СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие южного материка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с великими путешественниками и их открытиями. Давайте вспомним, что такое эпоха географических открытий и когда она началась?

 (Это период, изменивший представление человечества о Земле. Период с конца 15 века до первой половине 17 века)

Просмотр содержимого документа
«Тест»

Тема № 15: Открытие Южного материка.


  1. Испанский мореплаватель Луис Торрес:

а) нашёл неизвестную Южную землю;

б) открыл острова к югу от берегов Азии

в) первым из европейцев увидел кенгуру


2. Латинским выражение «Неизвестная Южная Земля» называли;

а) Южную Америку;

б) Америку

в) Австралию


3) Абель Тасман назвал Новой Голландией

а) Территорию Австралии

б) острова вдоль побережья Австралии

в) Часть территории Европы


4) Джеймс Кук был:

а) моряком;

б) математиком

в) торговцем


5) Часть открытий Австралии принадлежит Джеймсу Куку, потому что

а) голландцы держали в тайне открытие материка;

б) Джеймсу Куку вступил первым на территорию материка

в) Джеймсу Куку первым составили карту материка


6) Название животного кенгуру на языке аборигенов Австралии означает

а) длиннохвостое

б) «не понимаю»

в) «не знаю»


7) Название материк Австралия в переводе на русский язык означает

а) Неизвестный

б) маленький

в) Южный

8) Выберите верные высказывания характеризующие эпоху Великих географических открытий.

а) расширились представления европейцев о поверхности Земли

б) началось освоение Антарктиды

в) впервые мореплаватели обогнули земной шар


9) Расставьте путешествия в хронологической последовательности.

а) путешествие Джеймса Кука

б) путешествие Абеля Тасмана

в) путешествие Луиса Торреса

Ответы:

1.Б

2.В

3.А

4.А

5.А

6.Б

7.А

8.В

9.ВБА



Просмотр содержимого документа
«57932040330»



Тема урока: Открытие Южного материка

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Планируемые образовательные результаты: в результате педагогического взаимодействия, на уроке обучающиеся узнают,  какой материк называют Неизвестная Южная Земля, почему Австралию долгое время оставалась неизвестной землей, кто открыл Австралию и почему кенгуру так назвали.

 Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, Остров Ява, Земля Мери, Земля Ван – Димен, Земля Мери Ван – Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.

Метапредметные образовательные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал планировать свою деятельность под руководством учителя.

Регулятивные образовательные результаты: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные образовательные результаты: Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно

Личностные образовательные результаты: определять роль результатов выдающихся географических открытий, вырабатывать в себе лучшие человеческие качества. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Решаемые учебные познавательные задачи: почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель? Почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Д.Кук?

Основные понятия, изучаемые на уроке: неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, Остров Ява, Земля Мери, Земля Ван – Димен, Земля Мери Ван – Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия.  

Практическая работа:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

                              Организационная структура урока.

     Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение  трех лиц: веселое, нейтральное и грустное,

а у вас на столах лучики. Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыкапока дети прикрепляют свои лучики)

Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Этап актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с великими путешественниками и их открытиями. Давайте вспомним, что такое эпоха географических открытий и когда она началась?

 (Это период, изменивший представление человечества о Земле. Период с конца 15 века до первой половине 17 века)

Спасибо! Молодцы! А теперь давайте вспомним имена, каких путешественников данной эпохи вам известны и в чем их заслуга? (примерные ответы обучающихся: Ф. Магеллан – кругосветное путешествие; Х. Колумб – открыл Америку и т.д.) Хорошо!

2. Этап планирования

 Действительно, эпоха Великих географических открытий расширила представления европейцев о поверхности Земли. Был проложен морской путь в Азию, причём не один. На карте мира с большими подробностями были нанесены очертания Африки. Открыты и начали осваиваться Северная и Южная Америка. Впервые мореплаватели обогнули земной шар. Используя рис.42 учебника на стр. 76 назовите известные географические объекты того времени?( Новая Гвинея, Тихое море, Эфиопский океан и т. д.) 

- Сейчас, я вам предлагаю нанести на контурную карту географические объекты, которые мы уже знаем.

 (Тихий океан, Средиземное море, Атлантический океан, Центральная Америка, Япония, Магелланов пролив, Южная Америка, Индийский океан, Черное море, Индия, Португалия, Карибское море, Африка, Северная Америка)- дети на контурную карту наклеивают объекты, которые выбрали.

