СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: " Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: " Прочь с дороги все, что портит нашу речь!" 

Просмотр содержимого документа
«Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку на тему: " Прочь с дороги все, что портит нашу речь!"»





Внеклассное мероприятие

по русскому языку в 6 классе

«Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!».

Подготовила учитель русского языка и литературы Одикадзе Жужуна Владимировна.





Оформление: сцена, стол, стулья, перед сценой помещён плакат с высказыванием И. С. Тургенева о русском языке:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.С.Тургенев





Действующие лица:

Учитель,

Мать,

Катя (дочка)

Костя (одноклассник Кати),

Время, Имя прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать, КАК БЫ.

Открывается занавес. Небольшая комната. В ней стол, стулья. Девочка сидит и читает книгу, мать шьёт.



КАТЯ. Мамочка, сколько время? Ой, я опаздываю.

Быстро покушаю и побегу в школу.

МАТЬ. Доченька, обед стоит на плите.

КАТЯ. Борщ? Хорошо. Мясо я разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую.

(Режет мясо и ест.)



Костя. (Вбегает) Катя! Мы же опаздываем!

КАТЯ. Сейчас, сейчас. Вот только попью чай. (Быстро встаёт.) Мама, а у нас есть холодный кипяток? (Наливает из графина воду и пьёт). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

КОСТЯ. Одень … как бы … пальто.

МАТЬ. Да, Катенька, возьми лучше пальто.

КАТЯ. Хорошо, я одену пальто.



Катя и Костя уходят.

МАТЬ. Не могу понять, почему Катя и Костя да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и по русскому языку в школе хорошие отметки получают, а говорить по-русски не умеют.



На сцене появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК БЫ и говорят все хором.



-Мы по- ра-жа-ем-ся, мы у-ди-вля-ем-ся , мы воз-му-ща-ем-ся. Послушайте, что сказала Катя.

ВРЕМЯ. Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж - времени, а во-вторых, вопрос «сколько времени» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?», а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются!



ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Нет, имена существительные, уж если кому и тяжело приходится, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами, вот и получается «холодный кипяток». Ведь если кипяток остыл, он уже перестал быть кипятком, а стал кипячёной водой, и говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».

ПОЛОВИНА. Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина» и даже «третья половина». Очевидно, меня путают с существительным «часть», про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело! (Падает со стула.)

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Да, Половина, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как меня и моего брата Одеть так часто путают, что скоро мы и сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ - и где мой брат – ОДЕТЬ.

Одеть можно кого-то, одушевлённый предмет: одеть ребёнка; надеть на что-то или на кого-то: надеть кольцо на палец, надеть пальто. Помните, у Маршака «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». А всё же нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ. Если вас путают, то вас два брата и вы очень похожи, а я … меня литературный язык не допускает в первое лицо, и вместо «я кушаю», «мы кушаем» говорят: я ем, мы едим. И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребёнке можно сказать: он кушает, а в остальных случаях – он ест. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено. Помните как у Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне» сказано: «Кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обе».

КАК БЫ. Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно, но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.

МАТЬ. Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. К сожалению, нередко у учеников есть два русских языка; одним они пользуются на уроках и вообще, когда следят за собой, а другим – в разговоре со своими товарищами. Писатель Лев Успенский как-то рассказывал о своей встрече с двумя ребятами – близнецами. Побывав летом в деревне у бабушки, они «нахватали» множество слов, никому не известных в их городе. Почему? Потому что там, где они были, в окрестностях Пскова люди старшего поколения ещё говорят не на необыкновенном русском, общем для всех русских людей языке, а на своём, особом псковско-русском наречии. А оно иногда довольно сильно отличается от нашей речи. Наша страна очень велика, и в отдельных местностях можно услышать слова, выражения, отличные от нашей литературной речи. Это так называемые диалектизмы. Они понятны людям, живущим в данной местности, ими пользуются писатели для обрисовки людей, жизни именно той местности. Употребление же диалектизмов в нашей обыденной речи только засоряет её.

УЧИТЕЛЬ. А ещё бывает так, что люди щеголяют словечками, взятыми из языка различных специалистов. Употребление в речи всяких непривычных, мало кому известных слов и называется засорением языка.

МАТЬ. В разговоре же Кати и Кости мы видим ошибки из-за незнания грамматики, непонимания смысла слова и слова-сорняки, которыми люди часто заполняют паузы, когда не могут найти нужное слово.

УЧИТЕЛЬ. Так скажем же все хором: «Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!»

Занавес закрывается.

Перед занавесом читается отрывок из стихотворения (В.Масс и М.Червинский) «Как его зовут?»

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», « простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну , я пошёл… Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

Алёша, Петя, Ваня, Толя,

Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем

Но имя что? Ведь суть не в нём –

Вам этот школьник не знаком?



УЧИТЕЛЬ. Ребята, давайте постараемся отныне более тщательно следить за своим языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу увидите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь. Спасибо всем за участие в мероприятии.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!