СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие по химии в 211 группе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Амины и аминокислоты

Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания обучающихся по этим темам. Знания, полученные на этом занятии, необходимы будут при изучении последующей темы «Белки». Тип урока – изучение нового материала в форме ролевой игры.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по химии в 211 группе»

План открытого занятия

Занятие №

71-72



УД/МДК:

Химия

Группа

211

Тема(Раздел) программы:

Тема урока:

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Аминокислоты

Форма и методы занятия:

Групповая, ролевая, практическая, наглядная, дифференцированный

Цель занятия:

систематизировать знания обучающихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическом значением. 



1. Образовательная:

- показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;

- научить обучающихся записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;

- уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.


2. Развивающая:


- развивать умение сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;

- продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;

- развивать познавательный интерес устанавливать межпредметные связи (с биологией);

- развивать практические навыки. 

3. Воспитательная:


- воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;

- воспитывать интерес к здоровому образу жизни.


Формируемые компетенции:

личностных:

−чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

метапредметных:

-применение основных методов познания: наблюдения, научного эксперимента для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

предметных:

−владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

−сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

−владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;


Методико-дидактические оснащение занятия:

1.Ерохин Ю.М. Химия. – М., Академия 2014.

2.Ерохин Ю.М., задачи и упражнения: учеб пособие для студентов средн. проф. образования. – М., Издат. центр. Академия 2014.


Оборудование

Интерактивная доска.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении темы обратить внимание на:

План: 1. Исторический отдел

2. Управление химических веществ

3. Проектный институт

4. Химический завод

5. Химическая лаборатория

6. Отдел охраны здоровья

7. Аптека


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

Исторический отдел

В 1745 г. итальянский ученый Беккари опубликовал отчет о работе, выполнений еще в 1728 г. Исследователь выделил из пшеничной муки клейкую массу, которую назвал клейковиной. Оказалось, что вещество растительного происхождения – клейковина - напоминало продукты, полученные из животных. Беккари сделал вывод о существовании особых веществ, присущих живым организмам.

Эти вещества образовывали вязкие, клейкие растворы, свертывались при нагревании, при их высушивании получалась роговидная масса, при сгорании ощущался запах паленой шерсти или рога и выделялся аммиак. Поскольку все эти свойства ранее были известны для яичного белка, то особый класс веществ получил название белков.

В 1820 г. французский химик Анри Браконно подвергал многочисленному действию серной кислоты кожу и другие ткани животных, затем нейтрализовал смесь, получил фильтрат, при выпаривании которого выпадали кристаллы вещества, которые он назвал – гликоколл (клеевым сахаром). Это и была первая аминокислота, выделяемая из белков. Ее структурная формула была установлена в 1846г.

В 1899 г. исследованием белков занялся немецкий химик – органик Эмиль Фишер подвергал гидролизу белок, содержащийся в молоке. В результате многочисленных исследований стало ясно: белки растительного, животного и микробного происхождения – построены из определенного количества аминокислот и только из них. К 1902 г. было известно 17 аминокислот, входящих в состав белка. 

Управление химических веществ Аминокислотами называются азотсодержащие соединения, в молекулах которых содержатся аминогруппа – NH2 и карбоксильная группа – СООН, связанные с углеводородным радикалом

Простейшим представителем этого класса является аминоэтановая или аминоуксусная кислота H2N – СН2 – СООН

Общая формула аминокислот:

H2N – CH – COOH

|

R

В биосинтезе белка в живых организмах участвуют 20 аминокислот (таблица 1). 
Проектный институт Изомерия аминокислот в основном выражается разным строением углеродной цепи и положением аминогруппы: (записываем на доске)

4 3 2 1

СН3 – СН2 – СН – СООН 2 – аминобутановая кислота

|

NH2

Кроме международной номенклатуры, употребляются еще названия аминокислот, в которых вместо цифр ставят буквы греческого алфавита: α, β, γ и.т.д.

Например: (записываем на доске) 
γ β α

СН3 – СН2 – СН – СООН

|

NH2

α – аминобутановая кислота 

Вопрос: Какие виды изомерии характерны для аминокислот? (структурная, положение функциональной группы). 

Химический завод 
Аминокислоты, входящие в состав белков получают путем их гидролиза (видеоролик).

