СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт по практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт по преддипломной педагогической практике.

Просмотр содержимого документа
«Отчёт по практике»













ОТЧЕТ

по производственной (преддипломной) практике



Обучающегося

Глушицкой Виргинии Игорьевны


Ф.И.О.



Специальность


44.02.02 Преподавание в начальных классах


Группа










/__________________


подпись





Директор ГБОУ

«Школа № _____»

М.П.



/__________________.



подпись


















Содержание


Введение………………………………………………………………………….

3

  1. Характеристика ГБОУ Школа №… ………………………………………….

5

  1. Изучение возможности формирования нравственных качеств личности младших школьников на основе анализа художественных произведений…. Разработка методических рекомендаций по развитию нравственных качеств.…………………………………………………………………………..


8


14

Заключение………………………………………………………………………

17

Список используемых источников…………………………………………….

19























ВВЕДЕНИЕ

При реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [13] духовно-нравственное воспитание детей одно из приоритетных направлений содержания начального образования. А ключевые идеи определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников [4], где определена система базовых национальных ценностей, которые составляют основу духовно-нравственного развития младших школьников. А именно, наука, труд и творчество, семейные ценности, патриотизм, гражданственность, религиозные традиции России, природа, человечество. Важной составляющей частью культурного наследия является художественная литература, и чтение книг благотворно влияет на моральный облик человека и формирует его личностные качества.

Чтение произведений художественной литературы несет в себе развивающий и воспитательный потенциал: способствует приобщению ребенка к духовно-нравственному опыту предшествующих поколений, развитию моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Литература помогает понять внутренний мир человека, его связь с природой.

Проблема формирования нравственности младших школьников, учителя начальных классов решают через уроки литературного чтения, на которых читают и анализируют произведения духовно-нравственной тематики. Несколько важных методических и теоретических выводов по вопросу формирования личностных качеств младших школьников содержат работы различных российских ученых А.В. Мудрика, А. Сластенина, А.Д. Солдатенкова[6], а относительно литературного чтения в начальных классах – в трудах В.Г.Горецкого [3].

Но на практике уровень сформированности личностных качеств учащихся недостаточно высок. Школьники, в целом, знают моральные нормы, умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, но этого недостаточно, чтобы ученики осознали себя как индивидуальную личность и одновременно как член социума, а также признать для себя общепринятые морально-этические принципы. К сожалению, некоторые учителя в недостаточной мере используют примеры из детской литературы, при этом недооценивают возможности учеников. Когда, в свою очередь именно чтение произведений духовно-нравственной тематики дают возможность раскрыть учащимся сложность взаимоотношений между людьми, различие и многообразие человеческих характеров, особенности различных переживаний, формируя их личностные качества.

Таким образом, возникает разногласие между необходимостью формировать духовно-нравственную сторону характера и личностных качеств школьников, и недостаточным чтением и анализа произведений духовно-нравственной тематики.

Это разногласие и актуализировало задачу исследования: как на формирование личностных качеств учащихся начальной школы влияют произведения духовно-нравственной тематики.

Цель нашего исследования – изучение различных возможностей формирования нравственных качеств младших школьников на основе анализа произведений и теоретическое обоснование эффективности произведений духовно-нравственной тематики при формировании личностных качеств учеников начальных классов.












Характеристика ГБОУ Школа №______

Преддипломную практику проходила в Государственном бюджетном образовательном учреждении города М_____ средняя общеобразовательная школа №____. Школа №____ расположена в районе «_____», в самом большом и густонаселенном районе. В 2013-2014 годах школа была реорганизована при слиянии нескольких школ и детских садов. Организационно-правовая форма – государственное учреждение, тип - общеобразовательное учреждение, вид - средняя общеобразовательная школа.

Основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Административный состав школы: директор ______________; заместители директора по УВР ________________________; заместитель директора по воспитанию, социализации и безопасности обучающихся _________________; куратор начальной школы ______________________.

Педагогический состав начальной школы включает в себя 29 учителей начальных классов.

