Просмотр содержимого документа
«Открытая экспертиза учебника "История России " под.редакцией А.В. Торкунова»
С текущего учебного года начала работать с учебниками « История России» 6-8 классы издательства «Просвещение» и хотела бы высказать свою точку зрения по этим учебникам. Хочу остановиться на анализе темы «Эпоха Ивана Грозного» в учебнике для 7 кл. под редакцией А.В.Торкунова. В данном учебнике это 6-10 параграфы. Хочу выделить ряд очень полезных и новых видов работы, предложенных авторами и позволяющих развивать у учащихся разнообразные универсальные действия.
Наличие проблемных вопросов в тексте параграфов, которые нацеливают учеников на вдумчивое чтение текста
Н-р:
- Каковы были цели реформ, проводимых в 16 в.?
-Каково было значение венчания на царствование иана Грозного?
- Каковы были итоги правления Ивана Грозного? И др
2. Данная тема широко представлена иллюстрациями , которые передают колорит изучаемой эпохи. ( портреты И.Грозного, «Осада Казани», « Взятие Нарвы», «Опричник», « Александровская слобода» и др.
3. Заслуживают похвалы предложенные исторические карты (стр.60- 61, 66), которые дают серьезную подсказку ученикам о направлениях военных походов И.Грозного, театре военных действий во время Ливонской войны и ее результатах для русского государства.
4.Особенно хочется отметить новые рубрики « История в лицах», которая вызвала большой познавательный интерес у учеников, определив им направления поиска нужной информации. Также рубрика « Думаем, сравниваем, размышляем» , где предложены не только вопросы, развивающие логическое мышление, но и творческие задания, которые дают возможность ученикам проявить креативность.
Н-р:
-« Опишите 1 день в … приказе»
-Подготовьте презентацию « казанское ханство и Русь»
- место гибели Ермака остается загадкой. С помощью Интернета подготовьте сообщение о б 1 из версий места его гибели с обоснованием необходимости организации исследовательской экспедиции в предполагаемый район.
5. Особое место в материалах учебника отведено проектно- исследовательской деятельности учащихся как основного приёма системно – деятельностного подхода в обучении.
Н-р:
« Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине 16 века.»
Интересные продуманные задания позволяют ученикам устанавливать связь прошлого с современностью.
Н-р:
- На карте современной России найдите города, которые были столицами ханств. С помощью Интернета выясните , какие народы проживают на территории бывших ханств.
Учитывая возрастные и психические особенности учащихся 7 класса , хотела бы предложить и некоторые рекомендации по материалу темы.
К сожалению, не все ученики 7кл. хорошо и быстро читают. Для них объем параграфов велик для понимания и анализа. Поэтому , думаю целесообразно сократить некоторый материал в параграфах.
Н-р:
Стр. 62. О Сулеймане Великолепном.
Стр.63. О посольствах кавказских народов
Материал о Ченслере.
Некоторые дискуссии из рубрики « Историки спорят» по данной теме оказались для учеников очень трудными для понимания и анализа. Дискуссии « Появление земских соборов», « Оценка опричнины» целесообразнее предложить уже в интерпретации, так как рассуждения Ключевского, Платонова, Скрынникова тяжелы для восприятия учащимся.
В целом, учебник радует ! Он позволяет ученикам осваивать разные виды универсальных учебных действий, что сегодня становится основной целью образовательного процесса.
Спасибо за новый учебник!
С уважением Пересыпка Елена Вениаминовна , учитель истории высшей категории , МОБУ « Средняя общеобразовательная школа п.Сурок» Медведевского района , Республики Марий Эл.