СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" на тему "Делать добро спеши!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мероприятии использованы авторские стихотворения учителя о вежливости, доброте, маме. Данный материал можно использовать при работе с учащимися начальных классов на классных часах, занятиях ГПД.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по внеурочной деятельности "Школа вежливых наук" на тему "Делать добро спеши!"»

Открытое занятие по внеурочной деятельности «Школа вежливых наук».


Тема занятия: «Делать добро спеши!»

Дата проведения: 18.03.2020

Место проведения: кабинет начальных классов №9.

Учитель: Сержантова Наталья Васильевна.

Цель занятия:

Образовательная: формирование знания о понятиях добро и зло, умения рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта.
Развивающая: развитие познавательного интереса; культуру выражения мысли, логического мышления, воображения, творческие способности.
Воспитательная: формирование положительного отношения к нравственным поступкам, доброжелательности, адекватной самооценки; воспитание неравнодушного отношения к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представления о добре и зле, научатся применять их в различных жизненных ситуациях

Личностные УУД: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-  Регулятивные УУД: самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе.

Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний.

Оборудование: презентация; листочки для проведения анкетирования; плакат «Дерево добра», видеоролик с песней о доброте.




Ход занятия.

1.Организационный момент.



- Я приглашаю в наш кружок

На важный нравственный урок.

«Школа вежливых наук»

Рада видеть всех вокруг:

Вас, ребята, и дорогих гостей,

Одним словом, хороших людей.

Я прошу вас – улыбнитесь,

И улыбкой доброй поделитесь.

А сейчас, пожалуйста,

Тихо на места садитесь.

2. Вступительная беседа.

- Сегодня мы с вами посвятим наше занятие в «Школе вежливых наук» одному из самых главных положительных нравственных качеств – доброте.

Оказывается, есть такой день - праздник Доброты. Его отмечают 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Выдающийся американский писатель, журналист и общественный деятель Марк Твен говорил: «Доброта – это то, что может увидеть слепой и услышать глухой».

В России этот праздник пока мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Кстати, в 2009 году ученые из США доказали, что доброта полезна для здоровья. Так, добрые люди живут дольше и болеют меньше. Такие выводы были сделаны на основании 5-летнего исследования с участием 400 мужчин и женщин.

3. -Ребята, как выдумаете, где берёт свои корни доброта?

Отгадайте загадку:

Она, конечно, всех мудрее,

Красивее, заботливее, а главное - добрее.

Ответ короткий, без обмана,

Единственная в мире – это … (мама).

4. Чтение учеником стихотворения о маме.

Мама.

Кто на свете самый добрый,

Самый лучший для меня?

Ну, конечно, моя мама,

Мамочка любимая.

Приласкает очень нежно,

А порой, и пожурит,

И решить пример поможет,

Вкусным тортом угостит.

Словно греет добрым сердцем

Душу детскую мою –

Вот за что я очень-очень

Маму милую люблю!

- Мне хочется добавить несколько слов, которые очень важно услышать каждой маме:

Спасибо за любовь, широкую, как море,

За радость и покой, за счастье и уют,

За доброту и ласку, строгость и терпение,

За самый тяжкий в мире – материнский труд!



- Мама желает своему ребёнку добра, самого лучшего в жизни, всегда поддержит и защитит от всего плохого. Это самый близкий и родной человек. Поэтому вы тоже должны относиться к маме с добром, любовью, заботой. Не зря в народе говорят: «При солнышке тепло, при матери – добро».

5. - К глубокому сожалению, не все люди относятся друг к другу с добром.

Вы разделились на группы для выполнения домашнего задания.

Давайте послушаем притчи о доброте, которые подготовили ваши одноклассники (выступление 1 группы).

Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который содержит в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Выступления учеников.

Ведро яблок.

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!



Два волка.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Без добра — никуда.

Заболело зло. Несколько дней провалялось в горячке. Но в мире этого никто даже и не заметил. Зато когда заболело Добро, все сразу ощутили эту потерю. Даже те, кто творил зло. С тех пор Зло старается не лежать, даже когда заболеет. А Добро после этого поняло, что ему вообще нельзя никогда болеть!


Работа по вопросам:

  1. О какой борьбе идёт речь в этих притчах? (О борьбе добра и зла.)