Кафедра иностранных языков состоит из 16 педагогов. В школе преподаются английский, испанский и немецкий языки.

Кафедра информационно-математического цикла состоит из 12 педагогов-предметников (6 учителей математики и 6 информатики, один из которых имеет квалификацию учителя физики). Учащиеся школы второй год участвуют в городском образовательном проекте «Математическая вертикаль», с целью предпрофильной подготовки учеников в математике и смежных областях.

Кафедра гуманитарного цикла включает в себя 9 учителей русского языка и литературы, 5 учителей истории и обществознания и 2 учителя музыки и МХК.

Кафедра естественнонаучного цикла состоит из 2 педагогов географии, 3 учителей биологии, один из которых учитель химии и 2 учителя физики.

Также в школе 6 учителей физической культуры и 1 учитель ОБЖ, 4 педагога дополнительного образования, 7 педагогов-психологов и 5 учителей-логопедов.

Деятельность школы также направлена на формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; на достижения обучающимися соответствующего образовательного уровня; их адаптации и социализации; на создании основы для осознанного выбора и последующего успешного усвоения профессиональных образовательных программ выпускниками; воспитание у обучающихся уважение к правам и свободе человека, гражданственности и патриотизма, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине и семье.

Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, годового календарного учебного графика, расписания занятий и определяется образовательными программами, которые разработаны на основе государственных образовательных стандартов.

Школа принимает участие в различных городских и региональных проектах. Например, в школе реализуется проект «Урок-секция», целью которого является мотивация обучающихся к занятиям физической культуры и спортом.

В рамках спортивного, духовно-нравственного и интеллектуального направления в школе реализуется туристско-краеведческая деятельность, а в рамках социального направления – патриотическое воспитание, через российское детско-юношеское движение «Юнармия».

В школе организованы бюджетные (бесплатные) объединения дополнительного образования: спортивная аэробика, ОФП, волейбол, баскетбол, шахматы, хореография, вокальная студия, легоконструирование и оригами, бисероплетение и вязание, ракетно-космическое и 3D-моделирование, основы программирования и робототехника, естественнонаучные и социально-педагогические кружки. Также в рамках внебюджетных занятий дополнительного образования в школе организованы Кембриджские курсы.

Хочется отметить, что школа в рамках реализации проекта «Профессиональное обучение без границ» взаимодействует с несколькими профессиональными колледжами. Школьники старших классов имеют возможность получить профессию в рамках этого проекта и при завершении успешного обучения получить свидетельства о профессии.

Ещё в школе реализуется очень интересный городской проект «Кино в школе», в рамках которого детям продемонстрировали много добрых, патриотичных и воспитывающих нравственность фильмов отечественного кинематографа.

В целях учета мнения обучающихся ежегодно в 9, 10 и 11 классах создается Совет обучающихся. В Совет обучающихся класса входят все обучающиеся класса. На первом заседании Совета избирается председатель Совета класса, заместитель председателя, секретарь.      

Деятельность школы регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», уставом школы, нормативными документами, издаваемыми федеральными и иными органами государственной власти и управления в области образования.

Коллектив школы доброжелателен, учителя охотно делятся педагогическим опытом. Директор всегда готов обсудить вопросы относительно образовательного процесса и развития образовательного учреждения; прислушивается к конструктивным предложениям.













Изучение возможности формирования нравственных качеств личности младших школьников на основе анализа художественных произведений.

Нравственное воспитание школьников подразумевает под собой целенаправленное формирование в каждом учащимся высоких нравственных качеств, основанных на необходимости неуклонно следовать этим нормам в своем поведении. Из толкового словаря Ожегова С.И. нам известно, что нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [41].

Как писал Харочев А. Г., нравственное воспитание состоит из:

  • формирования в человеке сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласования личного поведения с интересами общества, готовности принять социальные требования и социальный контроль;

  • ознакомления человека с нравственными идеалами, требованиями общества (моральными нормами), понимание их правомерности и разумности;

  • превращения знаний в нравственные убеждения; Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [11].