Мы провели исследование молока на наличие в нем аминокислот.

Цель исследования:

- выяснить наличие аминокислот в молоке;

- проследить изменение концентрации аминокислот в молоке с течением времени;

- сделать выводы о пищевой ценности молока и молочнокислых продуктов.

Ход работы:

К 10 мл. молока добавили несколько капель фенолфталеина и добавили 0,1н раствор NaOH до появления розовой окраски. При этом нейтрализуются кислоты, не содержащие аминогруппы. К полученному раствору добавили 3-4 мл формалина. Розовая окраска исчезает, а содержащиеся в растворе аминокислоты превращаются в амины, не имеющие амфотерного характера.

Теперь титруем щелочью, как обычные карбоновые кислоты 0,1 н раствором NaOH до появления розовой окраски.

Рассчитываем концентрацию свободных аминокислот по формуле:

СN(аминокислот) = СN(NaOH) х V(NaOH) 0,1 х V(NaOH)

V(молока) 10

Эксперимент повторяли три раза, через день.

Результаты:



V(NaOH) 

0,1 н р-р 


СN (аминокислот) 

г экв/л 

Понедельник 

1 день 


0,80 


0,0080 


Среда 

2 день 


1,06 


0,0106 


Пятница 

3 день 


1,33 


0,013 

-

Выводы:



- в молоке содержаться аминокислоты;

- в процессе хранения количество аминокислот в молоке увеличивается, т.е. протекает процесс гидролиза белка.

- в молочнокислых продуктах (простокваше) концентрация аминокислот больше, чем в молоке.

Известны также синтетические способы получения аминокислот. Так, например, в молекуле карбоновых кислот атомы водорода в радикале можно заместить на галоген, (записываем на доске)

Р (красный)

СН3 – СООН + СI2 → СН2 – СООН + НСI

|

CI

А затем действуем аммиаком, получая аминогруппу.

СН2 - СООН + NН3 → NН– СН2 – СООН + НСI

|

CI 

Химическая лаборатория

Аминокислоты – бесцветные кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Многие из них обладают сладким вкусом. Химические свойства аминокислот определяются наличием в молекуле двух функциональных групп: Аминогруппа – NHопределяет основные свойства аминокислот, так как способна присоединять к себе катион водорода по донорно - акцепторному механизму за счет наличия свободной электронной пары у атома азота.

Отдел охраны здоровья 
Организм человека может синтезировать примерно половину из аминокислот, но около восьми аминокислот человек должен получать с пищей: эти аминокислоты называются незаменимыми. (Таблица № 1). Поскольку по характеру обмена веществ человек очень близок к животным, мясо последних может служить удобным источником всех незаменимых аминокислот. Пути эволюции человека и растений разделились гораздо раньше, поэтому нельзя быть заранее уверенным в том, что в каком-нибудь растении имеются все необходимые нам аминокислоты. В зерновых культурах, например, обычно нет одной аминокислоты – лизина. Там, где мясо является слишком большой роскошью или его употребление запрещено религией, это затруднение можно преодолеть, компенсируя недостаток определенной аминокислоты в одном растении другими растениями, содержащими большое количество этой аминокислоты. (Рассмотрим таблицы № 2, № 3). Аминокислоты в организме не только выполняют роль строительных блоков для белков, но могут участвовать и в других процессах: например, глицин и глутаминовая кислота – передатчики нервного импульса (их называют нейромедиаторами). Аргинин является незаменимой кислотой лишь в период интенсивного роста организма, тогда он необходим в больших количествах.

Предприимчивые японцы давно заметили, что добавление в пищу приправы из сушеных водорослей усиливает ее вкус и аромат. В 1909 г. японский ученый К. Икеда выяснил, что причина такого воздействия приправы кроется в содержании глутаминовой кислоты и ее солей. К. Икеда запатентовал свое открытие, и теперь во всем мире в качестве пищевых добавок, усиливающих вкус и аромат продукта, используется глутаминовая кислота (Е629), глутаминат натрия (Е621, часто называют глютамат натрия) и глутаминаты других металлов (Е622 – 625). Ссылки на эти вещества легко найти, например, на баночке мясного паштета. Для тех же целей применяется глицин (Е640) и лейцин (Е641). 
Аптека

Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. В аптеке можно купить глицин в таблетках. Этот препарат оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга:

- уменьшает напряжение, конфликтность;

- улучшает настроение;

- повышает умственную работоспособность. 
Тауфон (глазные капли) является серосодержащей аминокислотой. Препарат способствует улучшению энергетических процессов, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза. Способствует нормализации функций клеточных мембран. Применяют при травмах роговицы. 
Метионин - незаменимая аминокислота. Применяют при лечении печени, профилактика токсического поражения печени. 
Глютаминовая кислота заменимая кислота. Применяют при лечении эпилепсии, депрессии, истощения, задержка психического развития. 
III. Обобщение Опрос (самооценка).

