СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений; классификация покрытосеменных растений.

Развивающая: продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.

Ход урока

Волшебный цветок на свете есть. Лепестков у него не счесть. Кто знаниями обладает –  Тот цветок этот узнает.

Вводное слово учителя. Символом сегодняшнего урока я выбрала – подсолнух. Эти цветы цвели за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух священен. В Перу подсолнух является эмблемой бога Солнца. Кто знает почему? Подсолнечник обладает удивительной способностью – он поворачивается вслед за Солнцем. Также как подсолнух поворачивается к солнцу, так и люди тянутся к знаниям. Вот и вы пришли в школу, на урок,  чтобы узнать много нового и интересного.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Учащиеся выбирают номер лепестка подсолнуха и отвечают на вопросы.

1. Чем процесс фотосинтез отличается от дыхания.

2. общие признаки голосеменных растений.

3. наивысшая таксономическая единица.

4. к какому отделу относится ель голубая, сосна крымская.

5. к какому отделу относится тюльпан, роза.

6. Кем по способу питания являются растения.

7. что такое фотосинтез.

8. наименьшая таксономическая единица.

9. в каких частях растения протекает процесс фотосинтез.

Какой отдел растений мы изучаем? Отдел покрытосеменных растений – самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов. 

Создание проблемной ситуации.

Учащимся раздаются семена  растений, которые они должны поделить на группы.

Какой признак вы взяли за главный в классификации?

Сообщение темы урока:

Каждый урок – это ступенька к вершине познания. Сегодня нам предстоит подняться на еще одну ступень вверх. Мы изучим признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы, и научимся выявлять признаки однодольных и двудольных растений.

Изучение нового материала.

Составляется сравнительная таблица по классам

Признаки

двудольные

Однодольные

Число видов

185.000

65.000

Корневая система

стержневая

Мочковатая

Число семядолей

две

одна

Жилкование

сетчатое

Дуговое или параллельное

Стебель

Травянистый, деревянистый

травянистый

Чашелистиков и лепестков венчика

5 или 4

6 или нет

Опыление

Большинство насекомыми

Большинство ветром

Физкультминутка

Обобщение и систематизация учебных достижений.

Игра “Найди пару”.  В конвертах вы найдете рисунки частей  растения, название соответствующего класса. Вам необходимо из данных частей сложить растение и охарактеризовать его по плану.

План ответа:

1.                  Название растения.

2.                  Относится к классу …., так как

3.                  Жилкование листьев….

4.                  Корневая система….

Учащиеся отгадывают растение и определяют по картинке к какому классу оно относится.

1. Цветок – напрасный, Плод опасный, А поле засажено.

(Класс двудольные. Семейство пасленовые. Картофель)

2. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить простуду Им тоже сможем мы.

(Класс однодольные. Семейство лилейные. Лук)

3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах: Без счету одежек, и все без застежек.

(Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Капуста)

4. Она древностью гордится Уже десять тысяч лет, Шумит, в полях под синим небом И кормит всех нас белым хлебом.

(Класс однодольные. Семейство злаковые. Пшеница)

5. Цветок крылатка, А плод лопатка. Плод зелен и молод, Но сладок, как солод.

(Класс двудольные.  Семейство бобовые. Горох)

6. Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков – Столько беленьких жильцов.

(Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Подсолнечник)

7. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто не пройдет, всяк поклон дает.

(Класс двудольные. Семейство розоцветные. Земляника)

Задание «ШИФРОВКА» в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.

нпиюл (люпин), црепе (перец), ргохо (горох), циганит (гиацинт), схараи (арахис), нсёлап (паслён), жипам (пижма), шданлы (ландыш), кшпиниво (шиповник), льсафо (фасоль), рмдуна (дурман), кнесоч (чеснок)

Задание “Цветик - семицветик”.

  1. Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? (паслёновые)
  2. В России это растение появилось при Екатерине II, однако не произвело должного впечатления. Вот какую оценку давали плодам этого растения: «Плоды зело чудные и мудрёные и вкусом не подходящи». Сначала эти плоды употребляли только как лекарство, потом стали подавать к столу богатым людям, ибо стоили они очень дорого и были не по карману беднякам. Теперь же они широко распространены, и мы включаем их в свой рацион. О каком растении идёт речь? (помидор)
  3. Оба эти растения – ближайшие родственники. В Древнем Риме они входили в обязательный рацион воинов, так как считалось, что они увеличивают силу и мужество солдат. В Египте, во время строительства пирамиды Хеопса, как гласит надпись на камне, на эти растения было потрачено 1660 талантов, то есть более 40 тонн чистого серебра. Одно из этих растений древние греки и славяне считали незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Другое растение считалось священным: его помещали в саркофаги вместе с мумиями. А английский король Ричард Львиное Сердце носил это растение в качестве амулета. Назовите эти растения. (лук и чеснок)
  4. По преданию, это растение появилось из слёз морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слёзы из глаз её падали на землю, рассыпались жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения, в переводе с греческого, означает: «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования русского названия его нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа растения) (ландыш майский)
  5. Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно увидеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (хризантема)
  6. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте на берегу вырос прекрасный белый цветок. (нарцисс)
  7. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки – богине любви Афродите, римляне – богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить всё сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка – розетка – является архитектурным украшением многих зданий. (роза)
  8. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если найдёшь такой цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастья и беды. (сирень)
  9. Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). Их назвали тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (тюльпан)

Подведение итога. Составление синквейна.

Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”.

1 вариант “Доклад по любым семействам”

2 вариант “Кроссворд по изученной теме” не менее 10 слов.

3 вариант “Составить тест по изученной теме”.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!