  • формирования устойчивых нравственных эмоций (совести, долга, достоинства, стыда) и нравственных качеств (честности, принципиальности, последовательности, смелости);

  • усвоения внешней культуры поведения, как одно из главных проявлений уважения к другим людям и одного из основных условий нормального функционирования человеческих коллективов;

  • формирования нужных обществу нравственных привычек.

Таким образом, в нравственном воспитании можно выделить последовательно проходящие процессы:

1) восприятие и запоминание какой-либо ситуации, поступка;

2) осознание и переживания этой ситуации и выработка положительной или отрицательной оценки к этому;

3) возникновение чувства личной причастности к этому и личной значимости.

Подлинно нравственная культура человека выражается в его действиях в соответствии с принятыми в обществе нормами поведения, при этом не только для того, чтобы выглядеть нравственным человеком, но, прежде всего, для того, чтобы самому получать удовлетворение от своего поведения.

Занимаясь воспитанием школьников, педагоги ставят перед собой определенные задачи и цели. Основные из них:

а) формирование новых, общественно ценных личностных качеств и искоренение не соответствующих нормам социального поведения привычек, склонностей и черт характера;

б) усиление положительных, но недостаточно развитых качеств, способностей и уменьшение проявления нежелательных отрицательных черт характера.

Формирование нравственности учащихся происходит на всех уроках. Воспитательными факторами являются не только содержание, методы и организация обучения, но и отношения детей с педагогом, личность учителя, его знания и убеждения. Важна атмосфера в образовательном процессе. При этом сам ученик также воспитывает себя сам с правильной подачи педагога.

В начальной школе необходимо достиг­нуть нравственно-воспитательный уровень, при котором ребенок поступает нравственно не только в социуме, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться за других и сопереживать другим. В младшем школьном возрасте ребенок умеет оценивать свое поведе­ние, опираясь на нормы, которые приняты им. Учитель должен постепенно приучать детей анализу своих поступков.

Хорошие поступки детей необходимо одобрять, желательно в присутствии коллектива. А нехорошие поступки - должны вызывать порицание педагога, и это лучше делать один на один. В детском коллективе нужно вызывать чувство сожаления относительно плохих поступков своих или сверстника и побуждать желания предотвращать подобные поступки.

Воспитание нравственности в детях достигается  при  использовании  различных  приемов  и  методов. Например, на уроках литературного чтения используются:  этические беседы с разъяснениями; чтение  и  анализ  рассказов, сказок, пословиц, поговорок и притч.  С помощью методов, используемых с учетом психологических, физиологических и иных особенностей детей младшего школьного возраста, учитель сменяет ложные представления норм поведения на верные и преодолевает влияние неправильных представлений на поведение учащихся.

В  младших  классах  часто  используется  рассказы  на  этические  темы.  Такой рассказ представляет собой яркое  эмоциональное  изложение событий с нравственным  содержанием и подтекстом.  Он воздействует  на  чувства, помогает  понять  и  усвоить смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения,  раскрывает содержание нравственных понятий и вызывает  положительное отношение к поступкам, которые соответствуют нравственным  нормам,  влияя  на  поведение.

У  рассказов  на  этические нравственные темы  несколько функций [7]:

  • служить  источником  знаний;

  • обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей;

  • служить  способом  использования  положительного  примера.

Необходимо, чтобы рассказы, применяемые в образовательном процессе, соответствовали  прошлому опыту  школьников.  В  младших  классах  он  краток,  доступен и соответствует  переживаниям  детей, сопровождается  иллюстрациями, а музыкальное сопровождение усиливает  его  восприятие. Рассказ  должен  эмоционально переживаться  слушателями и читателями,  чтобы  впечатления  от  него  сохранились  надолго. Часто воспитательное  значение  этического  рассказа  снижается  из-за  того,  что  сразу  после  него  дети  переходят  к  деятельности,  совершенно  отличной  и  по содержанию,  и  по  настроению,  например  к  спортивному  соревнованию [12].

