СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Восстание декабристов. Судьба его участников"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Восстание декабристов. Судьба его участников"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска











Открытый интегрированный урок по истории и литературе

«Восстание декабристов. Судьба его участников»

9 класс







Выполнили:

Учитель истории

Новиков Никита Сергеевич

Учитель литературы

Аверина Людмила Валерьевна



















Смоленск

2021



Тип урока: Систематизация и обобщения нового материала

Форма урока: урок-практикум

Цель урока:

- актуализировать знания о восстании декабристов с помощью литературных произведений

Задачи урока:

А) предметные:

- актуализировать знания о восстании декабристов, узнать о судьбе его участников;

- познакомить с программами «южного» и «северного» обществ;

- познакомиться с поэтами-декабристами и их произведениями;

- совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Б) метапредметные:

- развивать умение выделять главное, обобщать и делать выводы;

- развивать умение видеть и понимать чувства, мысли и переживания героев;

В) личностные:

- развивать чувство патриотизма, эстетический вкус.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель литературы:

Начнём наш урок с мозгового штурма. Посмотрите на доску, вы видите некоторые слова и даты – вам необходимо объединить их в единое событие.

Слова на доске - 185 лет,

Итак, о чем мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем тему нашего урока (дети дают варианты). Да, о восстании декабристов и судьбе его участников

Дети формулируют тему урока -

После темы-что будем изучать на сегодняшнем уроке?

Давайте соединим воедино, что вы сказали в цель нашего урока

Цель урока: 

Учитель истории:

На столах лежат листы оценки. В каждой команде необходимо выбрать лидера, который будет отмечать количество баллов, заработанных каждым членом команды. В конце урока лидеры подведут итог и выставят оценки. А также прокомментируют сильные и слабые стороны своей команды. Если у учителей будут разногласия с вашей оценкой, мы также дадим свою оценку работы группы.

- В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории. Декабрь 1825 года - явление такого порядка.

Сегодня мы вновь вернемся к событиям тех лет.

Сегодня на уроке вспомним, кто такие декабристы, какой вклад они внесли в развитие Отечества, литературы, какой была их судьба.

  

Учитель литературы

- А решить его нам помогут произведения литературы, авторы которых также участвовали прямо или косвенно в данных событиях.

  1. Актуализация знаний по истории

Учитель истории:

Предлагаю начать с проверки знаний по истории Декабрьского вооруженного восстания. Для этого приготовьте ваши смартфоны, откройте ментиметр и начнём тест в электронной форме. Оцениваются не только правильные ответы , но и время за которое вы его дали. +1 балл команде первой давшей правильный ответ

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание Идеи декабристов

5 задание

Учитель истории:

А почему команды были названы такими именами?

Учитель литературы

- Декабристы: красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службой. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев? Как вы думаете?

 

1 группа Александр Иванович Одоевский

Александр Одоевский (выступление ученика) (слайд 7)

Его стихи запечатлели убеждение в правоте и бессмертии дела дворянских революционеров. Именно он пишет ответ А.С.Пушкину на призыв «хранить гордое терпенье».

Освободительные идеи, воодушевившие героев Сенатской площади, продолжали жить в сознании стойких декабристов-каторжан. В Чите и на Петровском заводе Одоевский продолжает развивать классические сюжеты декабризма, постоянно обращаясь к историческому народному преданию. В поэзии Александра Одоевского ярко отразились сокровенные думы, настроения и чувствования декабристов после разгрома восстания, в годы их подневольной жизни.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И- лишь оковы обрели.
Но будь покоен, бард!- цепями,
Своей судьбой гордимся мы, 
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!


Одоевский смотрел вдаль. Это был поэт революционной перспективы. И "за затворами тюрьмы" он хранил верность декабристским идеалам. Он как бы слышал твердую поступь новых поколений, которые заменят "из цепи выпавшие звенья".




Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли…
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! цепями,
Своей судьбой гордимся мы;
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Не пропадет наш скорбный труд
Из искры возгорится пламя, –
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей –
И пламя вновь зажжем свободы,
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!

 

- А какова цель написания ответа? Только лишь из правил этикета было оно написано? Какова его идея? (Успокоить своего друга, уверить его в том, что они не сломлены ни физически, ни морально. Твёрдая уверенность декабристов в том, что дело, начатое ими, не пропадет: «Из искры возгорится пламя»).

