СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

 

Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Художественная деятельность является неотъемлемой частью при формировании творческого, эстетического и эмоционального восприятия детей. Так же художественное творчество развивает основную психологическую функцию – мелкую моторику рук.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»»

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский


Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Художественная деятельность является неотъемлемой частью при формировании творческого, эстетического и эмоционального восприятия детей. Так же художественное творчество развивает основную психологическую функцию – мелкую моторику рук.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно с родителями.


Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью художественного творчества.


Основные задачи:


• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук


• Формировать координацию движений


• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости


• Способствовать развитию творческих способностей


• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь


• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия


Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы.  


Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.


Работа по самообразованию проводится мною с 2016года согласно поэтапно-перспективному творческому плану и включала в себя следующее:


1. Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использую в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда): имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).


Пальчиковые игры я выбираю те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.


2. В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяю художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.)


2.1. рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагаю детям различную тематику, что позволяет сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получаются очень увлекательными и продуктивными.


2.2. лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).


2.3. аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Олимпийский мишка», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.


Работа с родителями.


Особое внимание я уделяю работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Для родителей я подготовила консультацию «Игры для детей 4-5 лет на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы).


Родители с детьми дома играют, делают поделки, разукрашивают, обводят по контуру.


В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, содержанием и методикой проведения занятия, а так же был представлен отчет о проведенном занятии с фото.


Подведение итогов.

За два года работы над темой самообразования я наработала материал: разработала методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр; разработала игры-драматизации с элементами пальчиковых игр; подобрала картотеку пальчиковых игр с детьми в разных видах деятельности.


Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигают хороших результатов в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что благотворно влияет на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. 

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

На будущее планирую:

  1. Продолжать совершенствовать наши начинания.

  2. Разработать дидактические игры для развития мелкой моторики пальцев рук.

  3. Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями.

  4. Продолжать сотрудничать с родителями, привлекать их к разного рода мероприятиям совместно с детьми.

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!