СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТОЕ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ по теме «Конституция Российской Федерации - основной закон государства»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТОЕ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ по теме «Конституция Российской Федерации - основной закон государства»»

ОТКРЫТОЕ ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10 класса по теме

«Конституция Российской Федерации - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, 
а не допустить ада


Цели занятия:

  • Способствование формированию понимания важности Основного Закона государства, структуры и основных положений Конституции Российской Федерации;

  • Воспитание активной гражданской позиции и правового сознания

  • Формирование представления о важности соблюдения законов государства;

  • Формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры;

  • Развитие гражданско-правового образования подростков;

  • Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.




Основные смыслы: Конституция – это главный закон, в котором закреплены основные принципы организации нашего общества, базовые ценности народов Российской Федерации. В ней говорится о правах и обязанностях каждого, о справедливости и безопасности, о любви к семье и уважении к человеку труда.

Конституция является основой единства и целостности государства и залогом дальнейшего развития России и самореализации её граждан. И задача всех граждан России – чтить основной закон нашей страны и соблюдать его правила.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, жизнь, достоинство, права и свободы человека.



Рекомендуемая форма занятия: решение кейсов, занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

− видеоролик

− интерактивные задания,

− презентационные материалы.

Ход и содержание занятия



Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Наш разговор сегодня проходит в преддверии праздника, Дня Конституции, поэтому уже традиционно мы говорим о главном законе нашей страны. Конституции Российской Федерации в 2023 году исполняется 30 лет. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Что означает само слово «конституция»?

Почему это главный закон страны?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Верно, ребята, в переводе с латинского слово «constitutio» означает установление, устройство. То есть конституция — это закон, документ, определяющий, как устроено государство, его основные принципы. Именно поэтому Конституция — это основной закон страны, и чем лучше жители знают этот закон, тем более осознанными гражданами они являются.

Знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам..

        Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде  Советов.

     С начала 90-х годов прошлого века в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.

 Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

(Видеоролик «Конституция Российской федерации»)



Учитель. Давайте вспомним, какие основные положения, регулирующие жизнь людей и общества, в ней закреплены. Ответьте на несколько вопросов.

    1. Интерактивное задание «Главный закон страны»

  1. Конституция — нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Как вы объясните это положение?

      • Никакие законы не должны противоречить Конституции

      • Конституция создана в первую очередь для юристов

      • Конституция — это документ, в котором содержатся все законы страны

  1. Что, согласно Конституции, является высшей ценностью нашего государства?

      • Разные виды собственности

      • Человек, его права и свободы

      • Полномочия органов публичной власти

  1. В Конституции говорится, что Российская Федерация — социальное государство. Что это значит?

      • идеология нашей страны — социализм

      • власть в стране принадлежит социуму, то есть обществу

      • все члены общества имеют право на достойную жизнь

  1. В Конституции Президент назван «гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина». Что в данном случае означает слово «гарант»?

    • Президент отвечает за соблюдение Конституции, прав и свобод граждан

    • Президент гарантирует, что в Конституцию не будут вноситься изменения

    • Если кто-то нарушает Конституцию, граждане должны обращаться к Президенту

    • Президент имеет право принимать законы

  1. Кто является источником власти в Российской Федерации?

    • Многонациональный народ Российской Федерации или народ России

    • Президент Российской Федерации

    • Депутаты Государственной думы РФ

  1. Кому принадлежит идея создания единого свода законов Древнерусского государства «Русская правда», который заложил основы правовых норм российского государства?

      • Ярослав Мудрый

      • Владимир Святой

      • Ольга Святая

      • Рюрик

Учитель акцентирует внимание обучающихся, что основные принципы, которые были заложены в «Русской правде» Ярослава Мудрого, – это справедливость, милосердие и забота о людях. Они же отражены во многих статьях Конституции РФ, что свидетельствует о глубоких исторических корнях текста главного закона страны.





    1. Интересные факты о конституции России.

