Анализ ВПР по русскому языку в 5-А классе
Дата проведения: 16 марта 2023 г.
Назначение ВПР по учебному предмету «Русский язык» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5-А класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах в обучении.
Контрольные измерительные материалы ВПР направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.
Изучение русского языка в 5 классе и содержание ВПР по русскому языку для 5 класса базируются на образовательных результатах освоения обучающимися предмета «Русский язык».
Структура варианта проверочной работы
Вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Задания 1–9 предполагают запись развернутого ответа, задания 10–12 - краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила.
Задание 2 предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
фонетический разбор направлен на проверку предметного учебно- языкового аналитического умения обучающихся проводить фонетический анализ слова;
морфемный разбор – на проверку предметного учебно-языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;
синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно- языкового аналитического умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка.
В задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи.
Задания 5, 6 и 7 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение обучающихся (опознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение); умение применять синтаксическое знание в практике правописания; пунктуационное умение соблюдать пунктуационные нормы в процессе письма; объяснять выбор написания (6, 7 задания), в том числе − с помощью графической схемы (задание 5).
В задании 8 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия), проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 9 предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации.
Задание 11 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать конкретное слово по его лексическому значению с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации.
В задании 12 проверяется предметное учебно-языковое умение находить к слову антоним с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом.
Правильно выполненная работа оценивается 45 баллами.
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается от 0 до 12 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3, 8, 9 оценивается от 0 до 2 баллов.
Ответ на каждое из заданий 6 и 7 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответ на задание 4 оценивается от 0 до 5 баллов, на задание 5 – от 0 до 4 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом.
Таблица по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–17 | 18-28 | 29-38 | 39-45 |
Оценка работы:
Максимальное количество первичного балла - 45
От 18 до 38 баллов - базовый уровень.
От 39 до 45 баллов - повышенный уровень знаний.
В классе 20 обучающихся. Анализу подлежат работы 17 обучающихся, так как 3 ребят отсутствовали по болезни.
Результаты работы (из 17 работ):
Максимальное количество баллов -45
От 0 до 17 баллов – низкий уровень знаний – 0 уч. – 0%
От 18 до 38 баллов- базовый уровень- 16 уч. - 94 %
От 39 до 45 баллов- повышенный уровень знаний - 1 уч. - 6 %
По результатам выполнения работ:
«2» - 0 уч. – 0 %
«3» - 8 уч. – 47 % ;
«4» - 8 уч. - 47%;
«5» - 1 уч. – 6 %
| Кол-во уч. | % |
Подтвердили | 14 | 82 |
Понизили (Отм.˂Отм. по журналу) | 3 | 8 |
Повысили (Отм.˃Отм. по журналу) | 0 | 0 |
Данная работа выявила, что большинство обучающихся подтвердило свои оценки за предыдущую четверть.
Темы, требующие дополнительной проработки в разрезе школы (процент выполнения заданий ниже 50%):
- орфоэпические нормы современного русского литературного языка (задание 3);
- ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (задание 9).
50001 | |
50002 | |
50003 | |
50004 | |
50005 | |
50006 | |
50007 | |
50008 | |
50009 | |
50010 | |
50011 | |
50012 | |
50013 | |
50014 | |
50015 | |
50016 | |
50017 | |
| |
| |
Причины допущенных ошибок:
-неумение обучающихся видеть орфограммы, подбирать проверочные слова;
-неумение самостоятельно использовать изученные правила;
-слабое усвоение теоретического материала по темам: «Орфоэпические нормы», «Правописание корней», «Типы речи» и др.;
-отсутствие достаточных навыков самостоятельной работы.
План работы по устранению ошибок:
В курсе русского языка уделить больше внимание при изучении материала тем вопросам, в которых были допущены ошибки. Такие проверочные работы предлагать обучающимся чаще для формирования основных умений.
Следует включить в дальнейшую работу следующие пункты:
- продолжить работу над разборами слов; анализом текстов;
- выстроить работу на уроках по записи текстов, направленных на знание орфографических и пунктуационных правил русского языка;
-тренировать обучающихся в выполнении тестовых работ;
-продолжить работу над выработкой у обучающихся навыков самопроверки и самоконтроля;
- в целях совершенствования орфографической зоркости вести индивидуальную дифференцированную работу с учетом пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Учитель русского языка Шикина Т.И.