СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытие "явление продуцирования моделей поведения в спорте"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сделаное первое открытие в теории спорта

Просмотр содержимого документа
«Открытие "явление продуцирования моделей поведения в спорте"»


ОТКРЫТИЕ «ЯВЛЕНИЕ ПРОДУЦИРОВАНИЯ

МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТЕ»


Есть многое на свете, друг Горацио,

что и не снилось нашим мудрецам.

Уильям Шекспир



Вводная часть

Открытие относится к теории спорта.


Постановка проблемы

Теория спорта – это незрелая наука. Атрибутом зрелой науки являются научные продукты: методики, теории, направления в науке, открытия, научная революция. Даже в дипломатии есть научные открытия, а в теории спорта их нет. Это слабость, недостаток теории спорта, который следует устранить. Мы являемся свидетелями невиданного экономического прогресса, ставшего следствием научных открытий и изобретений в естественных науках. Зададимся глубоким вопросом, какие изменения нужно произвести в спорте, чтобы обеспечить прорыв?


Определение понятия физической культуры и понятия спорта

Термин «спорт» известен, но это вовсе не означает, что известно само явление. Существующие определения спорта – не более, чем рабочие гипотезы. Науке не известно определение понятия спорта, не известно, чем характеризуется спорт, не известна сущность спорта, не известны условия, при которых наблюдается спорт, не известны движущие силы спорта. С определением понятия «спорт» царит путаница, произвол и неразбериха. О непонимании спорта свидетельствует множество разноречивых определений, описанных в литературе. Приведу лишь некоторые:

- Спорт – организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей.

- Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

- Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического и интеллекту­ального развития, имеющего целью достижение высо­ких результатов в соревнованиях;

- Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются возможности человека.

- Спорт – система организа­ции, подготовки и проведения соревнований.

- Спорт – соревновательная деятельность специфической формы.

- Спорт представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Я хочу бросить упрёк авторам, давшим свои собственные определения спорту. С точки зрения логики один и тот же предмет – спорт – не может быть одновременно и организованной по определённым правилам деятельностью, и составной частью физической культуры, и средством и методом физического воспитания, и соревновательной деятельностью. Все приведенные определения спорта являются ложными. Ложные определения спорта стали следствием путаницы в умах исследователей и произвола в составлении определения понятия спорта.

Еще Декарт говорил: «Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Давайте же осмыслим и переосмыслим понятие спорта, да и саму проблему спорта. Приведенные выше определения спорта вступают в противоречие с требованиями, предъявляемым к составлению формулы явления. Такие требования записаны в инструкции МААНОИ (Международной Академии Авторов Открытий и Изобретений). Структура формулы явления включает характеристику явления, отражение причинно-следственной связи и описание условий, при которых наблюдается явление спорта. Итак, понятие спорта осталось без определения. Определение (дефиниция) – логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Характеристика спорта. Наблюдается двигательная активность человека с предметом, или без предмета. Предмет может быть и неодушевлённым и одушевлённым (конь).

Причинно-следственная связь спорта. Спорт аналогичен изобретательству. Есть разные виды изобретений и разные виды спорта. Изобретатель тогда получит патент на изобретение, когда укажет технический эффект. Аналогично, каждый вид спорта характеризуется специфическим спортивным эффектом: забить гол в ворота, перепрыгнуть через планку на высоте, нанести укол рапирой, поднять штангу на высоту, забросить мяч в кольцо на высоте, прыгнуть на лыжах с трамплина и т.п. Ради спортивного эффекта затевается соревнование. Именно, спортивный эффект обусловливает спорт. В логике нельзя определять предмет через себя, нельзя определять спорт через спортивный эффект. Поэтому назовём его спецэффектом. Итак, первой причиной, обусловливающей спорт, является спецэффект. Другой причиной, обусловливающей спорт, является определённая цель. Так, драка на кулаках не является видом спорта, не тождественна боксу. У неё цель - наказать обидчика, отомстить врагу.

Условия, при которых наблюдается спорт. Таким условием являются объекты-под-открытым небом (стадион, велотрек, теннисный корт, футбольное поле, хоккейная площадка, горнолыжная трасса, лыжный трамплин, ипподром, гребной канал и т. п.) и объекты-в-зданиях (спортзал, арена, бассейн, помост, ринг, каток, манеж, стрелковый тир и т. п.)

