Технологическая карта занятия реализующего ФГОС
Классный час на параллели 4-х классов «Планета Земля в опасности»
Учитель начальных классов
Трошичева Лилия Алексеевна
Технологическая карта занятия, реализующего ФГОС
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Форма: классный час
Класс - 4 классы
Тема: Планета Земля в опасности
Цель: формирование экологического сознания и мышления младших школьников на основе активной жизненной позиции, воспитание у учащихся любви к природе и правильному поведению в лесу.
Задачи:
- развитие умений вести рассуждения;
- формирование умений аргументировать свою точку зрения;
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающийся научится:
- выделять главную мысль из высказываний;
- отвечать на вопросы по содержанию мероприятия;
- формулировать несложные выводы;
- эмоционально реагировать на события мероприятия;
- выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог;
- отвечать на вопросы педагога и одноклассников;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осмысливать нравственные жизненные ценности;
- выражать своё мнение на высказывания и поступки людей;
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность научиться:
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- пользоваться знаками, таблицами, диаграммами, моделями, схемами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
- строить понятные для партнёра высказывания;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать речь для планирования своей деятельности;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
У обучающегося будут сформированы:
Личностные:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- интерес к материалу занятия;
- знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- расширение кругозора, знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Словарь: антонимов русского языка
Ресурсы: Информационные ресурсы
Оборудование: листы формата А – 4.
Подготовительный этап: подготовка оборудования к классному часу.
Этап (+время)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1 этап. Организационный момент
Дорогие ребята я приглашаю вас на необычное занятие.
Слушают педагога. Рассматривают оформление доски. Пытаются во внутреннем плане сформулировать тему классного часа.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу.
2 этап. Мотивация
1) Стимулирует интерес учащихся к занятию.
Отгадайте загадку.
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)
- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?
Дети отгадывают. (О земле.)
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
Познавательные:
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);
Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,
Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.
3 этап. Актуализация знаний
Послушайте экологическую сказку «Доктор Планет Планетович»
На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок. – Кто звонит? - Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь! – Что случилось? - я вся изрезана, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди. – Вылетаю немедленно. Доктор очень быстро, всего через каких-то 20 минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100.000.000.000 км цветного бинта и перевязал порезы. Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли: - Вам нужна живая планета! – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках!
- Как вы считаете, о чем и почему заставляет нас задуматься доктор Планет Планетович? (ответы детей) Дети слушают сказку.
Дети отвечают на вопрос и аргументируют своё мнение.
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- принимать роль в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- контролировать свои действия в групповой работе.
4 этап.
Целеполагание и планирование
Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)
Дать понять, что Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем стало трудно дышать. Люди и животные болеют. Как мы можем помочь нашей Планете?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.
- Тема нашего занятия: «Природа и творчество» (показывается красочная запись на доске).
Прочитайте тему занятия.
- Как вы думаете, какое ключевое слово в нашей теме?
- Давайте попробуем поставить задачи к нашему занятию.
Молодцы! Вы правильно определили тему занятия и поставили задачи.
- Тема нашего занятия: «Планета Земля в опасности» (показывается красочная запись на доске).
- ключевые слова в нашей теме «Планета», «Земля», «в опасности»
- Я считаю, что все слова ключевые, потому что они все главные.
Задачи к теме занятия:
- разобраться, почему Планета Земля в опасности;
- подумать, какую помощь мы можем ей оказать;
- научиться задавать вопросы и находить на них ответы;
- научимся рассуждать и искать информацию.
Регулятивные:
Обучающийся получит возможность научиться:
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.
- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.
Итак, учимся рассуждать и искать информацию.
Я вам раздаю листы с информацией. Каждая группа ищет информацию по теме.
Листы с информацией.
1 – я группа.
За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой (показывает на карте.)
Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов от автомобильного транспорта всё больше, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта всё больше и больше.
2 – я группа.
Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.
В результате деятельности человека во многих реках уже нельзя купаться.
3 - я группа.
За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
4 – я группа.
Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в море.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.
- Давайте сделаем вывод из прослушанной информации.
- Работают с разными источниками
информации (специальные рабочие листы, объяснение учителя, словари)
- Работают в группах над решением
учебной задачи.
- Фиксируют на листах свое «открытие».
- Работают по алгоритму или составляют план действий
– алгоритм и выполняют учебные действия
- Делают выводы о полноте и правильности информации.
- Вступают в диалог
- Выполняют задания учителя
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по
учебной проблеме.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
На данном этапе происходит
- повторение и закрепление
материала,
- тренировка навыков использования
нового знания,
- установление связей между новым
и ранее изученным материалом.
- Давайте начнём с малого. Чем же мы можем помочь нашей планете?
Выводы:
- Нужно беречь окружающую природу.
- Вдумчиво относится к утилизации отходов.
- Не создавать лишнего шума.
- Соблюдать правила поведения в лесу.
Ответы на задания «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»
Обобщение. Ответы детей в краткой форме.
- Чтобы помочь нашей Планете, надо научиться любить природу, любить её с детства.
- Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами.
- Нужно помогать экологам сохранять нашу Планету.
Рефлексия «Дополни предложение»
- На занятии мне больше всего запомнилось….
- Меня удивило то, что …
- Дома я расскажу…
Я встретился с трудностью при…
- Я узнал…
- У меня хорошо получилось…
- Ещё мне хотелось бы узнать…
- знания, полученные на занятии, я могу использовать…
- лучше всех на занятии работал…
- материал занятия понял, но …