Спасибо! Вы справились с этим заданием, но на карте оставались места, где никто ещё не побывал. Эту землю, о которой мы сегодня будем говорить, искали испанцы, голландцы, англичане.

Ребята, давайте еще раз обратимся к  рис.42 и скажите, о каком материке сегодня пойдет речь на уроке. Как вы думаете? (Южная Земля) Правильно! А что это за материк южная Земля, у нас есть на карте такой материк? (обратимся к карте атласа стр. 32-33) Ответы детей

фильм 1.(посмотрите, пожалуйста, немного об этой земле на экране)

- О каком материке мы свами будем говорить. Как будет звучать наша тема? Слайд 1

- Как вы думаете, что мы должны узнать об этом материке. Слайд 2

План

1.Что такое Неизвестная Южная Земля.

2. Почему Австралия долгое время оставалась неизвестной Землей.

3. Кто открыл Австралию.

4. Почему кенгуру так назвали.

Давно существовала легенда о Южном материке. Ему даже придумали название — Terra Australis Incognita (рис. 42). Слайд 3  как вы думаете , что означают эти слова. В переводе это латинское выражение означает — Неизвестная Южная ЗемляTerra – Земля, Australis – Южная, Incognita – Неизвестная. И  мы начинаем свами очередной раз  путешествие по неизвестной земле. Но фиксировать наши наблюдения мы будем в своих тетрадях.

Открыли тетради. Первую запись, которую мы сделаем в наших тетрадях: напишем тему урока (на доске), число, начертили таблицу. Слайд 4  

Первыми, кто отправились на поиски Неизвестной Южной Земли испанцы, но их путешествие было неудачно. Слайд 5  Мореплаватель Луис Торрес прошёл на своём корабле всего в нескольких километрах от нового материка, но в тумане не заметил его. И всё же достижения испанских моряков были велики. Торрес прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Пролив назван в его честь – Торресов. Они открыли множество крупных островов, расположенных к югу от берегов Азии.

Кого запишем первым в нашу таблицу? (испанец Луис Торрес) Записываем в тетрадь испанца и его открытия. Работаем над текстом дальше, стр. 76 учебника (обучающиеся читают абзац вслух). Слайд 6

Кто подключился к поискам нового материка (голландцы).Слайд 7 Запишите в тетрадь имя и фамилию путешественника, какие земли были им открыты. Слайд 8. , 9 Карта (работа с контурными картами)

-Открыли контурные карты на стр. 6-7 и отмечаем вместе со мной путь Абеля Тасмана.

Длительное время открытие нового материка оставалось тайной

3.Этап постановка познавательных задач.

Как вы думаете, почему голландцы скрыли открытия новых земель

(высказывание учащихся). Найдите в тексте учебника ответ (Голландия хотела единолично владеть материком и его богатствами) на поставленный вопрос и сравните со своими предположениями (обсуждение). Продолжим наше путешествие, и узнаем имя следующего путешественника, которого заинтересовал новый материк.

Читаем текст учебника на стр. 76. Итак, кому досталась слава открытия нового материка (Джемс Кук). Что мы запишем в дневник (ребята обсуждают, делают соответствующие записи в тетради)

Постановка познавательной задачи: почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Д. Кук? Слайд 10(обучающиеся высказывают свою точку зрения). Опытный моряк, великолепно

знавший морское дело, отличный математик, картограф, астроном, неплохой писатель и художник — и всё это один человек — капитан Джеймс Кук. 

   Кругосветное плавание Кука произошло это в 1768 году, имело не одну цель. Первая цель была астрономическая. Необходимо было провести наблюдение за очень редким астрономическим явлением, которое можно было наблюдать только в южной части Тихого океана. Вторая цель — поиски Неизвестной Южной ЗемлиСлайд 11 Не забывайте, что о голландских открытиях никто ничего не знал. Джеймс Кук великолепно справился с этими задачами. Он прошёл вдоль восточного берега неизвестного материка, убедился, что это не отдельные группы островов, а именно материкОтмечаем на контурной карте  Кук высадился на нём и объявил его собственностью Великобритании. Так Джеймс Кук открыл Австралию. Слайд 12

- У вас на столах лежат листочки, вы должны узнать, кого увидел Джеймс Кук  на материке. (Дополните утверждение) Слайд 13

4. Этап. Учебные действия по реализации плана. Слайд 14

1. Как называли неизвестную Южную Землю на разных этапах открытия? (Новая Голландия, Australis т.е. Южный, Австралия).