Разъяснение  –  метод  эмоционально-словесного  воздействия  на  воспитанников,  важная  черта  которого,  является  ориентированность  на  коллектив класса или отдельного  учащегося. Разъяснение применяется для того, чтобы сформировать и закрепить новое моральное качество  или  форму  поведения; для  создания  правильного  отношения  учащихся  к  определенному поступку,  который  уже  совершен.

Младшие школьники достаточно внушаемы, поэтому метод разъяснения в большей степени опирается именно на внушении, для которого характерно некритического восприятия школьниками педагогического воздействия. Учитель, опираясь на особенность психики младшего школьного возраста, использует внушение через разъяснение для усиления других методов воспитания.[12]

В педагогической работе по нравственному воспитанию часто применяется такой метод, как этическая беседа, которая привлекает учащихся к обсуждению поступков персонажей произведений, их анализу и развитию нравственных оценок суждений. Цель такого метода в том, чтобы дать ученикам возможность осмыслить свой ежедневный опыт, опыт коллектива, и расширить границы социальных, нравственных представлений, связывая их с конкретной деятельностью и поступками.

Этическая беседа является методом последовательного и систематического обсуждения ситуаций, поступков, знаний с участием педагога и учащихся, в котором учитываются точки зрения всех собеседников и взаимоотношения строятся на равноправии и сотрудничестве. А предметом таких бесед становятся моральные, нравственные и этические проблемы.

В младших классах в этические беседы стоит включать небольшие инсценировки, чтения отрывков из художественных произведений, которые будут полезны и эффективны в воспитательной работе. По завершению беседы необходимо организовать практическую деятельность учеников, чтобы выявленные проблемы, нравственные понятия и нормы поведения укоренились и были приняты детьми. Этическая беседа обязана нести в себе проблемный характер. Необходимо направлять учащихся, помогая тем самым самим ставить нестандартные вопросы, находить на них ответы и правильно понимать суть обсуждаемой проблемы. Нельзя вести беседу по запланированному сценарию или превращать её в лекцию, а нужно дать возможность самим детям делать определенные выводы и аргументировать правильную точку зрения, необходимо научить школьников уважительно относиться к мнению других участников беседы. А материал для этической беседы должен соответствовать личному опыту учащихся.[12]

Пример это ещё один из важных воспитательных методов, дающий образцы для подражания, что активно и эффективно формирует убеждения учащихся и осознания ими нравственных норм, активизируя необходимую деятельность школьников. Часто примерами становятся те, кто постоянно фигурирует в жизни детей: родители, учителя, родные, друзья. Также примером могут служить персонажи книг и фильмов, исторические личности, различные выдающиеся ученые.[12] Благодаря подражанию примерам учащиеся приобретают социальный и нравственный опыт.

Конечно, в жизни дети сталкиваются не только с положительными примерами, но и с отрицательными. Поэтому нужно обращать внимание учащихся на негативные последствия неправильных поступков и научить детей анализировать и делать правильные выводы, извлекая для себя необходимый опыт. Младшим школьникам свойственно авторитетное отношение к педагогу, в связи с этим можно наблюдать, что дети готовы подражать учителю. Поэтому важно, чтобы педагог действовал систематически и последовательно своим авторитетом.

Методы и возможности формирования нравственных качеств личности младших школьников различны и хороши, но эффективны лишь при определенных условиях:

  • должны быть гуманными по отношению к учащимся, не нарушающими прав ребенка и не унижающими его;

  • обязаны быть осуществимыми с логическим завершением;

  • должны применяться тактично и с индивидуальным подходом;

  • подбор методов и возможностей производить с учетом возможных результатов их на конкретного ребенка;

  • применение методов требует терпения и терпимости, т.к. необходимый результат будет достигнут не сразу;

  • практические методы и возможности должны преобладать в духовно-нравственном воспитании школьников;

  • применять методы необходимо в комплексе, с учетом возраста учащихся и воспитательной задачи.




































