СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчёт о проведённом коучинге по теме "Критерии и дескрипторы в системе оценивания"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчёт о проведённом коучинге по теме «Критерии и дескрипторы в системе оценивания»

Коуч: Бочкова Т.А.

Переход от традиционной модели оценивания к критериальному оцениванию учебных достижений учащихся – одна из важнейших составляющих процесса модернизации системы образования. Коллектив школы-гимназии №30 всегда был и остаётся одним из проводников всего нового не только в городе, но ив области. Учителя понимают, что аспект оценивания является одним  из острых и часто обсуждаемых, так как «Оценивание - категория, касающаяся любого вида деятельности, в которой планомерно и систематично собраны свидетельства обучения, используемые для принятия заключения о его качестве».(«Руководство для учителя»).Верное решение данной проблемы важно и  для учителей, и для учеников ,и для родителей, ведь не секрет , что нам порой сложно объяснить ребёнку и его родителям, из каких компонентов складывается отметка.  Таким образом, очевидна важность именно критериального оценивания, когда отметка адекватно отражает качество обучения, так как данный вид оценивания предполагает выставление оценки учебных достижений учащихся в соответствии с заранее известными критериями оценивания. Понимая значимость данного аспекта, учителя в беседе со мной предложили провести коучинг по теме «Критерии и дескрипторы в системе оценивания».

Цели: познакомить учителей с понятиями «критериальное оценивание», «критерии» и «дескрипторы» с приёмами разработки дескрипторов,  нацелить на применение в практике критериальное оценивание, показать важность критериального  оценивания в учебном процессе.

 Задачи: содействовать разработке критериев и дескрипторов в ходе групповой работы;

содействовать разработке критериев и дескрипторов в ходе групповой работы;

- нацелить на применение критериев и дескрипторов на практике.

Ожидаемый результат: уметь разрабатывать критерии и дескрипторы к заданной теме;

уметь разрабатывать критерии и дескрипторы к заданной теме;

- с помощью различных способов оценивания влиять на успешность учебного процесса.

 Так как оценивание – важная составляющая работы любого учителя, на коучинги пришли преподаватели  разных предметов, имеющих разный стаж и категории. Учителя начальной школы -2; русского языка и литературы -2, истории -2, казахского языка -3, математики -1, музыки -1,физкультуры -1.

По стажу- 1 год -  2 учителей;

                  3-5 лет 2 учителей;

                   5-10 лет- 3 учителей;

                    Более 10 лет 6 учителей.

В начале коучинга, который проходил между сменами, была предложена разминка, целью которой было снять напряжение, усталость, но в тоже время настроить на эффективную работу. Мне это удалось, так как учителя не только задорно танцевали, но и  оценили своё настроение как положительное, высказали готовность к работе.

После активной разминки деление на группы должно было быть более спокойным, поэтому свой выбор я остановила на приёме «Разноцветные стикеры». Многие учителя сразу отметили, что им понравилось этот несложный и вместе с тем оригинальный способ деления на группы. Учитель истории: «Возьму себе на заметку, так как уверена, что детям понравиться такая форма».  

Вводное задание показало, что оценить свою или чью –либо работу не так легко. Учителя, увлечённо, как дети на уроке, создавали свои поделки, но при выставлении  оценок убедились, что быть объективными сложно. Я задала вопрос: «Довольны ли вы полученной вами оценкой? Почему?»

 « Я поставила себе высокий балл, но коллеги почему-то оценили средне»,- вот такие высказывания можно было услышать  в ответ. Учителя включились в дискуссию, в ходе которой пришли к выводу, что такие ситуации нередки на уроках, то есть задание помогло учителям оказаться на стороне учеников и понять необходимость выработки определённых критериев.

После Просмотра  видеоролика «Что говорят дети об оценке в современной школе?» и ключевой презентации учителя самостоятельно сформулировали цели занятия: познакомиться с разными видами оценивания, понять сущность критериального оценивания. Но мой вопрос «Как вы думаете, эффективна ли существующая система оценивания в современной школе?» - учителя разошлись во мнениях. И это хорошо, так как наличие разных точек зрения –это стимул к поиску истины, что и является главной целью коучинга.

«Через презентацию я получила  теоретические сведения о суммативном и формативном оценивании» (учитель начальных классов).

«Мне больше заинтересовала та часть, в которой рассказывалось о том, что такое критерии и дескрипторы» ( учитель истории)- такие реплики прозвучали после просмотра презентации, что дало мне возможность понять, что тема действительно важна, не оставила равнодушным никого из коллег.