- Если сравнивать эти стихотворения более подробно, то мы увидим диалог, равенство строф, единый стихотворный размер…Какой? (Четырехстопный ямб).

 

- Разгром восстания 14 декабря — переломная дата в жизни Пушкина. Он оказался оторванным от тех людей, с которыми был близок по духу, идеи которых он выразил в ряде своих произведений.

Существует объяснение, почему Пушкин не участвовал в восстании…Где находился Александр Сергеевич в это время – 1825 г.? (в ссылке в с.Михайловском). Узнав о восстании, он приказал запрячь лошадей и отправился проститься с соседями, но дорогу ему дважды перебежал заяц и Пушкин решил вернуться. Почему? (Работа со словарем Даля: плохая примета на Руси, к несчастью)

- Давайте вспомним лицейских друзей Пушкина (А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.Кюхельбеккер). Все они – участники Северного общества.

2 группа Вильгельм Кюхельбеккер 

Вильгельм Кюхельбекер (выступление ученика) (слайд 6)

Его долго считали лишь пылким чудаком. Лицейский друг Пушкина. Немногие из современников сумели увидеть и оценить масштабность и разносторонность его таланта. Поэт, драматург, мыслитель, критик, теоретик искусства, он создал произведения, многие из которых почти столетие оставались неизвестными. Кюхельбекер создал замечательное стихотворение «Участь русских поэтов». Его строки доныне актуальны.

Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки...

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.



Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен...

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщенные мечтою,-

Пожалися годиной роковою...

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки:

Что ж? их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадежной ссылки...

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлет пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перунами полет

Сияньем облил бы страну родную.

 

Учитель литературы

-Какие изобразительно-выразительные использует поэт?

- Какое настроение лирического героя в основном они выражают?

- В чем же актуальность этого стихотворения?

- Чья фамилия упоминается в этом стихотворении?

 Почему Пушкин у нас среди декабристов ?

Физкультминутка - Давайте посмотрим в окошко . А какие ещё стихотворения Пушкина о природе вы знаете

 

3 группа Кондратий Федорович Рылеев 

Кондратий Федорович Рылеев (выступление ученика) (слайд 4)

Первые стихотворения К.Ф. Рылеева в печати появляются в 1820 г. Знаменитая ода «К временщику» принесла ему не только известность, но и громкую славу. Поэт занял в ней позицию гражданина, неудержимого обличителя, бесстрашного, резкого в отношении правительственной власти и ее верных слуг и поборников.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пространствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец.
Из уст твоих хула – достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем:
Коль сам с презрением я на тебя гляжу,
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?


Владимир Раевский (выступление ученика) (слайд 5)

Владимир Раевский, «первый декабрист», еще за три года до восстания попавший в застенок по обвинению в революционной агитации. Именно его перу принадлежат такие строки:

Почто разврат, корысть, тиранство ставят трон

На гибели добра, невинности, покою?

Почто несчастных жертв струится кровь рекою

И сирых и вдовиц не умолкает стон?

Убийца покровен правительства рукою,

И суеверие омывшися в крови,

Безвинного на казнь кровавою стезею

Влечет, читая гимн смиренью и любви!..

Землетрясения, убийства и пожары,

Болезни, нищету и язвы лютой кары

Кто в мире произвесть устроенном возмог?

Ужель творец добра, ужели сильный бог?



 

Первые стихотворения К.Ф. Рылеева в печати появляются в 1820 г. Знаменитая ода «К временщику» принесла ему не только известность, но и громкую славу. Поэт занял в ней позицию гражданина, неудержимого обличителя, бесстрашного, резкого в отношении правительственной власти и ее верных слуг и поборников. 

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец, и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пространствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец.
Из уст твоих хула – достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем:
Коль сам с презрением я на тебя гляжу,
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?

 

4 группа - А.С.Пушкин

Учитель литературы. Раскаты залпов, раздавшиеся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, отозвались живым ярким словом в сердцах потомков. Замечательные мастера художественного слова по сей день воспевают в своих произведениях мужество, самоотверженность и патриотизм этих «могучих богатырей, кованых из чистой стали с головы до ног». Когда декабрьская катастрофа разделила дворянское общество на тайно сочувствовавших восстанию и на явных сторонников старой России, А.С. Пушкин (слайд 10) остался верен своим друзьям – декабристам и их идеалам. В стихах он неизменно напоминал о декабристах, заверял их в своей преданной дружбе, высоко оценивал их патриотический подвиг, возвещал конечное торжество их дел.


Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

А.С. Пушкин в своих стихах неизменно напоминал о декабристах, заверял их в своей преданной дружбе, высоко оценивал их патриотический подвиг, возвещал конечное торжество их дел.

Вернемся к стихотворению, с которого мы начали урок СЛАЙД – СТИХ

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье;
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра –
Надежда, в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье –
Придет желанная пора!

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой призывный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

- Какова основная идея этого стихотворения? (что свобода восторжествует и их подвиг не будет забыт). Это стихотворение выражало веру в подъем нового освободительного движения.

- Как вы думаете, какова цель написания этого стихотворения? (Укрепить и поднять дух декабристов, дать понять, что и сам Пушкин, и все передовые люди России вместе с декабристами).

- Какие эпитеты подтверждают это?







посвятил одно из своих стихотворений и своему знакомому по Лицею, участнику Южного общества, поэту-декабристу Давыдову Василию Львовичу «Меж тем как генерал Орлов…», в котором выражал надежду на революцию в России. На этом стихотворении мы останавливаться подробно не будем.

Учитель истории. Вспомним, каковы были планы декабристов.

Учащиеся. Действия декабристов 14 декабря (слайд 8)

Якубович А.И. должен был захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин – вывести войска на Сенатскую площадь и не допустить переприсяги;        

Каховский вызвался убить Николая Первого, а Булатов – захватить Петропавловскую крепость;

Диктатором восстания стал С.Трубецкой;

В случае успеха предстояло обнародовать Манифест о провозглашении Республики и создании Конституции.

Учитель истории. Что случилось с восстанием?

Учащиеся. Они потерпели поражения, были арестованы и осуждены (слайд 9).

Учитель истории. 121 человек сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. В ночь на 21 и 23 июля 1826 г. две первые партии декабристов (8 человек), приговоренных к каторге, были увезены из Петропавловской крепости в Сибирь. Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными в «ножные железа». По прибытии в Иркутск они были направлены на солеваренный завод в Усолье и винокуренные заводы Александровский и Николаевский (слайд 14).

Декабристы пробыли в Сибири 30 лет. Жили декабристы и в Кургане.




  

- После подавлений восстания начались репрессии. Указом 17 декабря 1825 года учреждена была Комиссия для изысканий о злоумышленных обществах под председательством военного министра Александра Татищева. 30 мая 1826 года следственная комиссия представила императору Николаю всеподданнейший доклад, составленный Д. Н. Блудовым.

Манифестом 1июня 1826 года учреждён Верховный уголовный суд. Всего к следствию было привлечено 579 человекПятеро декабристов, как уже было сказано ранее, были повешены.

После восстания новый император Николай первый инициирует проведение следствия по данному делу.

 



Сценка

(Алена, Саша, Сергей Ш.)

МОРСКОЙ ОФИЦЕР

Начались допросы декабристов. Вел допросы сам царь Нико­лай I. Гордо держали себя декабристы во время следствия. По Петербургу ползли слухи о смелом ответе царю Николая Бестужева.

Морской офицер Николай Бестужев был старшим братом Александра Бестужева. Во время восстания он привел на Сенат­скую площадь гвардейский морской экипаж.

Стоят друг против друга царь Николай I и Николай Бес­тужев.

Внимательно смотрит на декабриста царь.

- Ты Николай Бестужев?

- Так точно, ваше величество, я и есть Николай Бестужев.

- Значит, поднял руку свою на отечество?

- Никак нет, ваше величество. За святынь почитаю родину. Ценю превыше всего отечество.

- Против чего же ты бунтовал?

- Против негодных порядков, ваше величество!

- Да знаешь ли ты, — Николай I заметно повысил голос,—
что все вы в моих руках…

- Знаю,— спокойно ответил Бестужев.

Спокойный ответ и взорвал царя.

- Ах, знаешь! — закричал Николай I.— Нет, ты пока ничего
не знаешь. Хочешь, тебя помилую?

Не отвечает Бестужев.

Хочешь, тебя повешу? Не отвечает Бестужев.

Да знаешь ли ты, слово одно государя — и…

Вот тут-то Николай Бестужев и произнес ту самую фразу, о которой потом говорил Петербург:

- Ваше величество, в том-то и все несчастье, что каприз
царей в России превыше любых законов. Против порядков этих
я и поднял с друзьями меч.

 Учитель истории- анализ последних слов Бесутужева. Как вы понимаете их ?