Разработка методических рекомендаций по развитию нравственных качеств

Текст художественного произведения одновременно выполняет две функции, как одну: образовательную и воспитательную, это способствует формированию личности. Задача педагога заключается в том, чтобы учитывать все грани художественного произведения: эстетическую, проблемную, психологическую, эмоциональную. При этом следует не забывать, что необходимо научить детей воспринимать текст как источник эстетического наслаждения.

Основа литературы как учебного предмета это  чтение и изучение, осмысление, анализ художественного произведения и восприятие его как источника мыслей и переживаний.

Рассматривая текст, как сред­ство духовно-нравственного воспитания личности, то при отборе конкрет­ного материала для учащихся, необходимо обратить особое внимание именно на художественные произведения (отрывки из них). Очень важно сосредоточить внимание детей на образах персонажей, научить различать чувства, мысли и переживания героев и свои. Анализ художественного произведения становится совместной творческой деятельностью педагога и ребенка. Стоит уделить особое внимание текстам на этические темы. В таких произведениях раскрываются нравственные понятия и даются необходимые оценки определенным поступкам, что формирует у школьников положительное отношения к нравственным поступкам, в соответствии с нормами поведения.

Анализируя художественное произведение, совместно с детьми выделяется герой сюжета, складывается определенный образ, фиксируется взаимосвязь с другими персонажами произведения, соотносятся их поступки с мотивами и последствиями. В итоге дети делают необходимые выводы.[1]

Для более глубокого осмысления детьми художественного произведения духовно-нравственной тематики стоит использовать на уроках инсценировки отрывков произведения или объясняющие смысл поговорки, пословицы.

Часто дети не умеют скрывать свои эмоции, поэтому выражение лица служит инструментом распознания нравственных эмоций и чувств по внешним проявлениям. Во время инсценировки воспитательного отрывка художественного произведения дети показывают своё отношение к персонажам, к их поступкам. Таким образом, педагог может проследить и тонко уловить понимают ли учащиеся суть произведения, нравственный подтекст и воспитательную мысль, заложенную автором.

Не только по выражению лица можно определить восприятие детьми сюжета и нравственный подтекст произведения, но и по движению тела во время инсценировки, голосовым реакциям и речевым интонациям.

При использовании инсценировок в процесс включаются несколько методов:

Разъяснение – поскольку младшие школьники достаточно внушаемы;

Этическая беседа – каждый из учащихся имеет возможность не только высказать свою точку зрения, но и показать наглядно, как он видит проблему произведения со своей точки зрения;

Пример – подражание одно из основных постулатов инсценировок, дети подражают героям и персонажам художественного произведения, тем самым проживают эмоционально-нравственные чувства.

При этом, как можно заметить, методы взаимосвязаны и объединены. В таком подходе эффективность развития нравственных качеств на высоком уровне.

Для творческой деятельности на основе анализа литературных произведений (например, басен) в урок можно включить рисование иллюстраций к произведениям, поговоркам и пословицам. Т.к. для иллюстрирования определенного текста, ученику необходимо осмыслить и пропустить через себя проблему и суть, заключенную в произведении. Таким образом, через рисование прорабатывается ситуация описанная в тексте, а значит более глубоко осознаются нравственные нормы.

На уроках литературного чтения в младших классах эффективно использовать метод первичного восприятия произведения (методика А.А. Кушнира). [14] Учащиеся читают текст вслух, за счет этого могут проанализировать его сразу. При таком подходе педагог видит эмоциональную реакцию детей на то или иное произведение. Оптимальным приёмом для понимания восприятия детьми произведения является беседа. Но не следует задавать ученикам более 5 вопросов. Во время беседы у учеников закрепляются первые впечатления от литературного произведения. Подойдут такие вопросы:

  • Понравилось ли произведение?

  • Кто из героев произведения понравился больше всего?

  • Что больше всего запомнилось из прочитанного произведения?

  • Какими чертами характера обладает герой произведения?

