Методика организации отчётной выставки творческих работ учащихся в учреждении образования.
Художественная деятельность с использованием технологий народных промыслов - это трудоёмкий, кропотливый труд, требующий много затрат, как временных, так и физических, а качество работ напрямую зависит от мотивации учащихся к их выполнению. Значительным стимулом для учащихся является возможность презентовать свои учебные и творческие работы.
В своей профессиональной деятельности для презентации результатов учебных занятий и занятий по развитию творческих способностей мы часто используем такую активную форму демонстрации достижений, которая носит визуальный характер, как отчётная выставка.
Основные задачи экспозиции:
-повышение уровня знаний посетителей, их информированности, формирование интереса к теме выставки;
- учебные - усвоение знаний, навыков и умений;
- формирование личностных качеств, прежде всего развитие эстетического вкуса у учащихся, стимулирующего творчество.
Организация и проведение отчётной выставки осуществляется по определённым этапам:
1. Определение темы, места и времени (периода) проведения выставки.
2. Составление тематико-экспозиционного плана выставки.
3. Подбор и оформление экспонатов выставки.
4. Оформление выставки и сопутствующих материалов.
5. Открытие выставки.
6. Проведение выставки.
7. Закрытие выставки.
8. Последействие.
1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи учреждения образования, образовательные задачи раздела учебной программы, по результатам изучения которого организуется выставка.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа учреждения образования.
Отчётные выставки, как правило, являются переносными, поэтому выставочные экспонаты могут располагаться на столах, интерьерных объёмных формах (кубы, четырёхгранные призмы) и т.д.
Время проведения выставки может колебаться от нескольких дней до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.
2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.
Структура тематико-экспозиционного плана выставки:
1. Тема выставки.
2. Место проведения выставки.
3. Сроки проведения выставки.
4. Цели выставки.
5. Задачи выставки.
6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов, место расположения экспонатов.
7. Тематика выставочных работ.
8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.
9. Требования к оформлению выставочных работ.
10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки, сведения об участниках и т.п.), эстетические дополнения.
3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:
работы могут быть взяты у учащихся на период проведения выставки;
может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд);
можно выполнить коллективные работы.
Правила оформления выставочных работ: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (рамка, паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя учащегося и инициалы педагога.
4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера учреждения образования.
Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.
Возможные варианты расположения выставочных работ:
последовательно от простых работ начинающих учащихся до сложных работ выпускников, а, возможно, и педагога;
композиционно, т.е. разные работы объединены по небольшим тематическим композициям;
работы каждой учебной группы могут быть расположены отдельно;
работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.
5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.
Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации учреждения образования, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки и т.д.), экскурсию по выставке.
6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:
организовать дежурство учащихся на выставке;
подготовить экскурсии по выставке;
организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).
Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов учреждения образования, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.
7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т.к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с учащимися.
Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово преподавателя или администрации учреждения образования; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки отдельных учащихся); награждение участников выставки.
8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с учащимися: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого участника выставки (награждение грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить родителям об успехах учащегося и т. п.)