Впервые в мире мной сформулировано определение понятия спорта, истинно отражающее сущность

Спорт это двигательная активность человека с предметом, или без него, происходящая в объектах-под-открытым небом или в объектах-в-зданиях, обусловленная спецэффектом и определёнными целями.

О непонимании физической культуры свидетельствует множество разноречивых определений, описанных в литературе. Приведу лишь некоторые:

- Физическая культура  – система спортивной деятельности, направленная на гармоничное развитие духовных и физических сил человека.

- Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. 

- Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

- Физическая культура – область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре) нормами.

- Физическая культура – это совершенствование и укрепление человеческого тела с помощью активных движений и действий. 

- Физическая культура – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма.

- Физическая культура – это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Я хочу бросить упрёк авторам, давшим свои собственные определения физкультуре. С точки зрения логики один и тот же предмет – физкультура – не может быть одновременно и

системой спортивной деятельности, и сферой социальной деятельности, и частью культуры, и это совершенствованием и укреплением человеческого тела, и элементом культуры личности, и совокупностью достижений общества. Все приведенные определения физкультуры являются ложными. Ложные определения физкультуры стали следствием путаницы в умах исследователей и произвола в составлении определения физкультуры. Физическая культура является родоначальницей спорта. Впервые в мире мной сформулировано определение понятия физической культуры, истинно отражающее сущность.

Физическая культура это множество многократных упражнений, производимых человеком руками, ногами, с предметом, или без него, происходящих на площадке, на природе или в любом помещении, обусловленных целью укрепления здоровья.


Предшественники

Большим свинством с моей стороны было бы затаптывание тропы, которую проложили предшественники. К открытию они шли ощупью с разных сторон и с разной степенью успеха.  Мэтт Джарвис сделал акцент на теорию социального научения. Фенев В.Э., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В., Шлемова М.В. сделали акцент на роль тренера. Тарусова Н. Ю. сделала акцент на спортивную этику. Иванов С. сделал акцент на психологические модели поведения спортсменов.

Мяконьков В. Б. и Копылова Т. В. предложили комплексный подход к формированию модели потребительского поведения в спорте. Кабанов Д. Ю. представил типовые модели поведения теннисиста. Представленные труды схватывают какие-то отличительные фрагменты проблемы моделей поведения в спорте, но подлинной глубины здесь нет.


Сущность открытия

Типология спорта

Первоначально нерасчленённый спорт предстаёт в многообразии видов и типов спорта. Типология спорта – это классификация. Формальная логика требует соблюдение правила одного основания. Основанием для представленной типологии спорта является руководящий принцип. Можно выделить четыре типа спорта: соперничество, презентацию, прибыль, обман.

1. Соперничество, конкуренция является руководящим принципом спортивного соревнования. Сюда относятся массовый спорт, спорт высших достижений, детско-юношеский спорт.

2. Презентация является руководящим принципом показательного выступления.

3. Прибыль является руководящим принципом профессионально-коммерческого спорта и любительско-коммерческого спорта.

4. Обман является руководящим принципом договорного матча. Обман также является руководящим принципом употребления допинга.


Спортивная модель поведения

Стратегия и тактика – это воздух спорта. Обратимся к тактике. Каждый спортсмен, каждый тренер тщательно продумывает тактику. В спорте тактик бесчисленное множество. При внимательном рассмотрении выявляется, что тактика представляет собой модель поведения спортсмена. Спортивная модель поведения не осознаётся. Соревнование подобно двуликому богу Янусу. С одной стороны, ему присуща тактика, с другой стороны, модель поведения. Между ними существует диалектическое единство: тактика является оборотной стороной медали – модели поведения. В зависимости от мотивации, системы ценностей, убеждения, цели спортсмен продуцирует разнообразные модели поведения: модель конкурентного поведения, модель презентационного поведения, модель финансового поведения, модель нечестного поведения.

