ГБПОУ «Торопецкий колледж»
Доклад на пед. совете 10.01.2020
С.И.Гапонова, преподаватель ГБПОУ «Торопецкий колледж»,
Тема: Отчёт о воспитательной работе, проведённой куратором учебной группы 24.18 П за 1 семестр 2019-2020 г.
( Группа является коррекционной, состоит из 13 обучающихся с ограниченными возможностями).
Учебная деятельность с обучающимися моей группы требует индивидуального подхода по той причине, что каждый подросток имеет только ему присущую особенность. Например, кто-то воспринимает материал в форме лекции и не успевает записывать, у кого-то наоборот, проблема с письмом, т.к. нарушена координация движений; кто-то может выполнять деятельность по стереотипу, другому необходимо разнообразие в деятельности. Большие различия существуют в быстроте восприятии учебного материала.
У многих обучающихся существуют проблемы в семьях, которые ни мы, ни они сами не можем разрешить. и подход к таким подросткам требует внимательного и бережного отношения .
Для того, чтобы профессиональная самореализация детей с ОВЗ была действительно успешной, в СПО должны быть решаемы трудности детей с ОВЗ. Это означает, что каждому преподавателю нужно работать с каждым подростком, учитывая его личностные особенности, то есть работать по индивидуальным планам.
Моя внеклассная работа с обучающимися, имеющими ОВЗ, направлена на их интеграцию в учебный процесс; повышение успехов в овладении профессиональными навыками; формирование структуры духовно-нравственного, патриотического, экологического, эстетического, физического воспитания наравне со здоровыми сверстниками; решает проблемы формирования личности. Как обязательные средства я применяю:
эффективные формы взаимодействия с семьей обучающегося (или лицами его опекающими), а именно: получение значимой дополнительной информации о ребенке (подростке, лице юношеского возраста), консультирование родителей, формирование согласованных позиций в отношении перспектив его профессионального развития;
организацию длительного динамического наблюдения за формированием личностных качеств обучающегося, значимых для освоения будущей профессиональной деятельности.
Мероприятия, проводимые мною в группе, помогают усвоить социальный опыт, исследовать исторический опыт поколений, быть в гармонии с окружающим миром и собой.
Во многих случаях воспитательная работа осложнена тем, что у детей с ОВЗ своя специфика восприятия: у них наблюдается избегание контактов и взаимодействий с окружающими их людьми, снижение произвольности в действиях и стремление к стереотипам в деятельности. Все это существенно обедняет коммуникативный опыт и снижает возможность использование речи как средства коммуникации. В связи с этим, во всех без исключения внеклассных мероприятиях, особая роль отводится общению между подростками, их речевому взаимодействию между собой.
Относительно механизмов возникновения речи Л.С. Выготский отмечал: «речь рождается в диалоге». Никольская О.С. подчеркивает, что связная речь формируется только в процессе взаимодействия, в структурированной и понятной ребенку деятельности, например, игре по правилам. При этом, становится очевидно, что из-за отсутствия самого навыка взаимодействия с партнерами по общению, у детей значительно снижаются возможности к естественному владению звучащей речью.
По итогам успеваемости за семестр образовалась группа студентов успешно осваивающих программу по профессии «Повар». В неё входят: Михайлова Виктория, Леонова Ульяна, Зилгалов Михаил, Маркова Нина. Они обучаются на «4» и «5», что составляет 15% качественной успеваемости.
Таким обучающимся как Сорока Алина, Лясникова Ольга, Трофимова Дарья, Пазин Андрей учёба достаётся с трудом, но они прилагают усилия для того, чтобы освоить материал программы.
Цыбульский Стас не овладевает знаниями в полной мере, так как не посещает занятия по причине непрерывных болезней.
Сейидов Русал несмотря на проделанную мной совместно с соц. педагогом Смирновой Светланой Юрьевной работу с самим обучающимся, а так же с его родителями по вопросу необходимости обучения студента в колледже для его трудоустройства в последствии, отказался обучаться по данной программе.
Средний балл по обучению составляет 3,8%; процент посещаемости равен 94; процент прогула 4.
Можно сказать, что успеваемость в группе является слабой, так как обучение ведётся по программам обычных групп, не адаптированных под коррекцию.
Значительные пропуски занятий имеются у Цыбульского Стаса и Трофимовой Дарьи. У этих обучающихся пропуски занятий как по уважительной причине – по болезни, так и без уважительных причин.
По сравнению с этим же периодом прошлого учебного года организованность и сплочённость группы возросла.
Подводя итог сказанному можно сделать вывод о том, что если в колледже обучаются дети с ограниченными возможностями, то обязательным условием для успешного освоения ими программы по профессиональной подготовке, необходимо чтобы эта программа была адаптирована с учётом особенностей обучающихся по ней студентов. а педагогам, разумеется, самим надо получить специальные знания, как работать с такими детьми.