2. По какой причине  Австралия долгое время оставалась неизвестной Землей. Голландские мореплаватели, желая владеть им единолично, скрыли это открытие.

3. Кому  досталась слава открытия нового материка. Джеймсу Куку, высадившемуся на его берегах во время своей первой кругосветной экспедиции.

4. Каких необычных животных увидел Д. Кук на материке? (кенгуру). Что вы знаете об этих животных? Эти животные считаются символом Австралии  фильм о кенгуру (можно заслушать сообщение учащихся, просмотреть презентацию) 

Спасибо большое  за ваши ответы. Посмотрите, на ваших листочках есть тестовое задание. Ручкой выполняем на листочках. Слайд 16

Самопроверка. Выставление отметок. Слайд 17

Спасибо за выполненную работу. Ребята, мы с вами начинали урок с лиц настроения и заканчиваем деревом чувств. Выберите яблоки и повести их на дерево.

5. Этап Рефлексия.

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки. Напомните, какому настроению соответствует какой цвет:

  • красный - радостное, теплое

  • желтый - светлое, приятное;

  • зеленый – спокойное;

  • синий - неудовлетворенное, грустное;

6. Этап Домашнее задание. §15 Открытие Южного материка

1. Вопросы стр. 79 (сложные вопросы)

2. Задание на листочках «Картографический практикум»

 ( первое или второе задание по выбору)



Просмотр содержимого презентации
«Открытие Южного материка»

Вспомните:

Вспомните:

  • 1. Что такое эпоха Великих географических открытий?
  • 2. Имена каких путешественников эпохи Великих географических открытий вам известны?
  • 3. Какие материки были известны европейцам после плавания Фернана Магеллана?
Открытие Южного материка Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель?

Открытие Южного материка

Почему мореплаватели часто скрывали открытие новых земель?

Вы узнаете:

Вы узнаете:

  • 1. Что такое Неизвестная Южная Земля.
  • 2. О причинах путешествий испанских, голландских и английских мореплавателей направленных на открытие Австралии.
  • 3. Об экспедиции Абеля Тасмана.
  • 4. Об экспедиции Джеймса Кука.
Неизвестная Южная Земля

Неизвестная Южная Земля

  • Всеми античными географами признавалось, что значительную или даже наибольшую часть южного полушария занимает гипотетическая суша. Позднее за этим Южным континентом утвердилось название «Terra Australis». Эта гипотеза, возникшая по крайней мере во II веке до н. э., держалась около 2 тысяч лет, до последней четверти XVI века.
Португальские открытия

Португальские открытия

  • После открытия португальским мореплавателем Васко да Гама в 1498 году морского пути вокруг Африки в Индию, португальцы убедились в том, что торговля только с Индией не удовлетворит их. В 1512 году португальцы добрались до Молуккских островов. Одновременно с укреплением своих позиций на Молукках португальцы предприняли плавания в поисках мифических «Островов золота». Одно из них в 1522 г. завершилось первым посещением северо-западного побережья Австралии. Лавры первооткрывателя отдают Криштовану де Мендонсе . Никаких подробностей плавания не сохранилось.
  • Португальцы нанесли открытые ими участки побережья на свои засекреченные карты. Очевидно, португальские суда до 1540 г. иногда подходили к северному и северо-восточному берегам Австралии.
Испанские открытия  Луис Торрес

Испанские открытия Луис Торрес

  • В декабре 1605 г. с западного побережья Южной Америки из Кальяо (Перу) двинулась на запад через Тихий океан к Филиппинам испанская экспедиция, с надеждой найти мифический южный материк.
  • Командиром одного из трёх кораблей был Луис Ваэс Торрес.
  • В своём отчёте Торрес сообщает, что он шёл вдоль южного берега Новой Гвинеи 300 лиг (около 1800 км), затем «из-за мелей и сильных течений отошел от берега и повернул на юго-запад.
  • Испанское правительство держало это великое открытие, как и многие другие, под строжайшим секретом.
Голландские открытия  Виллем Янсзон

Голландские открытия Виллем Янсзон

  • Первые известия об открытии голландцами Австралии относятся к попытке обследовать южное побережье Новой Гвинеи.
  • С этой целью в конце 1605 г. из Бантама (Западная Ява) на небольшом корабле (пинассе) «Дейфкен» («Голубок») Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчеством Янц. Когда «Голубок» пересек центральную часть Арафурского моря в юго-восточном направлении, моряки неожиданно наткнулись на какую-то землю. Это был западный берег полуострова Кейп-Йорк.
Голландские открытия  Виллем Янсзон