Выбранная модель поведения может изменить соревнование до неузнаваемости. Восприниматься такое соревнование будет как совершенно другое. Налицо причинная связь явлений: изменение силы действия причины (выбранная модель поведения) соответствующим образом изменяет следствие (создание типа спорта). Модель поведения трудноуловима. На поверхность же выходит тактика. Чем же выступает создание тактики в спорте? Все материальные системы, заключая в своем содержании причинно-следственные связи, имеют обусловленное и обусловливающее. Нет ни одной системы, которая бы имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без проявления, нет явления без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом. Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно в форме видимости (кажимости). В процессе чувственного восприятия мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть видимость (кажимость). Создание тактики – это кажимость модели поведения. Сущность замыкается на внутренние устойчивые связи наблюдаемого объекта, на те необходимые отношения, которые являются законом его развития. И в этом смысле сущность отличается от видимости (кажимости), ориентированной на несущественные отношения. Явление совсем не похоже на то, что за ним скрывается. Проследив формирование создания модели поведения, мы наблюдаем одну из форм его действия – создание тактики.

Испокон веку существуют представления о том, что соперничество – это неотъемлемый, существенный признак спорта. В качестве довода приводят очевидность. Ссылка на очевидность не является абсолютным бесспорным гарантом неопровержимости истины: известен обман чувств, кажимость явлений. Нет ничего обманчивее нашего зрения. Нельзя безоговорочно доверять чувствам и ощущениям: мы не ощущаем движения Земли, но ведь она вертится. Очевидность никак не может быть доказательством. Уж что очевиднее факта – Солнце вращается вокруг Земли, а всё же теория Птолемея неверна. Тем самым ссылка на очевидность не может являться основанием для истинности тезиса «Соперничество – это неотъемлемый, существенный признак спорта». В природе нет ничего очевидного. Кажущаяся очевидность того, что соперничество – это неотъемлемый, существенный признак спорта, настораживает и стимулирует поиск иной, нетривиальной исходной посылки.


Миссия спорта

Согласно сложившимся научным представлениям миссия спорта состоит в достижение высо­ких результатов в соревнованиях, в стремлении к выигрышу, к победе. Мировым спортивным сообществом был принят подход выигрыша, который показал свою несостоятельность. Победа, после того, как спортивный мир сделал её сверх значимым фактором, из положительного качества превратилась в отрицательное качество. Спортсмены так сильно стремятся стать победителями, что прибегают к нечестным способам, в частности, к допингу. Агентство ВАДА является следствием ошибочных представлений о миссии спорта. Если бы организаторы спорта были бы мало-мальски знакомы с экономической наукой, с законом рынка, то они бы знали, что спрос рождает предложение, а не наоборот. Отсюда следует, что победа, рекорды порождают бизнес допинга. Если исчезнет спрос в победе, в рекордах, то автоматически исчезнет и предложение, исчезнет бизнес допинга. Для того, чтобы спортсмены стали игнорировать допинг, достаточно изменить исходные условия – упразднить победу, выигрыш.

Кто сказал, что миссия спорта заключается в стремлении к победе, в выигрыше?! Глупость! Трансцендентное мышление приводит к другому ответу. Соревновательная деятельность является кажущейся правильной. Постулат о том, что спортсмен в спорте должен стремиться к победе, является центральной спортивной догмой. Чиновники МОК интуитивно почувствовали ошибочность принятых представлений о спорте и выдвинули постулат «Главное – не победа, главное участие в Олимпийских играх», но и они не смогли проникнуть в сущность миссии спорта. В природе всё скрыто. Скрыта и миссия спорта. Природа позаботилась о том, чтобы как можно дальше упрятать от глаз естествоиспытателей свою главную характеристику: познание миссии спорта надёжно укрыто стремлением к социальному прогрессу. Вместе с тем именно это, так глубоко запрятанное стремление к социальному прогрессу, определяет миссию спорта. Я осмелюсь выдвинуть другой постулат: миссия спорта состоит в стремлении к социальному прогрессу. Давайте окунёмся в неимоверно далёкое прошлое. Природа выделила человека из царства животных и запрограммировала усовершенствование человечества. По замыслу природы человечество должно было стать лучше (социальный прогресс) и жить лучше (экономический прогресс). Согласно замыслу природы все народы должны были установить дружественные отношения между собой и сообща идти по пути социального и экономического прогресса. В новой миссии спорта мы можем добиться изменения причинно-следственных связей. В новой миссии спорта победа станет ненужной, ненужным станет и допинг, в нём просто отпадёт необходимость. ВАДА сойдёт с исторической сцены.