Названия карбоновых кислот 


Химическая формула 


Систематическое название кислоты 


Тривиальное название кислоты 


НСООН 


Метановая 


Муравьиная 


СН3СООН 


Этановая 


Уксусная 


СН3СН2СООН 


Пропановая 


Пропионовая 


СН3СН2СН2СООН 


Бутановая 


Масляная 


СН3СН2СН2СН2СООН 


Пентановая 


Валериановая 


СН3-(СН2)4-СООН 


Гексановая 


Капроновая 


СН3-(СН2)5-СООН 


Гептановая 


Энантовая 


НООС-СООН 


Этандиовая 


Щавелевая 


НООС-СН2-СООН 


Пропандиовая 


Малоновая 


НООС-СН2-СН2-СООН 


Бутандиовая 


Янтарная 

Амины 
CH– NH2 первичный амин метиламин 
CH3CH2 – NH – CH2 – CH3 вторичный амин диэтиламин 
CH3CH– N – CH2CH3 третичный амин триэтиламин 

׀

CH2CH3 C6H5 – NH2 ароматический амин фениламин (анилин) 





ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

Проводим эксперимент (правила техники безопасности) Инструкционные карточки на партах

Опыт № 1 «Взаимодействие аминоуксусной кислоты с неорганическими кислотами»

На предметное стекло поместите 1 каплю раствора соляной кислоты (НСI) и 1 каплю метилоранжа. Затем по каплям прибавляйте раствор глицина до изменения цвета реакционной смеси. 
Вопрос. Объясните, почему произошло изменение цвета раствора? 
Записываем уравнение реакции на доске 
Н2N – СН2 – СООН + НСI → [H3N+ – СН2 - СООН]СI- 
Группа – СООН (карбоксильная группа) определяет кислотные свойства этих соединений, т.е. взаимодействует со щелочами. 

Инструкция к проведению  лабораторных опытов по теме: «Аминокислоты» 
Опыт № 2

«Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

На универсальную индикаторную бумажку поместите 2-3 капли раствора глицина Что Вы наблюдаете? 
Опыт № 3 «Испытание раствора аминокислоты индикаторами»

На предметное стекло поместите 2-3 капли раствора глицина и добавьте 1 каплю метилоранжа. Что Вы наблюдаете? 
Записываем уравнение реакции на доске 
Н2N – СН2 – СООН ↔ Н3N+ - СН2 – СОО- 


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

На столах задания: 1. Дать название


СН– СН – СН– СН2 – СООН

|

NH2

2. Составить формулу

γ – аминовалерьяновая кислота


3. С каким из перечисленных веществ не будет реагировать аминоуксусная кислота: а) Na; б) HNO3; в) СН4; г) LiOH. 
4. Способность некоторых веществ проявлять кислотные и основные свойства. 
5. Определить вещество «Х»

+ CI2 +NH3

СН– СН– СООН → Х → СН2 – СН2 – СООН

|

NH2


Ответы на доске:

1. 4 – аминопентановая кислота

γ β α

2. СН– СН – СН– СН2 – СООН

|

NH2

3. в) 
4. Амфотерность 
5. СН– СН2 – СООН

|

СI

Критерии, оценки (на доске) 

«5» - нет ошибок 

«4» - одна ошибка 

«3» - две ошибки 

Более двух ошибок Вам стоит постараться 



Д/З. Повторить. п.26.1.-26.2. Упр. 1,4,8 из задачника стр. 263-264

ДАТА и ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ:

Самоанализ урока. 

