Открытое занятие "Выжигание по дереву"
Цель:
научить учащихся технологии и приёмам выжигания по дереву,
расширить у детей запас знаний и умений по художественной обработке изделий из дерева,
использовать полученные обучающимися ранее знания и умения,
развить творческие способности.
Инструменты и оборудование: электровыжигатель, копировальная бумага, карандаш, деревянная досточка.
Зрительный ряд: набор рисунков, образцы материалов для выжигания, компьютерное тестирование, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Изложение программного материала «Выжигание по дереву» (сопровождается показом презентации )
Выжигание (пирография) – один из видов декоративной отделки поверхности изделий из древесины. Пирографией может заниматься любой желающий, даже не имеющий художественного образования. Она может стать не только увлечением, но и способом зарабатывать деньги. Украшенные выжиганием изделия пользуются спросом во все времена. Разделочные доски, ложки, скалки, деревянная посуда, оформленные вами, помогут сделать процесс приготовления пищи приятным и радостным. Симпатичные сувениры, такие, как брелоки для ключей или небольшие изображения в рамках, несложны в изготовлении, но способны порадовать ваших близких. Ведь подарок, сделанный заботливыми руками, ценится во много раз дороже.
Выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., но ни один из них не даёт таких широких возможностей для выжигания, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространённым в быту и доступным материалом.
Известно более 50000 видов древесных растений. Их древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твёрдая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, токарей по дереву и, что нам особенно важно, пиромастеров. Лучшим материалом, позволяющим получить качественные рисунки, являются берёза, липа, ольха.
На занятие мы будем использовать электровыжигатель с одной насадкой ( тонкая, спираль). Приступая к выжиганию по дереву, необходимо соблюдать основные меры предосторожности:
1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя. Работать исправным прибором.
2. Выжигать можно только по сухой древесине.
3. При работе следует проветривать помещение.
4. Не следует наклоняться близко к месту выжигания.
5. Не оставлять прибор включённым в сеть.
6. Оберегать руки и одежду от прикосновения пера.
Повторение пройденного материала.
– А сейчас проведём соревнование между двумя командами на знание технологии обработки поверхности древесины. Из предложенных вариантов ответов выберите правильный ответ.
Желаю удачи!
Компьютерное тестирование.
1. Выжигание – это:
А – один из видов столярных работ.
В – один из видов слесарных работ. С – один из видов декоративной отделки поверхности древесины.
Д – один из видов укрепления поверхности древесины.
2. Наилучший материал для выжигания
А – ДСП
В – ДВП
С – фанера
Д – пластик
3. Перед выжиганием поверхность
А – шлифуют напильником
В – шлифуют наждачной бумагой
С – обрабатывают рубанком
Д – полируют
4. Для выжигания подходит древесина деревьев
А – лиственных пород
В – хвойных пород
С – кустарников
Д – тропических пород
5. К лиственным породам деревьев относятся
А – берёза, осина, ольха, дуб, липа, лиственница
В – берёза, осина, дуб, ольха, липа, вяз
С – осина, дуб, берёза, ольха, вяз, лиственница
Д – лиственница, осина, берёза, дуб, вяз
6. Породу деревьев определяют по следующим характерным признакам
А – текстура, твёрдость, цвет, направление волокон
В – текстура, запах, твёрдость, цвет
С – твёрдость, запах, цвет, количество колец
Д – текстура, цвет, сердцевина, твёрдость
7. Пробковый слой коры является
А – отмершим
В – основным
С – главным
Д – определяющим
8. Лубяной слой служит
А – для отделки изделий
В – проводником соков, питающих дерево
С – для определения возраста дерева
Д – для определения твёрдости дерева
9. Что показывают годичные кольца?
А – рыхлый и мягкий слой дерева
В – возраст дерева
С – окраску дерева
Д – рисунок древесины
10. Фанеру получают путём
А – поперечного распиливания бревна
В – наклеивания друг на друга трёх (или более) листов шпона
С – прессования и склеивания измельчённой древесины
Д – прессования пропаренной и измельчённой древесной массы
11. Недостатком фанеры является
А – крошится при обработке
В – наличие вредных для здоровья веществ
С – отсутствие текстуры
Д – боится сырости
12. Рисунок для выжигания переводят на изделие с помощью
А – кальки
В – ксероксных листов
С – копировальной бумаги
Д – прозрачной бумаги
13. Выжигают рисунок с помощью
А – паяльника
В – электровыжигателя
С – электронагревателя
Д – электровыключателя
14. Тонкую линию получают при
А – медленном движении пера
В – быстром движении пера
С – плавном движении пера
Д – движении пера рывками
15. Толстую линию получают при
А – плавном движении пера
В – медленном движении пера
С – быстром движении пера
Д – движении пера рывками
16. Рисунок сначала выжигают
А – по внутренним линиям
В – по выпуклым поверхностям
С – по внешнему контуру
Д – по вогнутым поверхностям
17. Каким должен быть цвет пера при выжигании?
А – красный
В – тёмно-красный
С – тёмно-коричневый
Д – светло-коричневый
18. На предприятии работу по лакированию изделий выполняют
А – маляры
В – полировщики
С – лакировщики
Д – шлифовщики
Молодцы! Прекрасно справились с заданием!
Практическая работа
Обучающиеся выполняют тренировочные упражнения, а затем приступают к выполнению своих творческих работ: переводят заранее приготовленный рисунок на изделие, выжигают его и оформляют.
Текущий инструктаж
Следить, чтобы обучающиеся соблюдали правила безопасной работы, не перегревали приборы, не давили сильно на перо.
Заключительная часть
Дети демонстрируют свои законченные работы, обсуждают их. Обучающиеся убирают рабочие места.