История возложила обязанность по продвижению социального прогресса на четыре сферы: на культуру, на путешествия, на медицину и на спорт. Великие деятели культуры: Вильям Шекспир, Всеволод Мейерхольд, Фаина Раневская, Владимир Высоцкий, Аркадий Райкин, Александр Пушкин, Иван Крылов, Марк Бернес, Иосиф Бродский, Чарли Чаплин, Марчелло Мастроянни, Леонардо да Винчи, Микеланджело и множество других внесли вклад в социальный прогресс.

Великие путешественники: Фернанд Магеллан, Христофор Колумб, Васко да Гама, Афанасий Никитин, Семён Дежнёв, Фёдор Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Пётр Семёнов-Тян-Шанский, Николай Пржевальский, Николай Миклухо-Маклай, Тур Хейердал, Фритьоф Нансен, Дмитрий Шпаро, Фёдор Конюхов, Эдмунд Хиллари, Тенцинг Норгей, Жак ив Кусто и множество других внесли вклад в социальный прогресс.

Великие медики: Гиппократ, Авиценна, Гарвей, Маймонид, Илья Мечников, Николай Пирогов, Кристиан Барнард, Николай Склифосовский, Сергей Боткин, Иван Павлов и множество других внесли вклад в социальный прогресс.

Великие олимпийские чемпионы: Рудольф Плюкфельдер, Галина Прозуменщикова, Симон Амман, Виктор Косичкин, Клавдия Боярских, Вячеслав Веденин, Галина Кулакова, Яков Железняк, Валерий Борзов, Валерий Брумель, Лариса Латынина, Лидия Скобликова, Аркадий Воробьёв, Алексей Немов и множество других внесли вклад в социальный прогресс. Спортсмен выполняет миссию продвижения социального прогресса, наделённую самой природой.

Олимпийские рекорды Олимпиады 1896 г.: бег 100м – 12с., прыжок в высоту – 1,81м., прыжок в длину – 6,35м., рывок штанги – 115,5 кг. Человек взошёл на высшую вершину мира, опустился на дно самого глубокого океана, дошёл до Северного полюса. Сегодня человек поднял штангу весом 265кг., пробежал стометровую дистанцию за 9,63с., прыгнул в высоту на 2,45м., прыгнул в длину на 8,90м., и он никогда не остановится на пути своего совершенствования.

ПРОДВИГАЯСЬ ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ, ОБЩЕСТВО ИСПОЛЬЗУЕТ ВАЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ: МЕДИЦИНУ, КУЛЬТУРУ, ПУТЕШЕСТВИЯ, СПОРТ. ЕСЛИ БЫ МИССИЯ СПОРТА НЕ СОСТОЯЛА БЫ В СТРЕМЛЕНИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПРОГРЕССУ, ТО ПОЯВЛЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ, А, ЗАТЕМ, И СПОРТА БЫЛО БЫ ЧУДОМ.


Доказательства достоверности продуцирования моделей поведения в спорте

1. С точки зрения формальной логики между понятиями «тактика» и «модель поведения» существует отношение равнозначности. Понятия «тактика» и «модель поведения» различаются по своему содержанию, но объёмы их полностью совпадают. Например, луна – это и планета, и спутник Земли. И «тактика» и «модель поведения» являются предметами одного класса (детерминанты спорта), но полученными разными способами достижения. В одном случае – совокупность приёмов и способов действий спортсмена, в другом случае – схема, отражающая наиболее существенные свойства соревнования. Вполне правомерно трактовать тактику как модель поведения. Таким образом, мы приходим к выводу: во время соревнования спортсмен продуцирует модели поведения.

