СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый классный час в 7 классе

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Пришла каляда-отворяй ворота"

Просмотр содержимого документа
«открытый классный час в 7 классе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бесединская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области





















Классный час для 7 класса

«Пришла коляда — отворяй ворота»



















Подготовил: учитель

Толкачева Т. В.





















с. Беседино, 2016

Классный час «Пришла коляда — отворяй ворота»

Цели: пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.

Форма: ролевая игра «Колядки»

Подготовительная работа с детьми: распределение ролей; не получившие роли выступают в качестве зрителей.

Ход классного часа



Кругом рождественская мгла

Во мгле гудят колокола

И с ними в лад слова звучат:

«Мир на земле и счастья всем»

Я чувствую, как в этот день

Жизнь городов и деревень

Объединив, звучит призыв:

«Мир на земле и счастья всем».

Г.Лонгфелло.

Ведущий 1: Ночь перед Рождеством…Сочельник… Как по-волшебному звучат эти очень простые слова.

Ведущий 2: Рождественскую ночь недаром именовали ночью младенцев, а Рождество – праздником детей. В этом скрыт не только религиозный, но и вполне земной смысл: кто, как не дети способен так остро радоваться подаркам, нарядной елке, так доверчиво ждать чуда? А чудо произошло в ту Вифлеемскую ночь, когда (пауза)…

Учитель: А может ребята нам подскажут, какое чудо произошло 2006 лет назад и почему праздник называется Рождество? (Рождество – в ночь с 6 на 7 января, когда родился Иисус Христос, Бог принял облик человеческий, Рождество – великий Христианский праздник. Бог – отец послал в земной мир своего сына Иисуса –Христа, чтобы спасти человечество от гибели. И со дня Рождения Спасителя наступило новое время.)

Ведущий 1: У рождества много атрибутов, а главный из них …

Учитель: Погоди, погоди, может ребята подскажут….

Ведущий 1:… – елка. Она пришла к нам при Петре 1, была поначалу в России символом западной жизни.

Учитель: Действительно, почитание ели происходит из средневековых немецких мистерий, где Парадизбаум (райское дерево) – символизировало рай. И елка стала символом рождества, так как христианская церковь признала это вечнозеленое дерево символом вечной жизни во Христе.

Ведущий 2: Существует легенда: когда Христос родился, то деревья понесли ему свои дары, яблоня – яблоки, вишня – свои плоды, только елка не приближалась, а плакала тихо – тихо, боялась уколоть младенца. А он пожалел ее и воздал ей игрушками, сластями, свечами, оттого и по сей день ее украшают…

Ведущий 1: Рождество – праздник традиционно семейный, тихий, одухотворенный, время, когда забывались распри, неприятности, обиды.

Ведущий 2: Эту тихую умиротворенность вечера часто нарушали ряженые, приходящие в дом с колядками.

Мальчики и девочки, переодетые в колядующих, входят в класс, колядуют.

Пришла Коляда

Накануне рождества!

Пришла коляда

Отворяй ворота!





Коляда, коляда

Подавай пирога.

Дай блин, дай кишку

Свиную ножку.

Всем понемножку

Неси, не тряси,

Давай, не ломай!

Дайте коровку

Масляну головку!

А дай Бог тому

Кто в этом дому!

Ведущие (в один голос): Ой, это же ряженые!

Ряженые: Щедрый вечер, славный вечер – добрым людям на весь вечер.

Учитель: Проходите гости дорогие, всегда вам рады!

Ведущие (между собой): А о чем это они пели? О коляде какой-то! А что это или кто это такая эта коляда?

Учитель: По словам русского историка и писателя 19 века Н.Карамзина, это бог пиршества и мира.

Ведущий 1: Дорогие ряженые! А как надо колядовать?

Ведущие вместе: Научите нас!

Ряженые: Колядование состоит в том, что парни, девушки, мальчишки и девчонки собираются группами, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы, надев смешные и страшные маски, и переходя от одного двора к другому поют под окошками, а иногда и в избах песни, желая добра и благоденствия.

Учитель: Ребята, а что мы должны сделать с вами, чтобы не обидеть ряженых? Колядующие должны обязательно получить что-то съестное: сладости, орехи, фрукты. А еще им давали козули, каракульки или коровки – это особые обрядовые печенья, которые готовились в каждом доме на случай прихода колядующих. Эти фигурки из теста необходимо было сразу съесть, загадав при этом желание.

Ряженые: Да, действительно, считалось дурным тоном отказать колядовщикам.

Ведущий 1: А зачем нам знать колядки?

Ряженые: У обряда колядования две цели: 1) – отогнать злые силы, 2) обеспечить плодородие и процветание рода.

Ведущий 2: А зачем обеспечивать плодородие, когда на дворе зима, а не лето?