Тема: Аминокислоты 
1. Данный урок в курсе органической химии. Это второй урок в теме азотсодержащие органические соединения. Связан с темами карбоновые кислоты и амины, поэтому я опиралась на знания обучающихся по этим темам. Знания, полученные на этом занятии, необходимы будут при изучении последующей темы «Белки». Тип урока – изучение нового материала в форме ролевой игры (Презентация «Аминокислот»). (план для студентов известен)

2. Реальные учебные возможности данной группы – средние. Из 25 человек два проявляют повышенный интерес к химии, семь человек занимаются стабильно, усваивают хорошо учебный материал. Часть обучающихся особого интереса к химии не проявляет, но минимум учебного материала усваивают. При планировании данного урока я старалась учитывать реальные учебные возможности обучающихся: максимально были задействованы сильные дети, которые заранее изучили и подготовили соответствующий материал, проводили эксперимент исследовательского характера; всех остальных на протяжении урока старалась активизировать и включать в учебный процесс.

3. На данном уроке была поставлена цель:

систематизировать знания обучающихся о кислотах, аминах; дать представление об аминокислотах, познакомить со строением, амфотерными свойствами и применением аминокислот, биологическим значением.

Решались следующие задачи: 

обучающие

- показать значение аминокислот. Рассмотреть биологическую роль аминокислот;

- научить студентов записывать структурные формулы аминокислот, давать им названия;

- уметь доказывать химические свойства аминокислот, записывать уравнения реакций.



развивающие

- развивать умение обучающихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами;

- продолжить развитие навыков самообразования и самооценки;

- развивать познавательный интерес обучающихся, устанавливать межпредметные связи (с биологией);

- развивать практические навыки обучающихся. 

воспитательные

- воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение некоторых моментов роли аминокислот для жизнедеятельности человека;

- воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Старалась обеспечить взаимосвязь цели и задач. Одной их главных задач была задача, дать представление об аминокислотах решалась на уроке в первую очередь с учетом особенностей класса.

4. Выбранная структура, урока, по-моему, была рациональной для решения этих задач, рационально было распределено время, отведенное на все этапы урока, связи между этапами урока были логичны. Я старалась подводить итог после каждого этапа урока, каждого выступления студентов.

5. Я сделала главный акцент на химические свойства аминокислот (реакцию молекулярной конденсации с выделением воды и образованием амидной группировки я перенесла на следующий урок тема «Белки», с целью экономии времени т.к. на уроке рассматривалось большое количество материала валеологического характера), их биологическое значение, получение, строение. И, конечно, главным в уроке был исследовательский эксперимент, который, на мой взгляд, удался и лабораторные опыты. Во время урока я старалась выделить главное, существенное в теме, для чего использовала технические средства обучения.( Интерактивная доска)

6. Для раскрытия нового материала использовались следующие методы: опережающего обучения (сообщения студентов, предварительный исследовательский эксперимент), объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, для проведения лабораторных опытов использовался ПММ

Полумикрометод (ПММ) имеет ряд преимуществ: 
- экономия реактивов, горючего, воды, электричества, времени на уроках; 
-безопасность опытов и простота их выполнения; 
-меньшая утомляемость обучающихся, что связано с большей организованностью; 
-индивидуальность выполнения опытов; 
-портативность оборудования; 
- возможность работы без вытяжного шкафа и в сочетании с программированным обучением. 
Применение полумикрометода решает экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. 
Применение ПММ не только экономит реактивы и драгоценное время урока, но и дает представление о современном научном химическом эксперименте. 
Эти методы способствовали решению цели и задач урока.

7,8. Для решения основных задач урока использовала дифференцированный подход к обучающимся: более сильные студенты были привлечены к подготовке урока и ведению ролевой игры, а остальные в ходе урока выполняли соответствующие задания преподавателя, получили индивидуальные домашние задания.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся в конце урока в форме тестирования и самооценки . (Задания из ЕГЭ)

9. На уроке использовались возможности кабинета при проведении исследовательского эксперимента, лабораторной работы; также мультимедийные средства обучения, использованные на уроке, способствовали решению задач урока.

10. Работоспособность обучающихся была высокая за счет соответствующей активизации мыслительной деятельности, познавательной активности во время эксперимента, лабораторной работы, нестандартной формы урока.

11. Я считаю, что психологическая атмосфера на уроке была достаточно хорошая, обратная связь работала, студенты меня понимали и старались, в свою очередь, меня поддерживать.

12. Все поставленные задачи и цель урока, я считаю, выполнены.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!