2. Принимая решение об участии в соревновании, спортсмен намечает программу, включающую два вопроса: что сделать и каким образом сделать? Спорт – это множество видов спорта. Вопрос «что сделать» означает: и прыгнуть в высоту, и пробежать по беговой дорожке, и поднять штангу, и сыграть в баскетбол, и проплыть дистанцию в бассейне, и метнуть копьё, и сыграть в теннис и. т. п. Вопрос «каким образом сделать» означает создать сценарий, иначе говоря, создать модель поведения. Таким образом, мы приходим к выводу: во время соревнования спортсмен продуцирует модели поведения.

3. Моделирование в спорте широко применяется. Мы не осознаём, что ряд спортивных объектов и предметов является результатом моделирования: хоккейная коробка, гимнастический конь, тяжёлоатлетический блин, пьедестал почёта и др. Любая наблюдаемая картина окружающего мира связана с позицией наблюдателя. Так, например, спортивный объект – хоккейное поле – наблюдаемый с позиции «на небесах» воспринимается как коробка, а с позиции «на Земле», как участок, ограниченный барьером. Видимый спектр позиции «на Земле» уже видимого спектра позиции «на небесах». Наблюдатель, находящийся «на Земле» не видит того, что видит наблюдатель, находящийся «на небесах». Картина наблюдателя, находящегося «на Земле» – тактика, является частной, неполной, а наблюдателя, находящегося «на небесах» – модель поведения – общей и полной. Таким образом, мы приходим к выводу: во время соревнования спортсмен продуцирует модели поведения.

4.Прослеживается аналогия соревнования со светом. Свет характеризуется корпускулярно-волновой дуализмом, свет – это и волна, и частица. Аналогично, соревнование характеризуется дуализмом восприятия, и тактикой, и моделью поведения. В своём первичном виде совокупность приёмов и способов действий спортсмена сохранились в форме модели поведения. Эта форма не исчезла, а «замаскировалась» под видом тактики. Таким образом, мы приходим к выводу: во время соревнования спортсмен продуцирует модели поведения.

Формула открытия

Теоретически установлено неизвестное ранее явление продуцирования моделей поведения в спорте, заключающееся в том, что, человек, занимающийся спортом, продуцирует множество моделей поведения, обусловленное необходимостью социального прогресса человечества.


Термины, используемые при описании открытия

1. Тактика – совокупность приёмов и способов действий спортсмена.

2. Соперничество – ситуация, при которой спортсмен, команда стремится превзойти, победить другого участника соревнования.

3. Миссия – смысл существования, глобальная цель, предназначение чего-либо в окружающем мире.

4.Спортивное соревнование – состязание среди спортсменов или команд с целью выявления лучшего участника состязания, проводимое по 

утверждённому регламенту.

5. Показательное выступление – мероприятие спортсменов, команд, демонстрирующих специфику того или иного вида спорта, при этом исключаются результаты, отсутствуют победа, поражение, ничья, обусловленное целью пропаганды, популяризации вида спорта.

6. Договорной матч – имитационное спортивное соревнование, исход которого предрешен заранее, в результате сговора соперников, обусловленное  финансовой или турнирной выгодой.

7. Допинг – запрещённые к применению в спорте стимулирующие препараты и методы, приводящие к улучшению результатов.

8. Модель – схема, отражающая наиболее существенные свойства соревнования.

9. Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого совершенствуется социальные качества человечества

10. Забота – деятельность человека, обусловленная необходимостью создать благополучие другого человека, включающая гуманность, отзывчивость, внимательность, проницательность, неравнодушие, сострадание.

11. Альтруизм – бескорыстная деятельность, направленная на пользу другим.


Модели конкурентного поведения и модели заботливого поведения

Давайте окунёмся в неимоверно далёкое прошлое. Шесть тысяч лет назад правители первых государств создали мироустройство тотальный государственный эгоизм, следствием чего был сформирован конкурентный мир, заложниками которого мы являемся. Появившийся на исторической сцене спорт по инерции использовал принцип конкуренции. Именно спортивная конкуренция считается само собой разумеющимся принципом. Испокон веку считается, что в спорте участвуют соперники, что в результате соревнования появляется победитель и проигравший. Такие представления являются ошибочными. Спортивное сообщество столкнулось с всемирной кажимостью. Человечеству показалось что один спортсмен (команда) должен стремиться к победе над другим спортсменом. Правители первых государств создали конкурентный мир и сформировали установку на победу. Конкурентный мир – это огромное зло. Спортивный мир захвачен тотальной и глобальной конкуренцией. Конкурентный мир – это мир, главными принципами которого является борьба за победу и погоня за наживой. В основе конкурентного способа взаимодействия спортсменов лежит опасение быть проигравшим, быть хуже. Конкурентный мир лишил человека его главного предназначения – созидать, вынуждая только приспосабливаться, бороться и отнимать. Международная спортивная система стала хаотичной, а нарушение международных правил в спорте – нормой.

