам пришлось проделать? (Слайд16 «Этапы решения задачи с помощью уравнения») Выбери, какую из неизвестных величин обозначить за х. 2) Вырази остальные неизвестные величины через х, учитывая зависимость между ними. 3) На основании указанной в условии задачи связи между искомыми и данными величинами составь уравнение. 4) Реши уравнение. 5) Поясни, что означает найденный корень уравнения. 6) Найди ответ на вопрос задачи. И вот мы у цели. Выполнив все задания, мы нашли пакет в штабе противника. Давайте вскроем его и прочитаем что там написано. (Слайд 18) (Объявление отметок за работу на уроке) Дополнительное задание . – Мы устали, сейчас поиграем в математическую игру «Угадай задуманное число». Я задумала число. Если из задуманного числа вычесть 39, а к полученной разности прибавить 18, то получится 61. Какое число я задумала? (82) Вывод: Отгадать задуманное число очень просто, если знаешь уравнение. 5 Исторический экскурс Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век). В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик Франсуа Виет. Франсуа Виет жил в 16 веке. Он внёс большой вклад в изучение различных проблем математики и астрономии. |