(Выступление ученика – Иглин Д.)

1826 г. – учрежден Верховный Суд в составе 72 судей. Причем в него вошли ряд государственных деятелей, которые, по мнению императора, знали о восстании и сами заочно его поддерживали (например, М.Сперанский, Ермилов, Киселев). Суду были преданы из “Северного общества” - 61 человек, из “Южного общества” - 60. Все осужденные были разделены на 11 разрядов, в зависимости от степени вины. К смертной казни приговорены: пятеро - четвертованием, 31 — отсечением головы, 17 — к политической смерти, 16 — к пожизненной ссылке на каторжные работы, 5 — к ссылке на каторжные работы на 10 лет, 15 — к ссылке на каторжные работы на 6 лет, 15 — к ссылке на поселение, 3 — к лишению чинов, дворянства и к ссылке в Сибирь, 1 — к лишению чинов и дворянства и разжалованию в солдаты до выслуги, 8 — к лишению чинов с разжалованием в солдаты с выслугой. Император Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил приговор почти по всем разрядам; только в отношении пяти приговорённых, поставленных вне разрядов, приговор суда был подтверждён (Пестель, Рылеев, Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский). Суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил их повесить, “сообразуясь с Высокомонаршим милосердием, в сем самом деле явленным смягчением казней и наказаний, прочим преступникам определённых”

 

 

Уч.ист.

Почему восстание декабристов было подавлено?

(Причины поражения декабристов: узость движения, боязнь сблизиться с народом, утопизм идей, срыв плана восстания).

 

- Многие участники восстания отправились в Сибирь, на рудники. Вслед за мужьями в изгнание отправились и их жены. Первая – Екатерина Трубецкая, за ней последовали Мария Волконская, Александра Муравьева. Всего в Сибирь поехало 11 жен декабристов. Они отказались от всех привилегий как дворянки, оставили малолетних детей и престарелых родителей. Вернуться могли только после смерти мужа (ВИДЕО)

Среди поэтических произведений, посвященных декабристам, поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» занимает исключительное место. Преклонение перед подвигом жен декабристов, их мужеством и благородством, горячее сочувствие к их судьбе звучит в каждой строфе посвященной им поэмы.

 

 

Учитель ист.

121человек сосланы на каторгу и поселение в Сибирь. В ночь на 21 и 23 июля 1826 г. две первые партии декабристов (8 человек), приговорённых к каторге, были увезены из Петропавловской крепости в Сибирь. Почти весь 37-дневный путь до Иркутска они проделали закованными в «ножные железа». По прибытии в Иркутск они были направлены на солеваренный завод в Усолье и винокуренные заводы Александровский и Николаевский.

Солдат, участвовавших в восстании, судили отдельно. Часть из них была прогнана сквозь строй в 1000 человек 12 раз. Основную массу нижних чинов, участвовавших в восстании, перевели на Кавказ в составе сводно-гвардейского и других полков.

 

Уч.лит.

Л. Толстой, наблюдая за возвращением декабристов, писал: “Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после тридцати лет бодрые, умные… и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия”.

- Как вы понимаете слова писателя?

 

Учитель истории

- Итак, вернемся к проблемному вопросу, который мы обозначили в начале урока? …Мы ответили на него?

Слова о свободе мысли и духа- переход к птицам . Почему у вас на столах лежат белые птицы? Белый – цвет чистоты и идеала.

Каждая команда выносит птиц и говорит , что понравилось и мнение об уроке.

 

Учитель литературы:



Подведем итог и проведем рефлексию:

З- что мы уже знали по этой теме по истории, по литературе?

У – что нового узнали по истории, по литературе?

Х – что хотели бы ещё узнать по истории, по литературе?

 

- Давайте оценим тех, кто сегодня работал отлично, хорошо…

- А есть, кто работал плохо или мало? Почему?

 

Домашнее задание у вас на столах:

Домашнее задание : выбрать один из афоризмов и письменно объяснить, соотнеся с темой сегодняшнего урока.

«Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа!» /Бестужев-Марлинский/

  • «С народом всё можно, без народа ничего нельзя» /П.Пестель /

  • «Не приведи, Господи, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный»/А.С.Пушкин/

  • Пусть мы погибнем, своей гибель мы укажем путь другим .»/К.Ф.Рылеев/.

  • «Из искры возгорится пламя». /А.И.Одоевский /

  • «Люди 14 декабря – это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рождённых в среде палачества и раболепия» А.И.Герцен/

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!