Учитель: Наши далекие предки - земледельцы, а их жизнь напрямую зависела от солнца, в самую длинную ночь года (в зимнее солнцестояние 23 декабря) стремились поддержать солнце праздником. Вы посмотрите, как темно в декабре! Это сейчас мы грамотные, и знаем, что в декабре самые короткие дни и самые долгие ночи. А раньше люди не знали этого. Они считали, что злые силы ослабили солнце и их нужно отогнать, помочь солнцу, а заодно и добрые силы привлечь, чтобы был хороший урожай и приплод скота и птицы, да и сам людской род множился, а значит жил.

Ряженые: Понятно теперь, зачем надо знать колядки?

Учитель: Дорогие ряженые, вы можете присесть.

Мне бы хотелось, чтобы вы послушали, как правильно исполняются колядки.

Звучат колядки в исполнении народных исполнителей

Обратите внимание, какая красивая музыка, как красиво поют колядующие.

Сейчас исполнение, конечно, несколько другое.

Ряженые: А теперь мы проведем конкурс: кто вспомнит больше колядок, тот и выигрывает. А исполняющие вместо фишек получат звезды.

Ряжеными проводится конкурс на знание колядок.

Ведущий 1: А вы знаете, какие подарки принято дарить на Рождество? (ответы детей)

Ведущий 2: Дорогие подарки дарить не принято, скорее они должны быть символическими – на счастье или шуточными.

Учитель: А что же это может быть?

Предполагаемые ответы детей: Это могут быть самодельные сувениры, поздравительные открытки, закладки и обложки для книг, брелки, а для ребят – сладости.

Ведущий 1: А в пакеты какого цвета надо класть подарки? (для девочек – в розовые, а для мальчиков – в голубые)

Учитель: На Руси весь день рождественского праздника сопровождался колокольным церковным звоном (звучит музыка с колокольным звоном). Правда, красиво?

Ведущий 2: А вы знаете, что дети к этому дню готовили много рисунков, а самыми красочными украшались комнаты мамы и бабушки.

Ведущий 1: А вы знаете, что в этот день приступали к еде только после того, как на небе появится первая звезда (на доске висит рождественская звезда)

Ведущий 2: А за праздничным столом дети декламировали рождественские стихи.

…..... Расскажет нам стихотворение.

Предновогодняя уборка,

И вечер с множеством затей

И обязательная елка,

В домах, где даже нет детей.

И я сочувствую сегодня друзьям,

обиженным судьбой,

Всем тем, кто в вечер новогодний

не видит елки пред собой.

Вокруг свечи сияет венчик.

И, тишина, и сладко всем…

А старый год все меньше, меньше

И вот уж нет его совсем.

И мы волненье ощущаем,

у года стоя на краю

Хотя который год встречаем

Мы Новый год за жизнь свою.

Сухим снежком, морозцем вея,

Он к нам на празднество идет.

Но с каждым годом все новее

Наш добрый гость, наш Новый год!

Ведущий 1: А еще люди очень верили, да и сейчас верят в приметы.

Ведущий 2: А кто знает рождественские приметы?

Дети называют известные им приметы.

На Рождество метель – пчелы хорошо родиться будут.

На Рождество погода – снег к урожайному году.

На Рождество иней – урожай на хлеб, небо звездисто – урожай на горох.

Учитель: Коляда бывает не только Рождественской (в ночь на 7 января) но и Васильевской (под Новый год) и крещенской (в ночь на 19 января). С Рождества до Крещения (19 января) продолжаются Святки (святые дни). В это время было принято веселиться и развлекаться.

Ведущий 1: На святки – свои порядки- обряды, обычаи да колядки. А ты знаешь, что надо сделать, чтобы узнать, например, каким будет Новый год?

Ведущий 2: Конечно, знаю. погадать надо. 31 декабря в неглубокую миску наливали воду и приговаривали:

Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми,

Через край - не лейся,

А как есть - новолетье держи,

О грядущем скажи!

Посуду с водой несли в холодные сени или ставили под небом на скамейке у крыльца. Утром глядели.

Лед горкой поднимется – будет добрый год.

Лед застынет ровно – быть жизни прямешенькой.

Лед поднимется буграми – и горе, и счастье видывать.

Лед вымерзнет лункой – ущербным будет год.

Учитель: А наш классный час подошел к концу!Скажите, пожалуйста, зачем мы вспомнили и поговорили сегодня о таком святом празднике, как Рождество Христово? Зачем вспомнили такие рождественские обряды, как колядование и гадание? Зачем вспомнили рождественские приметы?

Ответы детей ….....

Учитель: Правильно, очень много обычаев забыто, а без них жизнь была бы скучна и неинтересна. Конечно, надо чтить русские традиции. Я благодарю моих помощниц. Спасибо.

И в рождественские праздники люди стремятся быть лучше. Я надеюсь, все, что вы увидели и услышали сегодня, не пройдет мимо вас стороной! Вы будете колядовать, осознавая смысл этого прекрасного обряда, и я надеюсь, что колядовать вы будете, исполняя новые колядки. А за рождественским столом вы исполните рождественские стихи, нарисуете своим мамам и бабушкам рисунки и подарите символичные подарки.

Мы говорим спасибо нашим гостям, пришедшим на классный час.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!