Следующей моей задачей было дать возможность  учителям на практике разработать критерии для оценивания своих работ. Коллеги, совместно разрабатывая критерии, а затем, снова оценивая по ним свои работы, приходили к выводу, что критерии позволили выставить более объективные баллы. На вопрос: «Могут ли они стимулировать учащихся для получения заветной отметки?» Коллеги ответили, утвердительно, поэтому данные  критерии в идеале надо разрабатывать совместно с учениками. Я убедилась, что была права в том, что предоставила учителям самим выработать критерии, ведь изначально  планировалось дать их в готовом виде.

Задание по разработке дескрипторов вызвало у учителей сложность. Я поняла, что включать одновременно для ознакомления и критерии, и дескрипторы в один коучинг было ошибочно. Правильнее было по дескрипторам провести отдельное занятие. Это была самая шумная часть кочинга, я подходила то к одной группе , то к другой , пытаясь объяснить, это также было моей ошибкой , так как учителя , даже начав работу продолжали не понимать сути и вновь звали меня. Надо отдать должное коллегам: после ряда ошибок они всё-таки справились с заданием, а для меня это стало уроком: более чётко подходить к планированию и не решать глобальные задачи, двигаться постепенно. Один из учителей, вторя моим мыслям, сказал: «Это Вам легко, но мы на курсах не учились».

Я предложила командам разработать критерии для взаимооценивания. На данном этапе я увидела, что учителя разобрались в теме, и теперь задание не вызывало у них негативных откликов, а это означало, что в целом предыдущая работа принесла свои плоды.

Однако проведение   следующего задания я несколько я изменила, выбрав более простой способ: вместо приёма «Фишбоун» приём «Инсерт» для ознакомления с целями оценивания. По ходу выступления коллег, я видела их неподдельный интерес и убедилась, что выбрала верный приём, который учителя взяли себе на заметку для применения на уроках. Вот вопросы , заданные мною: «Каким образом поддержка или похвала может повлиять на результат деятельности учащегося? Какой вывод можно сделать?» Вот некоторые ответы учителей:

Учитель русского языка и литературы: «Старый подход к оцениванию деятельности учащихся снижает уровень их мотивации к учению, формирует у них синдром «боязни неуспеха», а при  критериальном оценивании  ученик проявляет  собственное желание быть готовым и способным расширять свои знания, умения, находить пути решения учебных задач».

Таким образом я поняла, что достигла поставленных целей. Итоговая рефлексия «Самолётики» подтвердила мои выводы, ведь больше было положительных откликов, чем негативных, среди которых были скорее предложения, чем отрицательные высказывания.  Кстати, проведение такого вида обратной связи прошло очень позитивно, завершилось занятие общим запуском самолётиков и аплодисментами в адрес друг друга.

Анализируя итоги коучинга, я могу выделить следующие положительные моменты. Не было равнодушных учителей, все были активны, дискутировали, отвечали на открытые и закрытые вопросы, сами их задавали. В целом самостоятельно делали выводы. Даже сложные задания не останавливали коллег, наоборот, стимулировали на поиск решения проблемы. Высказывания учителей в конце коучинга и рефлексия помогли понять, что участники поняли важность критериального оценивания, понимают, что такое критерии и дескрипторы, могут самостоятельно их разрабатывать. Здесь стоит отметить, что лучшие дескрипторы получились у учителей гуманитарных наук. 

Конечно, не обошлось без ошибок. Как я отмечала, ошибки касаются планирования, так как я не учла важный момент: то, что для меня ясно и понятно, моим коллегам может быть сложно, ведь многие из них столкнулись с данными понятиями впервые. Также я не напомнила учителям о распределении ролей в группе, поэтому в начале внутри групп шли споры. Также к минусам отнесу то, что не предупредила о том, что надо выключить мобильники, поэтому в самый разгар обсуждения или выступления спикера можно было услышать гудок телефона, это вызывало дискомфорт у меня, как ведущей, и участников, особенно тех, чей мобильник звонил, они чувствовали свою вину, хотя это был прежде всего мой минус как организатора занятия.

Я считаю необходимым провести ещё как минимум 2 коучинга по данной теме, также изучить дополнительно литературу по проведению коучингов, учитывать психологию участников, привлечь их для разработки заданий, причём таких, которые буду нацелены обучение учителей применять те или иные новые подходы на практике.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!