  2. Всегда ли люди поступают правильно по отношению к окружающим? (Нет.)

  3. Что в жизни чаще всего побеждает? (Добро.)





6. - Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. В разные времена разные люди (философы, писатели, поэты) высказывали свои суждения о доброте человека.

Посмотрим, как справилась 2 группа: она подбирала высказывания известных людей о доброте.

Выступления детей:

1.«Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». (Мигель Сервантес)



2. «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан Жак Руссо)




3. «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях». (Блез Паскаль)


4. «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». (Лев Толстой)



5. «Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым».



- Известный писатель И.С. Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».

Вы хорошо справились с заданием.

7. – Вы, наверное, замечали, что с добрыми людьми приятно находиться рядом, от них исходит тепло, какой-то внутренний свет.

Сейчас двадцать первый век. Человечество существует очень давно. За это время людьми сложено много поговорок и пословиц. Какие вы знаете пословицы и поговорки о доброте? (3 группа.) Итак, народная мудрость гласит …


1.- Без добрых дел нет доброго имени.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

- Доброе слово - половина счастья.





2.- Худо тому, кто добра не делает никому.

- Красоту уносят годы, доброту не унесут.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Доброта без разума пуста.





3.- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Делай другим добро - будешь сам без беды.

- Доброе дело питает и душу и тело.

- Добрый человек в добре живёт век.



4.- Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.

- За доброго человека сто рук.  

- Добрые умирают, да дела их живут.

- Добрые дела живут века.

-Ребята, 3 группа тоже достойно справилась со своим заданием. А сейчас я предлагаю провести анкетирование и посмотреть, насколько вы сами являетесь добрыми людьми.


8. Анкетирование.

1.Верите ли вы в добро?

2.Часто ли вы совершаете добрые поступки?

3.Вам нравится проявлять доброту, милосердие по отношению к окружающим людям?

4.Правильно ли поступает тот, кто обижает «братьев наших меньших»?

5.Доброта, вежливость, честность, ответственность являются положительными нравственными качествами?

6.Согласны ли вы с тем, что добрый, хороший человек никогда не обидит кошку, собачку, птичку, того, кто слабее?

7.Нужно ли помогать тем, кто нуждается в защите и поддержке?

8.Нужно ли делать добро напоказ, чтобы вас хвалили, поощряли разными способами?

9.Можете ли вы подарить своему другу или подруге то, что вам очень нравится, является для вас ценным, дорогим?

10.Согласны ли вы с пословицей «Жизнь дана на добрые дела»?



- Итоги анкетирования будут подведены позже. А сейчас давайте отдохнём, а заодно и поиграем.



9. Игра на внимание с мячом «Какой персонаж: добрый или злой?»

Я бросаю мяч, ученик коротко отвечает «добро» или «зло».

1.Карабас-Барабас.

2.Айболит.

3.Баба-Яга.

4.Старуха Шапокляк.

5.Кот Леопольд.

6.Крокодил Гена.

7.Лиса Алиса.

8.Дед Мороз.

9.Бармалей.

10.Снежная Королева.

11.Кощей Бессмертный.

12.Золушка.

13.Кикимора.

14.Серый Волк.

15.Алёнушка.

16.Змей-Горыныч.

17.Дядя Стёпа.

18.Иван-царевич.

19.Пятачок.

20.Гуси-лебеди.



10. - Добро всегда приносит радость окружающим людям. Мне хочется вам напомнить: первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы обязательно поговорим о вежливости.

Чтение стихотворения.

Вежливые слова. Сержантова Н.В.

В современном мире есть слова,

Без которых жить никак нельзя.

Они не простые – волшебные,

И творят порою просто чудеса.

От них на душе приятнее, светлее,

И хочется забыть плохое навсегда.

Они заряжают радостью и силой,

Ведь излучают магию добра.

С улыбкой скажем «здравствуйте», «до встречи» и «пока»,

«Спасибо» и «пожалуйста» нужны, как никогда.

«Простите», «извините», «позвольте», «разрешите»

Почаще говорите и помните, друзья.

«Будьте здоровы!», «Спокойной вам ночи!»,

«Доброе утро», «Прощенья прошу» -

Маме и папе, братишке и лучшему другу

Пожелаю удачи, рукой помашу.

