Конспект открытого занятия
тема: «Осеннее дерево» (4 класс)
Цель: Изготовление картины в технике пластилинография.
Задачи:
- Совершенствовать технику и умение работать с пластилином.
- Учить детей лепить дерево, передавая его характерные особенности.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность, творческое воображение и фантазию детей.
- Воспитывать чувство любви к природе, учить беречь деревья.
Оборудование и материалы: Пластилин, картон, дощечки для лепки, пластиковые ножи (стеки), образец педагогического изделия. Иллюстрация осеннего пейзажа (деревьев), чтение стихотворения, музыкальное сопровождение» П. Чайковский. «Осенняя песнь».
Предварительная работа:
- Наблюдение и беседа на прогулке за осенними изменениями в природе.
- Рассматривание иллюстраций об осени.
- Слушание отрывков музыкальных произведений.
- Разучивание и чтение стихов об осени.
- Рисование осенних деревьев, кустов.
- Дидактические игры «Осень», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.
Подготовка к занятию.
Воспитатель заранее на каждое рабочее место кладёт пластилин, картон, дощечки для лепки, пластиковые ножи (стеки).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель предлагает детям загадку:
Утром мы во двор идем
- Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День все больше убывает,
Когда это бывает? (ответ детей: осенью)
Воспитатель: Да, ребята, давайте поговорим сегодня об осени. Какие месяцы осени вы знаете?
(ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Воспитатель: Правильно ребята. Осень бывает ранней и поздней, посмотрите на картину (И. Левитана «Золотая осень») и скажите, какую осень изобразил художник?
(ответы детей: это ранняя осень.)
Воспитатель: Почему вы так решили?
(ответы детей: еще много листьев на деревьях.)
Воспитатель: Как по-другому называют раннюю осень?
(ответы детей: золотая осень.)
Воспитатель: Почему так говорят?
(ответы детей: листья на деревьях желтеют, становятся словно золотыми.)
Воспитатель: Листья на деревьях не только желтеют осенью, они еще меняют цвет?
(ответы детей: становятся разноцветными, красными, оранжевыми, желтыми, багряными, лиловыми.)
Воспитатель: Какие деревья изображены на картине?
(ответы детей: береза, клен, рябина, ель и др.)
Воспитатель предлагает ребятам послушать стихотворение.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся.
И под ноги просто так
Как ковер ложатся.
Как же называется это явление природы? (ответы детей: «листопад»)
Воспитатель: Почему происходит листопад?
(ответы детей: деревья сбрасывают осенью листья, так они готовятся к зиме.)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай с какого дерева листок».
( Воспитатель показывает осенние листья разных деревьев, дети угадывают).
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы попали в осенний лес и сегодня мы с вами, будем делать дерево. Но оно у нас будет не обычное дерево, а осеннее - сделанное из пластилина.
- Повторение правила работы с пластилином.
1. Лепку выполняй на доске для лепки, не клади пластилин на стол, парту.
2. Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.
3. Не бросай остатки пластилина на пол.
4. После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.
3. Практическая работа.
Посмотрите на образец. Давайте приступим к работе (Приложение №1).
Звучит музыка «Осенняя песня» (из цикла времена года) П. Чайковского, дети выполняют работу.
4. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
4. Подведение итогов:
Воспитатель: Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает.
- Ребята, что мы с вами сегодня выполнили (сделали)? (ответ детей: осеннее дерево.)
- Вам работа понравилась ?
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какой у нас получился красивый, сказочный, волшебный лес. Ребята спасибо большое. Все вы молодцы, очень старались.
А сейчас ребята, я вас прошу пригласить наших гостей на веселый танец, под веселую композицию про «Осень».
На открытом занятии присутствовало: детей – 6 человек. (ответы детей.)
- Трудно ли было выполнить эту работу? (ответы детей.)