СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о процессе планирования развития школы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет о процессе  планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности, наличие соответствующих графиков, диаграмм

         За период моей так быстро проходящей школьной практики проделана существенная и , по моему мнению, по мнению инициативной группы , которая активно включилась в процесс внедрения новых подходов в обучении и преподавании, очень важная работа. Определение стартовых условий школы и перспектив развития  - немаловажные факторы , которые были определены мною не только через изучение школьной документации , но и благодаря учету мнений учеников , учителей , родителей , руководства школы ,  благодаря проведенному анкетированию коллектива школы . На первый план  я выдвинула вопросы : Какова готовность педагогического коллектива к внедрению новых подходов ? Какие мотивы ? Насколько развита мотивация  ,   что движет учителями в стремлении к преобразованиям?

          Анализ,  полученных через анкетирование , SWОT-анализ, интервьюирование  данных, показал готовность к преобразованиям через осмысление сложившейся ситуации и необходимости таких изменений , которые помогли бы успешно преодолеть требующие немедленного искоренения возникших и копившихся годами барьеров : НИЗКАЯ МОТИВАЦИЯ у учеников, преподавание БЕЗ УЧЕТА ПРЕОБРАЗОВАНИЙ в самом широком смысле ПРЕОБРАЗОВАНИЙ , происходящих В МИРЕ.          Все полученные данные были обсуждены и внутри инициативной группы и, как следствие, был разработан план по реализации действий , необходимых для совершенствования учебного процесса в целом. С учетом того , что в школе до меня учебу успешно прошли на 3 – месячных курсах шесть учителей 3 – го базового уровня и нет учителей 2 – го базового уровня, мне приходилось учитывать это обстоятельство и вносить коррективы в свою деятельность , чтобы планомерная работа не носила обрывочный характер , а была последовательным и непрерывным процессом , опирающимся на знание сложившейся ситуации.

          Мои подопечные учителя – коуч и ментор -  ознакомленные  с планом развития школы и внесли свои предложения , исходя из своего опыта работы после прохождения курсов , с готовностью восприняли идеи , лежащие в основе процессов коучинга и менторинга. Таким образом,  с учетом реалий сегодняшнего учебного процесса в моей школе был мною составлен и  предложен  план развития школы , приоритетным направлением которого является развитие мотивации у учеников через внедрение и результативное - с учетом возрастных особенностей - модуля – информационно- коммуникационные технологии. 

       Основательная разработка программы коучинга и менторинга (Приложения 1,2)  – это процесс , который показал важность и ценность приобретенных мною знаний на 3 – месячных курсах  и , именно , на 1 –ом продвинутом  уровне , где ставится  на первое место  работа не с отдельно взятым учеником , группой , учителем , а с коллективом. То есть, мне важно вовлечь учителей в творческий процесс и показать на основе научных данных , исследований и положительной динамики от внедрения новых подходов в обучении и преподавании НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

          Моя практика в школе сложилась так , что возникали вопросы , которые явно указывали на то , что , владея новыми полученными знаниями , я смогу не только обратить внимание на определенную ситуацию в учебном процессе , я смогу учителя направить на преодоление сложившейся проблемы через свои знания , через деятельность коуча и ментора , через деятельность – слаженную и грамотную – инициативной группы, и , самое главное , что учитель , который не только  получает помощь и дельные рекомендации , он при этом ненавязчиво , а через обретение опыта становится сам деятельным участником положительных преобразований . И это ли не результат ?!

       Учитель С. принял нашу помощь и сам лично изъявил желание стать подопечным для коуча Д. ( о ситуации , возникшей в ходе административного среза я говорила выше в Отчете С , но решения на тот момент учитель С. тогда еще не принял ).

       Обучение подопечных учителей – менторинг и коучинг – является одним из главных этапов в реализации плана развития школы , так как обучение предполагает создание не только действующей команды единомышленников, у которой есть прочные знания и накопленный опыт , у которой появились учителя , поддерживающие и принимающие эти знания и перенимающие этот опыт, обучение предполагает движение вперед , профессиональный рост каждого учителя , поддержавшего и внесшего свое видение в решение вопросов , подразумевающих внедрение новых подходов в обучении и преподавании.          Проведение коучинг – сессий в школе , согласно плану развития школы, помогло в ознакомлении учителей - подопечных коуча и ментори , а также заинтересовавшихся и изъявивших лично стать членами инициативной группы , а , значит , тоже считающих , что необходимо меняться и идти со временем в ногу , учитывая опыт педагогов Англии , Канады , Японии – это помогло в ознакомлении с новыми подходами в обучении и преподавании в соответствии с выбранным нами направлением развития – развитие мотивации у учеников через внедрение модулей . На коучинг – сессиях достаточно подробно и основательно рассмотрены вопросы : передовые педагогические технологии , их цель , приемы и методы , применение семи модулей  и целесообразность и эффективность их внедрения и применения на определенной стадии. Представленные коучем Д. и ментором Б. планы проведения серии последовательных уроков привлекли учителей не только расширением возможностей при применении этими учителями модулей на своих уроках , они продемонстрировали результативность . В нашем случае , когда ставился ключевым  в плане развития школы вопрос развития мотивации у учеников , на примере проведения серии последовательных уроков , мы имеем активность учеников на уроках , возросший интерес учеников к учебному процессу , осмысление учебного материала с самостоятельным добыванием знаний , с творческим , а не рутинным поиском . Особое внимание коуч и ментори на сессиях - и это получило самые теплые отклики учителей , принимавших искреннее , заинтересованное , активное участие в освоении передаваемых знаний, в овладевании и принятии опыта – очень ценное внимание они уделяли оцениванию – формативному и суммативному.