Голландские открытия Виллем Янсзон

  • Немного севернее современного города Уэйпа, голландцы произвели первую документально доказанную высадку европейцев на Австралийском континенте.
  • Затем «Голубок» направился на юг вдоль плоского пустынного берега, но 6 июня 1606 г. от мыса Кервер «Поворот», у 13°50' ю.ш. почему-то развернулся на север, хотя, как убедился Янц, берег тянулся и далее к югу. В заливе Альбатрос голландцы впервые столкнулись с австралийскими аборигенами — с обеих сторон погибло несколько человек. Продолжая движение к северу, моряки проследили около 350 км побережья полуострова Кейп-Йорк, названный Янцем Новой Гвинеей.
Голландские открытия  Виллем Янсзон

Голландские открытия Виллем Янсзон

  • Участник экспедиции Ян Лодевейк Россенгин нанёс обнаруженную землю на точную карту, дошедшую до наших дней. Далее к северу, уже в Торресовом проливе, о существовании которого голландцы, вероятно, и не подозревали, они открыли ряд островков и миновали рифы, отмеченные на карте как «страшные».
Голландские открытия

Голландские открытия

  • Западный берег Австралии был открыт 25 октября 1616 капитаном Дирком Хартогом (судно «Согласие», 800 т), приставшим к нему у 25°30' ю.ш. и проследившим его на протяжении около 300 км. В 1619 Фредерик де Хаутман подошёл к побережью южнее современного Перта под 32°30' и прошёл вдоль него на север, правда, не следуя постоянно вдоль изрезанного бухтами побережья.
  • Экспедиция Яна Карстенса и Вилля ван Колстера в 1623 на кораблях «Пера» и «Арнем», идя от Новой Гвинеи к югу, зашла в большой залив, берег которого был ими осмотрен при отыскивании годной для питья воды. По имени одного из этих кораблей получил своё название полуостров Арнем-Ленд, залив получил название Карпентария.
Голландские открытия  Абель Тасман

Голландские открытия Абель Тасман

  • В 1642 генерал-штатгальтер Ван-Димен отправил небольшую экспедицию (110 человек) на двух судах «Хескерк» (120 т) и «Зехан», поставив во главе её наиболее предприимчивого мореплавателя того времени, Абеля Тасмана. Тасман должен был попытаться обнаружить на возможно высоких широтах для исследования Южный материк, обогнув с юга Новую Голландию, как были названы открытые голландцами берега.
Голландские открытия  Абель Тасман

Голландские открытия Абель Тасман

  • 24 ноября 1642 г. Тасман открыл высокий западный берег земли названной им Землей Ван-Димена (теперь Тасмания). Тасман двинулся вдоль южного выступа и нашёл большой залив (Сторм). Высадившиеся для пополнения запасов продовольствия и воды моряки были поражены высотой и мощью деревьев — европейцы впервые познакомились с эвкалиптами. Проследив 700 км береговой линии новооткрытой земли и увидев, что она протягивается на северо-восток, Тасман решил продолжить плавание на восток, воспользовавшись тем, что ветер постоянно дул с запада, так и не узнав, остров он открыл или полуостров.
Вопросы на репродукцию знаний:

Вопросы на репродукцию знаний:

  • 1. В чем состоит заслуга испанских моряков в поисках Южного материка?
  • 2. Как голландцы назвали новый материк?
  • 3. Почему длительное время открытие нового материка оставалось тайной?
  • 4. Какие цели ставились перед кругосветным плаванием под руководством Джеймса Кука?
  • 5. Каких необычных животных увидел Джеймс Кук на новом материке?
  • 6. Откуда происходит название «кенгуру»?
Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний:

Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний:

  • 1. Что означает в названиях географических объектов слово «земля»?
  • 2. Какие выгоды хотели получить голландцы от тайного владения новым материком?
  • 3. Почему для английского кругосветного плавания на должность капитана был выбран Джеймс Кук?
  • 4. Почему англичане назвали новый материк Австралией?
  • 5. Почему первооткрывателем Австралии считают Джеймса Кука?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • §15 (стр. 75-79)
  • Рабочая тетрадь стр. 54-58


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!