(Обучающимся было дано задание найти интересные факты об Конституции Российской Федерации)

  • Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей и девяти параграфов заключительных и переходных положений. За 90 лет в нашей стране поменялось пять разных конституций.

  • Удивительно, но в тексте Конституции РФ нет иноязычных выражений из политической лексики (например, «парламент», «импичмент», и даже «сенатор»).

  • Два экземпляра конституции побывали даже в космосе- на орбитальной станции «Мир» в 1999 году и на МКС в 2005. Кстати, в первый раз основной закон привезли на орбиту не просто как символ, а с практической целью. Космонавт Сергей Авдеев собирался получить юридическое образование и попросил текст документа, чтобы подготовиться. В общей сложности конституция за два раза пробыла в космосе 329 дней.

  • Предложенный на референдум текст конституции разрабатывали более тысячи авторов в общей сложности 3,5 года, или 42 месяца, или 168 недель. Примерно за месяц до голосования проект был подписан тогдашним президентом России Борисом Ельциным. Это случилось 8 ноября 1993 года, в 15 часов 15 минут, причём глава государства тоже внес в документ несколько правок. Спустя два дня окончательный текст был напечатан в крупнейших газетах страны, чтобы граждане заранее могли с ним ознакомиться.

  • Гарантом конституции и прописанных в ней положений является президент Российской Федерации. Кстати, текст присяги, который глава государства произносит на инаугурации, тоже записан в основном законе. И клянутся российские лидеры тоже на конституции- для этого существует специальный экземпляр с серебряным гербом.

Часть 2. Основная.

Учитель. Положения Конституции имеют самое прямое отношение к нашей повседневной жизни, и в первую очередь, это глава 2. «Права и свободы человека и гражданина». Сегодня о ней поговорим подробнее.

Ребята, напомните, какие права и свободы человека закрепляет Конституция?

Ответы обучающихся.

Учитель. Действительно, каждый имеет права, но так ли хорошо мы понимаем их суть? Давайте разберём на примерах.

Панельная дискуссия «Права и обязанности: ответственность в принятии решений»

КЕЙС 1. Проблемный вопрос: согласно социологическому опросу, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 60% людей полагают, что не знают полный список своих прав; однако более 80% тех же опрошенных людей считают, что они выполняют свои гражданские обязанности.

Учитель. Как вы думаете, с чем связана двойственность, выраженная в ответе: «своих прав не знаю, но обязанности соблюдаю»?

Могут ли обязанности существовать без прав и наоборот?

Ответы обучающихся, обсуждение.

(В ходе обсуждения важно прийти к выводу, что возникновение прав и свобод неизбежно ведёт к возникновению обязанностей, друг без друга они не могут существовать, соответственно, данные опроса свидетельствуют о том, что опрашиваемые не знают в полной мере ни своих прав, ни своих обязанностей.

Учитель. Посмотрите ещё на одни результаты опроса. Как они связаны с предыдущими данными опроса?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Теперь поработаем по группам.

(Учитель делит класс на 3–4 группы, раздаёт распечатанную Главу 2 Конституции Российской Федерации. Обучающиеся, получив задание кейса, обсуждают его и представляют ответ, педагог подводит итоги.

КЕЙС 2. Петя – ученик 7 класс, заявил родителям, что в школу ему ходить не обязательно. Аргументирует свою позицию п.1 статьи 43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование».

Петя считает, что право не является тем же самым, что и обязанность, «могу пользоваться – могу нет». Прав ли Петя?

Ответы представителей групп, общее обсуждение.

Учитель демонстрирует слайд презентации со ст.43 Конституции Российской Федерации.

Учитель, подводя итоги. Обратите внимание на п.4 Статьи 43. Основное общее образование обязательно – для всех граждан нашей страны. И у родителей есть обязанность – обеспечить получение образования своим детям.

Но Петя привёл в качестве аргумента п.1 той же статьи. Почему только один пункт статьи Конституции нельзя использовать вне контекста всей статьи?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, последовательность статей и пунктов в них имеет продуманную логику. Изменение слов или последовательности может привести к нарушению жизни всей страны!