  • Как вы оценивайте поступок главного героя?

Во время такого опроса, мы понимаем, как учащиеся восприняли прочитанный текст, а ответы на поставленные вопросы будут основным ориентиром для дальнейшего анализа произведения. При беседе может возникнуть проблемный вопрос, но именно он делает анализ естественным и нужным процессом, подталкивает учащихся более глубоко задуматься над содержанием произведения.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования во время практики можно сделать определенные выводы:

  • Нравственность это социально-психологическая сфера образования, которая базируется на личных, интеллектуальных, эмоциональных убеждениях, формирующих потребности, мотивы, интересы и направленность личности.

  • Нравственно-духовное воспитание младших школьников это одна из важнейших социальных проблем нашего общества.

  • Устойчивость нравственного поведения ребенка указывает на качество и эффективность воспитательного процесса.

  • Задачи духовно-нравственного воспитания включают в себя: уважение к другим людям и способность учитывать их особенности и интересы; способности и стремление к самооценки своего поведения и своих поступков; понимание плохого и хорошего; воспитание чувства социальной ответственности за свои действия.

  • Критериями нравственности являются способности использовать и применять имеющиеся знания и навыки в решении нравственных задач в обществе.

  • Эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационных, содержательных и операционных.

  • Также для формирования нравственных качеств у младших школьников необходимо включать в программу литературного чтения произведения устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) и применять разнообразные методы и возможности в образовательном процессе.[1]

Уроки литературного чтения несут в себе огромный духовно-нравственный потенциал для формирования нравственных качеств младших школьников. Авторы художественных произведений знакомят учащихся с различными нравственными понятиями, такими как гнев и сострадание, бездушие и милосердие, зло и доброта, жизнь и смерть, ложь и правда.

А вопросы, которые ставятся перед учениками на уроках литературного чтения, дают возможность более глубоко увидеть, прочувствовать эмоциональную жизнь человека, приобрести навыки отождествлять себя с другими. От педагога начальных классов зависит много в вопросах духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Таким образом, можно сказать, что педагог сеет в души детей зерно нравственности с помощью художественных произведений, своего личного отношения к детям, методов используемых на своих уроках и систематической работой в этой сфере, а значит, закладывает фундамент для формирования духовно-нравственного, социально здорового общества страны.

 





















Список используемых источников

  1. Андриянов М.А. Беседы о нравственности в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе / М.А. Андриянов, М.: Книжный дом – 2018. – 256с.

  2. Богданов Е.Н., Филонов Л.Б. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 504 с.

3. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Литературное чтение: Учебник для 2 класса по программе «Школа России» [Текст] / В.Г. Горецкий, М.: Просвещение, 2020. – 160с.

4. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. - М.: Просвещение, 2016. - 24с.

5. Карпушина Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова / Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1. - С. 42–46.

6. Немов Р.С. Психология образования./ Р.С. Немов – М.: Владос, 2018. – 606с.

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов – М.: Мир и образование, 2020. – 736с.

8. Пазухина С., Шайденкова Т. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. Учебно-методическое пособие. / С. Пазухина – М.: Инфра-М., 2021. – 231с.

9. Раппопорт Р. Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги / Р.Раппопорт, - М.: Индивидуум, 2021. – 256с.

10. Сибаева, Г. М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нравственных качеств младших школьников / Г. М. Сибаева., Д. Н. Баязитова, Р. М. Халисова / Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 30. - С. 7 - 10.

11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /В.А. Сухомлинский – М.: Концептуал, 2017. – 346с.

12. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности /К.Д. Ушинский – М.: АСТ, 2018. – 576с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2019. - 47с.

14. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников /А.В. Рыбакова, Л.В. Филиппова/Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. ч. 5. № 11. С.800-803.

15. Ширяева Н.А., Романов В.П. Неклассический вероятностно-статический метод научных исследований. Применение в психологической педагогике./ Н.А.Ширяева, В.П.Романов, - М.: ДеЛибри, 2018. – 136с.

24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!