Кто сказал, что в спорте должны быть победитель и проигравший?! Глупости! Концепция социального прогресса в спорте даёт иное распределение ролей. Удивить мир трудно. Ещё труднее перевернуть его. «Чтобы перевернуть мир, достаточно перевернуть представления людей об этом мире», – заметила А. Миллер. У конкуренции появится своя визави и свой антипод, забота.

Ещё известный философ Ю. Шрейдер говорил: «Нам бывает очень трудно согласиться с тем, что установка, противоположная принятой нами, может оказаться столь же уместной и даже более плодотворной».

Мы жертвы укоренившегося мнения, согласно которому миссий спорта является стремление к победе.

У КОНЦЕПЦИИ ПОБЕДЫ ПОЯВИТСЯ СВОЯ ВИЗАВИ, КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА.

Следует разорвать консенсусную паутину представлений о победе. Победа – это байпас социального прогресса, это ответвление от магистрального пути. Социальный прогресс – это глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от первобытного состояния (дикости) к вершинам цивилизованного государства, основанного на высочайших научных, политических, моральных и этических достижениях. Концепция социального прогресса в спорте раскрывает замысел природы: создание множества моделей поведения, имеющих колоссальную значимость для межличностных и межгрупповых отношений.

Очень трудно бывает донести словами рассматриваемую ситуацию, и тогда на помощь приходят модели. Модель представляет высшую форму наглядности, необходимую для выявления особенностей, трудностей и противоречий жизненной задачи, а также пути её решения.

АЛЬТЕРНАТИВОЙ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАНЕТ СПОРТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЗАБОТЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Будущее – за заботой. В заботливом мире обнаруживается замечательное свойство заботы: Hodie mihi, cras tibi – сегодня мне, завтра тебе. Чувство меры требует соблюдение баланса. В одних ситуациях плодотворным принципом является конкуренция, а в других ситуациях – забота. При внимательном рассмотрении истории человечества можно заметить, что произошёл чудовищный перекос. Конкуренция стала доминирующим принципом развития человечества. Настал момент, когда необходимо восстановить статус-кво между конкуренцией и заботой. И СПОРТ СТАНЕТ ТЕМ ИНСТРУМЕНТОМ, КОТОРЫЙ УСПЕШНО СПРАВИТСЯ С ЭТОЙ ЗАДАЧЕЙ.

Использование спортивных моделей заботливого поведения резко расширит сознание, даст более глубокое понимание сложившейся ситуации. При моделировании огромная часть ресурсов перейдёт из подсознания в сознание, что будет способствовать эффективному решению жизненных задач. При моделировании человек лучше понимает свою проблему. Главное состоит в том, что разные спортивные модели поведения откроют доступ к разным путям решения жизненных задач. Наглядные спортивные модели заботливого поведения позволят перевести проблему в ту плоскость, в которой человек может легко ориентироваться, делать выводы, прогнозировать ситуацию – словом, осмыслить существующее положение. Человек склонен подражать тем моделям, которые обладают привлекательными для него качествами, и игнорировать или даже отвергать те модели, которые ему мало симпатичны. Чем богаче будут спортивные модели заботливого поведения, тем больше возможностей для выбора. Человек будет получать положительные результаты решения задачи, используя для этого модели, характеризующиеся оригинальностью, новизной, существенными отличиями, модели высшего качества – модели-изобретения. Спортивные модели заботливого поведения являются эвристическими средствами. Эти спортивные модели поведения обеспечат человека, общество, человечество ориентирами, позволят решать сложнейшие социальные, межличностные и межгрупповые проблемы.