        На семинаре , в самом начале практики, я подробно ознакомила учителей с теми достижениями , которые могут быть очень показательными и весомыми по результатам , которые дает применение  Исследование в действии – Lesson Study. И , поэтому , наблюдение за деятельностью учителей по внедрению новых подходов в обучении и преподавании , за их достижениями и находками , проблемами и победами я проводила в формате  Lesson Study.

      Как практику Исследование в действии в  формате  Lesson Study мне не одной , а в команде - с созданной инициативной группой  на базе моей школы позволило  делать анализ, размышлять о путях решения вопросов , возникающих в учебном процессе , в ходе практики а школе , и , конечно , разрешать школьные проблемы.

         Исследование в действии в  формате  Lesson Study – это вовлечение нас как школьных учителей , прошедших обучение на курсах ЦПМ, как   специалистов- практиков в процесс саморефлесивного исследования собственной практики в целях более углубленного ее понимания и возможности в опоре на знание  новых подходов ее совершенствования.

     Анализируя свое Исследование в действии , я прихожу к выводу, что наша деятельность формирует инновационные модели, что в согласовании с новыми направлениями жизни и образует мета-практику. Мы меняем другие практики: групповая работа и сотрудничество учителей, ИКТ и коучинг, формативное оценивание и менторинг.

Я и мои коллеги совершенствуя учебный процесс , стали не только мыслить более глубоко и масштабно , не только стали педагогически прозорливее , объединенные одной целью , одной идеей , мы стали  , действительно командой , где каждое мнение ценное , где рады тем позитивным переменам , происходящим с учениками , в частности  – на уровне класса и в общем – на уровне всей школы. И эти изменения заметны не только учителю , прошедшему учебу на курсах ЦПМ , эти изменения замечают ученики , их родители , эти изменения с положительной динамикой наблюдает психолог школы С. , отметив данные нашей продуманной  деятельности по развитию школы в своем интервью , которое с удовольствием дала мне. 

     Я не случайно применила в процессе реализации плана развития школы  Исследование в действии формате Lesson Study  , так как это не только демократичный способ улучшения школьной практики , Lesson Study – это подход , нацеленный на развитие педагогических знаний учителей и подразумевающий профессиональный рост педагогов. А это все способствует совершенствованию всего учебного процесса.

          Lesson Study , являясь « коллаборативным подходом в обучении учителей и развития их практики  преподавания и обучения , а также Креативность и научная точность  Lesson Study при совместной работе учителей дали нам – инициативной группе  -  не только данные об обучении ученика  в процессе наблюдения – отношение к учебному процессу  и уровень мотивации, степень и качество восприятия материала , но   эти яркие характеристики  Lesson Study позволили мне как Лидеру школы и каждому учителю – практику  убедиться в эффективности используемых подходов на практике в нашей школе.

         Исследование в действии формате Lesson Study  мы смогли применить в условиях нашей школы , так как и коуч Д. , и ментор Б. , и лично изъявивший желание  сотрудничать учитель математики - учитель 3-го базового уровня А., они при ознакомлении с возможностями, которые дает Lesson Study  и результатами ( Приложение 3) , о которых смогли узнать не только от меня на проведенном семинаре , но и при самостоятельном изучении литературы по этому важному и перспективному вопросу                       ( литературой со своими устными комментариями я снабдила ранее)   вместе решили работать – каждый на своем уроке – после совместного определения класса  и после того , как были спланированы исследовательские уроки. У этих учителей такая возможность представилась, так как все они преподают три разные предмета , но в одном и том же классе , что позволило не только систематизировать все результаты, но и проанализировать, далее перепланировать с учетом полученных результатов в процессе обучения. Эта согласованная работа учителей – практиков инициативной группы нашей школы помогает ответить на вопросы : Чему учить ? Кого учить? Каким образом я как учитель , осознающий необходимость преобразований , могу развивать определенный педагогический подход для повышения качества  обучения ?

        Надо отметить , что то значение , которое придавалось вопросам коучинга и менторинга во время первого месяца учебы на 1- ом  уровне, оно оказалось таким же существенным в ходе моей практики в школе. Будучи ментором для коуча Д. и ментора Б.,  учитывала необходимость тренингов в их профессиональном совершенствовании и планирования ( Приложение 4) , старалась , несмотря на загруженность ( моя практика совпала с аттестацией школы )  и желание не отходить от плана развития школы (чтобы не упустить ни один вопрос)  сразу  ознакомить для  успешной работы с подопечными учителями с особенностями коучинга и менторинга , подчеркнув  значимость коучей и менторов для учителей, ведь благодаря эффективной деятельности ментора подопечный учитель установит важную для него проблему и выберет не только верное направление , но и самый курс действий , на коучинг – сессиях должное внимание уделила   основным принципам коучинга и менторинга в школах .

  Результаты анкетирования пед.коллектива  СШ № 11 на входе и выходе проведенного Исследования в действии   

 

 

       Формирование инновационного образа мышления – ознакомление с моделью эффективного ментора и овладевание навыками , необходимыми  для процессов коучинга –  на  усвоение этих вопросов  и применение на практике   старалась обратить внимание коуча Д. и ментора Б., подчеркивая , « что ключевая роль ментора или коуча  - в оказании помощи подопечному в реализации своих возможностей» .  ( Руководство для учителя, стр. 137 ) .  

       План развития моей школы предполагает развитие мотивации у учеников через внедрение определенного модуля . В моем плане развития школы  ставится акцент на информационно – коммуникационные технологии . О причинах такого пристального внимания к ИКТ  говорила выше -  в Отчетах В и С. Несмотря на то что моя практика в школе пришлась на самое горячее время  – начало года и аттестация школы, мы – я и моя инициативная группа смогли выделить основные вопросы нашей такой нужной деятельности для совершенствования учебного процесса.  

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!