Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений; классификация покрытосеменных растений.
Развивающая: продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений.
Ход урока
Волшебный цветок на свете есть.
Лепестков у него не счесть.
Кто знаниями обладает –
Тот цветок этот узнает.
Вводное слово учителя. Символом сегодняшнего урока я выбрала – подсолнух. Эти цветы цвели за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух священен. В Перу подсолнух является эмблемой бога Солнца. Кто знает почему? Подсолнечник обладает удивительной способностью – он поворачивается вслед за Солнцем. Также как подсолнух поворачивается к солнцу, так и люди тянутся к знаниям. Вот и вы пришли в школу, на урок, чтобы узнать много нового и интересного.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Учащиеся выбирают номер лепестка подсолнуха и отвечают на вопросы.
1. Чем процесс фотосинтез отличается от дыхания.
2. общие признаки голосеменных растений.
3. наивысшая таксономическая единица.
4. к какому отделу относится ель голубая, сосна крымская.
5. к какому отделу относится тюльпан, роза.
6. Кем по способу питания являются растения.
7. что такое фотосинтез.
8. наименьшая таксономическая единица.
9. в каких частях растения протекает процесс фотосинтез.
Какой отдел растений мы изучаем? Отдел покрытосеменных растений – самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов.
Создание проблемной ситуации.
Учащимся раздаются семена растений, которые они должны поделить на группы.
Какой признак вы взяли за главный в классификации?
Сообщение темы урока:
Каждый урок – это ступенька к вершине познания. Сегодня нам предстоит подняться на еще одну ступень вверх. Мы изучим признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы, и научимся выявлять признаки однодольных и двудольных растений.
Изучение нового материала.
Составляется сравнительная таблица по классам
Признаки
|
двудольные
|
Однодольные
|
Число видов
|
185.000
|
65.000
|
Корневая система
|
стержневая
|
Мочковатая
|
Число семядолей
|
две
|
одна
|
Жилкование
|
сетчатое
|
Дуговое или параллельное
|
Стебель
|
Травянистый, деревянистый
|
травянистый
|
Чашелистиков и лепестков венчика
|
5 или 4
|
6 или нет
|
Опыление
|
Большинство насекомыми
|
Большинство ветром
|
Физкультминутка
Обобщение и систематизация учебных достижений.
Игра “Найди пару”. В конвертах вы найдете рисунки частей растения, название соответствующего класса. Вам необходимо из данных частей сложить растение и охарактеризовать его по плану.
План ответа:
1. Название растения.
2. Относится к классу …., так как
3. Жилкование листьев….
4. Корневая система….
Учащиеся отгадывают растение и определяют по картинке к какому классу оно относится.
1. Цветок – напрасный,
Плод опасный,
А поле засажено.
(Класс двудольные. Семейство пасленовые. Картофель)
2. Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.
(Класс однодольные. Семейство лилейные. Лук)
3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах:
Без счету одежек, и все без застежек.
(Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Капуста)
4. Она древностью гордится
Уже десять тысяч лет,
Шумит, в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом.
(Класс однодольные. Семейство злаковые. Пшеница)
5. Цветок крылатка,
А плод лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод.
(Класс двудольные. Семейство бобовые. Горох)
6. Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков –
Столько беленьких жильцов.
(Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Подсолнечник)
7. Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не пройдет, всяк поклон дает.
(Класс двудольные. Семейство розоцветные. Земляника)
Задание «ШИФРОВКА» в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.
нпиюл (люпин), црепе (перец), ргохо (горох), циганит (гиацинт), схараи (арахис), нсёлап (паслён), жипам (пижма), шданлы (ландыш), кшпиниво (шиповник), льсафо (фасоль), рмдуна (дурман), кнесоч (чеснок)
Задание “Цветик - семицветик”.
- Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? (паслёновые)
- В России это растение появилось при Екатерине II, однако не произвело должного впечатления. Вот какую оценку давали плодам этого растения: «Плоды зело чудные и мудрёные и вкусом не подходящи». Сначала эти плоды употребляли только как лекарство, потом стали подавать к столу богатым людям, ибо стоили они очень дорого и были не по карману беднякам. Теперь же они широко распространены, и мы включаем их в свой рацион. О каком растении идёт речь? (помидор)
- Оба эти растения – ближайшие родственники. В Древнем Риме они входили в обязательный рацион воинов, так как считалось, что они увеличивают силу и мужество солдат. В Египте, во время строительства пирамиды Хеопса, как гласит надпись на камне, на эти растения было потрачено 1660 талантов, то есть более 40 тонн чистого серебра. Одно из этих растений древние греки и славяне считали незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Другое растение считалось священным: его помещали в саркофаги вместе с мумиями. А английский король Ричард Львиное Сердце носил это растение в качестве амулета. Назовите эти растения. (лук и чеснок)
- По преданию, это растение появилось из слёз морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слёзы из глаз её падали на землю, рассыпались жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения, в переводе с греческого, означает: «лилия долин, цветущая в мае». Единого толкования русского названия его нет. Однако существует мнение, что оно произошло от слова «гладыш» (гладкой является поверхность листа растения) (ландыш майский)
- Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно увидеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (хризантема)
- Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте на берегу вырос прекрасный белый цветок. (нарцисс)
- Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки – богине любви Афродите, римляне – богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить всё сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка – розетка – является архитектурным украшением многих зданий. (роза)
- В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если найдёшь такой цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастья и беды. (сирень)
- Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). Их назвали тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (тюльпан)
Подведение итога. Составление синквейна.
Домашнее задание. Прием “Задание на выбор”.
1 вариант “Доклад по любым семействам”
2 вариант “Кроссворд по изученной теме” не менее 10 слов.
3 вариант “Составить тест по изученной теме”.