СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытия русских путешественников

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытия русских путешественников»

Ф.И.О. Колесникова Марина Валерьевна

Предмет: география

Класс:5

Тип урока: общеметодологической направленности


Технологическая карта изучения темы


Тема

Открытия русских путешественников.

Цели


Образовательная: познакомить учащихся с путешествиями и открытиями русских землепроходцев.

Развивающая: создание условий для формирования умений работать с картами атласа.

Воспитательная: реализация творческого потенциала в учебной деятельности.

Задачи

Образовательные: продолжить формирование умения работать с картой атласа в процессе самостоятельной и групповой работы учащихся.

Развивающие: продолжить развитие навыков по работе с различными источниками географических знаний (атласами); развивать навыки умения логически мыслить и делать выводы.

Воспитательные: составлять описание исследуемых территорий географами – путешественниками.

УУД


Личностные УУД: оценивать конкретные географические ситуации, опираясь на полученные знания; Регулятивные УУД: учиться ставить цели урока, планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Планируемый результат

Предметные: научиться составлять рассказ о великих русских путешественниках.

Метапредметные:

Коммуникативные: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Личностные: воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Основные понятия

-

Межпредметные связи

история

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

География. Начальный курс. 5 кл.: учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015. – 140 с.

атласы, портреты русских путешественников, демонстрационная компьютерная техника.

презентация урока, раздаточный материал.

Организация пространства

Групповая работа, индивидуальная работа

Технология

ИКТ


Организационная структура урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания)

Подготовить к уроку рабочее место, настроиться на предстоящую работу


Личностные:

самоопределение


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)


Наша страна Россия – самая большая в мире, её площадь составляет более 17 млн. км², она занимает значительные территории в двух частях света - Европе и Азии.

Её омывают моря трёх океанов – Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого.

Несколько поколений отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России и других стран.


Подводящий диалог и определение учащимися темы урока – «Открытия русских путешественников».

  1. Ребята, а что вы знаете о русских путешественниках?

Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

(Организует совместное

определение темы урока с детьми. Совместное целеполагание.)

(Слайд 1 – тема урока)

Отвечают на вопросы. Делают выводы. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель.










Записывают тему в тетрадь.

Знание темы «Символы государства»


Личностные:

умение вести диалог.

Коммуникативные:

учитывать мнения своих одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей.

III. Актуализация знаний (6 мин)

Предлагаю вам вспомнить о каких географах- путешественниках шла речь на предыдущем уроке. Выполните задание: прочитав текст, определите о каком географе-путешественнике идёт речь. Приложение 1


Ответы: 1.4 2. 1 3. 2 4. 3 5. 5


(Критерии оценивания:

«5» - всё выполнено правильно;

«4» - 1 неверный ответ;

«3» - имеется 3 ошибки;

«2» - имеется более 3Х ошибок) (Слайд 3)

Определяют, о каких географах-путешественниках идёт речь. Обмениваются листочками и проверяют задание с выставлением отметок.

Знание темы:

«Важнейшие географические открытия»

Личностные:

мотивация на выполнение задания.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; умение работать в парах.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

III. Изучение нового

(10 мин)



Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в форме организации путешествия по маршрутным листам в соответствии с содержанием темы урока.

Всего было определено 4 маршрута:

  • Маршрут № 1. «Путешествия поморов и новгородцев на север Европы и Азии».

  • Маршрут № 2. «Хождение за три моря».

  • Маршрут № 3. Путешествия русских землепроходцев в 17 веке

  • Маршрут № 4. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь.

Учитель создает игровую ситуацию – каждая экспедиция работает с документами, материалы которых были испорчены в архивах. Задача группы - восстановить тексты исторических документов и фрагменты карт путешественников (приложение 2. Маршрутные листы).

По ходу работы групп учитель направляет учащихся.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.

Учащиеся читают текст учебника и делают соответствующие записи в тетради.











Участвуют в физкультминутке

Формирование понятия: агроклиматические ресурсы.


Личностные:

развивать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Познавательные:

работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные:

умение действовать последовательно

V. Закрепление нового

( мин)

.

Предлагаю вам провести отчёт о проделанной работе в группах. (Слайд 4 - 8)


Рассказывают о вкладе географов-путешественников в изучение территории России.








Воспроизводство информации по теме: «Открытия русских путешественников».

Познавательные:

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: анализируют информацию и применяют в новой ситуации.

VI. Контролирующее задание

(14 мин)


Практическая работа № 1 «Работа с контурной картой, учебником, диском»

На контурной карте отметьте географические объекты, о которых шла речь на уроке.

Работают с контурной картой.

Воспроизводство информации по теме: «Географическая широта»

Личностные:

личностное понятие потребности в географических знаниях.

Коммуникативные:

умение слушать своих одноклассников.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)






  • - Я узнал…

  • Я научился…

  • Я хотел бы узнать…

  • На уроке я работал…

  • Я заслуживаю оценку… и т.д.


Слайд (9)

Отвечают на вопросы и оценивают свою работу на уроке.









Личностные: анализируют эмоциональное состояние.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные

:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

самооценка, саморегуляция.