Много важных и очень полезных

В мире существует советов и слов.

Пожалуйста, ребята, растите добрыми и вежливыми,

И это будет самой лучшей из основ!

11. - Добрым может быть каждый. Совершить добрый поступок не трудно, давайте рассмотрим примеры.



Примеры доброты.

  1. У школьницы диагностировали страшную болезнь, у неё началось облысение. Девочка день за днём теряла волосы. Ей было страшно идти в школу, она думала, что все будут надо ней смеяться. На следующее утро ученица услышала стук в дверь: десять друзей стояли на крыльце с полностью побритыми головами. Двое из них – девочки…

-Для чего так поступили друзья? (Чтобы поддержать девочку в трудной жизненной ситуации.)

  1. Подружки были в торговом центре и выиграли по мягкой игрушке. Шли и увидели мальчика в инвалидной коляске с папой. Девочки отдали игрушки этому мальчику. Он сказал: «Спасибо». Отец чуть не расплакался. Оказывается, в силу болезни сын не разговаривал несколько месяцев.

-Можно девочек назвать добрыми, отзывчивыми? (Да, они проявили доброту, милосердие.)

3. – Маленькому Саше Архипову нужна дорогостоящая операция, чтобы перестала прогрессировать болезнь. Жители Ефремова оказывают материальную помощь, собирают денежные средства для оказания помощи семье, поддерживают родителей морально. Хочется верить, что людская доброта и своевременная помощь спасут мальчика.



12. Просмотр видео- ролика «Песня о доброте». Коллективное исполнение песни.

13. Подведение итогов занятия.

1) Итоги анкетирования.

- У каждого из вас в душе уже есть капелька доброты. Мне очень хочется, чтобы со временем она превратилась в озеро доброты, а в дальнейшем - в целое море доброты. Знайте, если человек будет стремиться стать добрым, прилагать к этому определённые усилия, тогда он сам и все окружающие будут счастливы.

2) – Посмотрите на плакат «Дерево добра». Каждый листочек содержит правило доброты. Чтение учителем нескольких правил.

- Какие правила, исходя из нашего сегодняшнего занятия, можно считать одними из основных?

Чтение учащимися:

  • Помогать людям.

  • Заботиться о животных.

  • Защищать слабых.

  • Дорожить дружбой.

  • Никому не завидовать.

  • Прощать ошибки другим.

  • Бережно относиться к природе.

-Почаще подходите к этому плакату и вспоминайте правила доброты.

3)- Каждый из вас предварительно сделал «доброе солнышко». После занятия каждый сможет по своему желанию подарить его тому, кому больше всего захочется (маме, другу, учителю, гостям и т.д.)

4) – А ещё у нас появилась «Копилка добрых дел». В душе она у вас уже есть. Я предлагаю заполнять большое сердце добрыми делами, поступками с сегодняшнего мероприятия. В конце учебного года мы подведём итоги.

5) Пожелания учителя.

–Спешите делать добро, спешите,

Стать лучше шанс, друзья, не упустите!

Доброту, милосердие, вежливость

Поскорей в дорогу жизни захватите.



Я хочу сказать детям большое «спасибо» -

За активность, участие, добрых слов, поверьте, не счесть.

И гостям - за искру в душе, понимание,

Спасибо за то, что сегодня вы с нами, вы здесь.



Сегодняшнее занятие в «Школе вежливых наук» мне хочется завершить ещё одним стихотворением.

Чтение стихотворения учащимися.

Не ждите награды за доброе дело… Сержантова Н.В.

Не ждите награды за доброе дело,

Гул шумных оваций,

Восторженных криков «Ура!»,

Хорошее к вам бумерангом

Обратно когда-то вернётся:

То было и раньше,

Так будет в жизни всегда.



Прояви милосердие, чуткость, заботу

К тем, кто нуждается в них, – помоги!

Если можешь, душевную радость кому-то

И частичку тепла подари!



Ненависть, жестокость, злоба, равнодушие –

Это наши главные, коварные враги.

А ты в своём сердце огромном

Любовь и нежность береги!



Они всегда сильнее будут,

Раскроются, как лепестки цветка.

Надеждой и опорой в жизни станут,

Найдут дорогу света и добра!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!