Подумайте, что будет, если исключить из Конституции п.4 ст.43? Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Каждому гарантировано право на бесплатное образование, но при этом возникают различные обязанности. Например, у родителей, у самого государства – в обеспечении получения образования. У детей – соответственно, его получать!

КЕЙС 3. Маша пригласила участников своей музыкальной группы к себе в квартиру на репетицию в воскресенье, в 6 утра. Сегодня концерт, надо как следует подготовиться, а времени на неделе не было, все ребята учились, вечера были заняты. Репетиция в самом разгаре.

Пришла соседка с претензией, что шумно, а весь дом ещё спит, между ними состоялся диалог:

Маша: Имеем право! Конституция Российской Федерации в ст.44 (п.1) гарантирует свободу творчества!

Соседка: Конституция Российской Федерации в ст.37 (п.5) гарантирует право на отдых!

Кто из них прав?

Ответы представителей групп, общее обсуждение.

Учитель демонстрирует слайд презентации со ст.37 и 44 Конституции Российской Федерации.

Учитель, подводя итоги. И Маша, и соседка неверно интерпретируют положения статей Конституции.

В Конституции действительно есть статья – каждый имеет право на отдых (Статья 37. п.5.), но она имеет продолжение: «Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск», соответственно, относится к социальноэкономическим правам и поэтому в данной ситуации применяться не может, в то же время нарушение покоя граждан в определённые дни и часы запрещается административным кодексом.

Право на свободу творчества не может нарушать права и свободы других граждан, установленных как в Конституции, так и в других законодательных актах.

Методический комментарий: важно прийти с обучающимися к выводу, что безграничной свободы не может гарантировать ни одно государство, так как это приведёт к столкновению разнонаправленных интересов людей и многочисленным конфликтам. В свою очередь, гарантированность государством прав и свобод налагает на человека определённые обязанности, которые также закреплены в Основном законе страны.







Часть 3. Заключение.


Учитель. Ребята, подводя итоги нашего разговора, хочу спросить: что вы для себя узнали нового? Какие выводы сделали из нашего обсуждения? Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы теперь ответите на вопрос – почему нужно изучать Конституцию? Зачем человеку знать свои права и обязанности? Ответы обучающихся.

Учитель. Как соотносятся между собой права и обязанности?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, возвращаясь к теме сегодняшнего занятия – мы сегодня с вами убедились в том, что изучать, понимать и следовать Конституции очень важно. Вообще, знание Основного закона страны и других законов позволяет правильно выстраивать отношения с людьми во всех сферах жизни.

Помните, что согласно ей права и свободы принадлежат вам от рождения, все граждане равны перед законом. Знайте свои права, но при этом не забывайте и помните о своих обязанностях.





«Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.



Учитель. Глава нашего государства указал на то, что для России, как для государства-цивилизации, имеющего многовековую историю, Конституция имеет особое значение. «Это основной закон государства, акт прямого действия, обладающий высшим юридическим статусом и обеспечивающий базовые условия жизни граждан. В нём воплощены сила и потенциал государства и права, их ценностные основы», – напомнил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Как вы понимаете эти слова?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги занятия. Конституция, создавая условия для защиты прав и свобод каждого человека, а также гарантируя справедливость и равенство перед законом, является фундаментом развития нашего общества. Кроме того, Конституция может служить основой для разработки других законов и нормативных актов, которые направлены на улучшение жизни людей и развитие общества в целом.

Конституция – это не просто книга с правилами и не схема устройства государства, а настоящее соглашение, договорённости между народом и государством, определяющее уникальность и неповторимость России.

Тот, кто понимает и принимает основные принципы организации нашего общества, получает в нём гораздо больше возможностей раскрыть свой потенциал, стать востребованным, состояться в жизни.


Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Нет!

– Защищён ли человек законом?

– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?

– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

– Да!











А напоследок  хочется сказать,

                               Что Родина - это как вторая мать.

                               Ее не выбирают и не губят,

                               А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом- будьте патриотами!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!