Притча о спорте

25 июня 777 г.д.н.э. в Олимпии состоялся вселенский конгресс спорта. На нём присутствовали три участника: Амиф, Ксантип и Арбитр. Председательствующий Арбитр заявил: «Сколько можно заниматься физкультурой?! Требую создать спорт и наметить магистральный путь развития спорта. Ваши предложения, первопроходцы. Первым слово взял скромняга Амиф. Предлагаю создать спорт имени меня. Моя система включает: 1. Социальный прогресс. 2. Забота. 3 Заботливый мир спорта. 4. Похвала. И будет вам счастье. Вторым докладчиком был горлопан Ксантип. Предлагаю создать спорт имени меня. Моя система включает: 1.Победа. 2.Соперничество. 3. Конкурентный мир спорта. 4. Призовой фонд. Я заставлю спортсменов быть амбициозными. Я заставлю народ принять оценочную психологию: 1,2,3 место. Победа станет красной тряпкой для быка, ой, для спортсменов. Я буду размахивать ею перед спортсменами и внушать им установку на победу. Бог даст, и мы изобретём допинг. Тогда деньги польются рекой. В заключительном слове Арбитр заявил: «Похвалу в карман не положишь. Объявляю о начале эры спорта. Постановляю пустить спорт по магистральному пути победы.


Прости меня де Кубертен

Прости меня, де Кубертен! Ты нашёл единственно возможный для твоего времени путь, который был доступен человеку величайшей организаторской способности и силы мысли, каким был ты. Спорт высших достижений, созданный тобой, и сейчас ещё ведёт наше спортивное мышление, но сегодня мы уже знаем, что для более глубокого постижения мировых связей мы должны заменить твои понятия другими, более удалёнными от сферы непосредственного опыта. Это не значит, что спорт высших достижений изжит, и его пора отправить на свалку истории. Вовсе нет. Он сохраняет, и всегда будет сохранять свое значение. Но в научной картине спортивного мира он утратит доминирующее положение.


Область научно-практического значения

1. Открытие изменяет сложившиеся научные представления о спорте.

2. Установлено неизвестное ранее явление продуцирования моделей поведения в спорте.

3. Научная значимость открытия состоит в переходе с микро-уровня и макро-уровня на мега-уровень. Если классический спорт занимался по преимуществу объектами микро-уровня (борьба против допинга, борьба за честный спорт) и объектами макро-уровня (новые виды спорта), то предметом нового спорта станут объекты мега-уровня (новый тип спорта).

4.Изменятся приоритеты спортсменов.

5. Изменится мировоззрение спортсменов, тренеров, организаторов спорта.

6. В новой системе отсчёта кардинально изменится девиз спорта.

7. Произойдёт смена спортивной парадигмы.

8. Изменится научная картина спортивного мира. Спорт высших достижений и массовый спорт отойдут на задний план, уступив место новому типу спорта, основанному на заботе, альтруистическому спорту. Понятие «альтруистический спорт» – это парадокс. С одной стороны, спортсмен принял участие в соревновании, а, значит, хочет превзойти соперника. А, с другой стороны, он делает разные поступки, нацеленные на то, чтобы соперник его превзошёл. Парадокс первого рода – это положение, резко расходящееся с общепринятыми, устоявшимися, ортодоксальными мнениями. Парадоксальность – главная характеристика научного познания мира. Всякая радикальная идея, кардинально порывающая со сложившимися представлениями и неожиданно объединяющая то, что всегда казалось лишённым всякой общности, воспринималась как посягательство на основы привычного видения мира и тем самым как парадокс. Тем самым наука постоянно порождала парадоксы. Экспансия парадокса из науки в спорт приведёт к удивительным результатам.

9. МЫСЛЬ ОБ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОМ СПОРТЕ НЕ БЫЛА ДОСТУПНА ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И НЕ ОСОЗНАВАЛАСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 128 ЛЕТ.

10. Открытие является основой для реформы мирового спорта.

11. У открытия большие перспективы. В спортивной системе будет наблюдаться пороговый эффект. В точке бифуркации будет наблюдаться характерный излом. В момент преодоления порога произойдёт качественный сдвиг, образуется новая спортивная система. Удачная концепция вынесет спортсменов, тренеров, организаторов спорта на более высокий уровень и тем самым обусловит скачок социального прогресса.