VIII. Коррекция

(2 мин)

Домашнее задание:

  1. п. 7

  2. Приготовить презентацию о 10 путешественниках (Слайд 10)

Задание записывают в дневник





Приложение 1


Определите, о каком путешественнике идёт речь.

  1. Этот португальский мореплаватель обогнул с юга материк Южную Америку, первым из европейцев проплыл по Тихому океану. Его экспедиция совершила первое кругосветное плавание.

  2. Выходец из Генуи в попытке открыть западный путь в Азию достиг новых земель. Совершив четыре плавания к вновь открытым землям, до конца своей жизни не знал, что открыл новую часть света, которая впоследствии получила имя другого путешественника, догадавшегося, что открытые земли не имеют отношения к Азии.

  3. Русские моряки, которые в 1820 году открыли новый, самый южный и холодный материк.

  4. Английский мореплаватель, который изучил восточное побережье нового материка и доказал, что вновь открытая земля – не выступ Южной неведомой земли, а самостоятельный материк.

  5. Голландский мореплаватель, который открыл Австралию, но полагал, что это часть Новой Гвинеи.


Ответы:


  1. Христофор Колумб 2. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П Лазарев 3. Джеймс Кук 4. Фернан Магеллан

5. Виллем Янсзон





Приложение 1.


Маршрут № 1. «Путешествия поморов и новгородцев на север Европы и Азии»

Ф.И. ________________________________________________класс_______


Задание 1. Восстановите текст исторического документа.

Первыми исследователями севера Европы и Азии к 12 веку были …………………………………. Они плавали на остров ………………………………. Освоили северные берега европейской части России от ………………………………. полуострова до бассейна реки ………………………………

Суровый климат Русского Севера не благоприятствовал разви­тию земледелия, поэтому основными занятиями населения были здесь рыбная ловля, промысел морского зверя, охота. Старинная поморская пословица «Море — наше поле» хорошо отражает эту действительность. Жителей Русского Севера, которые рыбачили в ……………………………….. и ………………………………….морях называли …………………………………………………..Они были прекрасными ………………………………и первыми посетили острова …………………………………. и …………………………………





5

4

2

1

3

З адание 2. Назовите объекты путешествий поморов и новгородцев, обозначенных на контурной карте. При выполнении задания пользуйтесь атласом.

Маршрут № 2. «Хождение за три моря»

Ф.И. ________________________________________________класс_______


Задание 1. Восстановите текст исторического документа.

Во второй половине ……века тверской купец ………………………………………….совершил путешествие в ……………………., которое продолжалось ………………………... Он изучал …………………..страны, ……………. , …………, ……. её народов и другие особенности. Свои впечатления он описал в книге «…………………………………………».



Задание 2. Внимательно изучите карту (рис.29, стр.35 учебника) и выполните следующие задания:

  1. Запишите маршрут следования путешественника:

Тверь………………………………, А…………………………, Д……………………………., К……………., О……………………, М………………………, К……………………………………, П…………………, М………………………,О……………………,К……………….., Т……………………….., К…………….., К………………., Смоленск.

  1. Какие три моря пересёк Афанасий Никитин……………………………., ……………………….,…………………………………………………………………………………






















Маршрут № 3. Путешествия русских землепроходцев в 17 веке

Ф.И. ________________________________________________класс_______


Задание 1. Восстановите текст исторического документа.

В ……….веке…………………………………………..организовали большой поход в Западную ………..

Много сведений сохранилось о походе казака…………………………………………………………………, который погиб на берегу реки………………….. при столкновении с татарским ханом ……………………………, но он отрыл русский путь в ………………………….До середины ………………века русские землепроходцы пересекли всю ………………от реки…………………….до……………………………….океана.

Летом…………………года казак …………………………………….. на …………………………………судах вышел из устья реки …………………………………к устью реки………………………… на поиски …………………………………….Через ……………………месяца измученные путешественники обогнули мыс, который потомки назовут…………………….. и открыли пролив между ……………….и …………………….



Задание 2. Внимательно изучите карту (рис.30, стр.36 учебника) и выполните следующие задания:

  1. Кто первым побывал на Камчатке…………………………

  2. Кто исследовал берега реки Амур…………………………

  3. Кто первым дошел до берега Охотского моря…………..

  4. Открыл пролив между Европой и Азией………………………………………






















Маршрут № 4. Первая исследовательская экспедиция в Сибирь.

Ф.И. ________________________________________________класс_______


Задание 1. Восстановите текст исторического документа.

Возглавил экспедицию в Сибирь организованную Петром I датский офицер, состоящий на службе в ……………………………... Задачами экспедиции были: составление ……………......., поиск новых торговых путей в …………………. и ………….. В ходе первой Камчатской экспедиции в ……………..году экспедиция прошла от …………..до………………………..и описала пролив, который сейчас называется…………………….

В июле………………из порта…………………… вышли ………………корабля под командованием………………………..и …………………… В ходе экспедиции были открыты ………………. и…………………..острова. На обратном пути корабли попали в шторм, моряки зимовали на неизвестном острове, многие моряки и сам ……………………………….погибли. Эта экспедиция длилась почти …………….лет и вошла в историю под названием ……………………………………………………………………………………………………………


Задание 2. Назовите объекты путешествий, обозначенных на контурной карте. При выполнении задания пользуйтесь атласом.




Скачать

© 2021, 334 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!