12. Переворот, который произвело открытие, заключается в разработке новой схемы детерминистских отношений между обществом, новым типом спорта и спортсменом. Требования общества социального прогресса, с одной стороны, и идеалы нового типа спорта, с другой стороны, окажутся силам, способными мотивировать спортсменов на новые модели поведения.

13. Спорт не может научить человека, как плодотворно проживать свою жизнь, но он может предоставить ему арсенал моделей поведения.

14. Миссия спорта «Достижение высо­ких результатов в соревнованиях, стремление к выигрышу, к победе» будет заменена противоположной миссией «Взаимная забота спортсменов друг о друге». Следствием изменения миссии спорта станет переориентация, прорыв в спорте.

15. Переформулировка проблемы спорта изменяет смысловое восприятие миссии спорта, позволяет изменить точку зрения на миссию спорта. Такая переформулировка указывает на другой магистральный путь мирового спорта.

16. Инерция классической теории спорта явилась оборотной стороной пренебрежения ею трансцендентных аспектов познания. Произойдёт замена сопернического мышления заботливым мышлением.

17. КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМНОЙ ЗАБОТЫ СПОРТСМЕНОВ ДРУГ О ДРУГЕ – ЭТО КОНЦЕПЦИЯ ДЕРЗКОГО ПРОРЫВА.

18. Изменится государственная политика в спорте, изменятся приоритеты государства.

19. Новый тип спорта отличает повышение уровня его абстрактности. Спортивная модель поведения не регистрируется органами чувств. Новый тип спорта перешёл от изучения техники спортсмена к созданию изобретений заботливого поведения.

20. В иерархии типов спорта спорт высших достижений уступит главенствующее положение альтруистическому спорту. Альтруистический спорт станет ориентиром для народов мира, планетарным идеалом. 

21. Глубинные сдвиги в понимании спорта привели к нововведениям в спорте.

22. В методологии нового типа спорта произошли кардинальные изменения. Спорт нашёл свои новые методологические ориентиры. Методологический принцип взаимодействия спортсменов «соперничество» будет заменён принципом «взаимная забота».

23. От идеалов победы и рекорда массовый людской поток будет перенаправлен к идеалу взаимной заботы.

24. Открытие сломало барьер, стоявший на пути к познанию истины. ХХI век по праву будет признан веком спорта.

25. Большая часть общества, которая начнёт руководствоваться спортивными моделями заботливого поведения, обусловит эволюционный скачок. Это приведёт к улучшению генофонда нации, улучшению международных отношений.

КОНКУРЕНТНЫЙ МИР БУДЕТ ЗАМЕНЁН ЗАБОТЛИВЫМ МИРОМ.

26. Создан программный документ для Министров спорта, Президентов, Премьер-Министров, Парламентов и Правительств всех стран мира. Победа – это байпас социального прогресса, это ответвление от магистрального пути социального прогресса.

НОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОБЕДЕ ОКАЖУТ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИКУ, НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПРЕОБРАЗУЯ НАШЕ ПОНИМАНИЕ МИРА И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НИМ.

27. Решена одна из фундаментальных проблем мироздания. Мы вплотную подошли к пониманию природы человечества.

28. Спорт вступит в новую эру своего существования.

29. Предложенные революционные изменения в спорте изменят человечество, повернут ход истории, перевернут весь этот мир.


Литература

[1] – Фенев В.Э., Егорычева Е.В., Чернышёва И.В., Шлемова М.В. Формирование модели спортсмена // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5 (часть 3) – С. 467-468

[2] – Мяконьков В.Б.. Социально-психологическое обеспечение маркетинговой деятельности в спорте./ Автореферат дисертации д.психол.н. - СПб, 2004.

[3] –  КейсельманВ.Р. Грани альтруизма. Ростов на Дону, Феникс, 2016

[4] – Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2003

[5] – Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершаю­щих уровней высшего физкультурного образования. - М.: 4-й филиал Воениздата. 1997 г. 304 с.


Независимый исследователь Ефим Рейтблат



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!