СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразования "Этнокультурный материал на уроках русского языка, как средство поликультурного воспитания младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по методической теме учителя "Этнокультурный материал на уроках русского языка, как средство поликультурного воспитания младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразования "Этнокультурный материал на уроках русского языка, как средство поликультурного воспитания младших школьников"»

Отчет по теме самообразования

«Этнокультурный материал на уроках русского языка,

как средство поликультурного воспитания младших школьников»

Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна.

Я хочу, чтобы дух культуры различных стран

как можно свободнее веял повсюду:

не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног.

Тагор Р.

Познавать культуру своего народа очень интересно. А еще интересней сравнивать культуру разных народов и вместе с тем учиться всему самому лучшему у «других».

Необходимым условием успешного вхождения ребенка в современный мир является внедрение поликультуры в образовательный процесс. Воспитание поликультурной личности предполагает освоение собственной культуры, изучение культуры других народов и формирование позитивного интереса к традициям и обычаям других национальностей, воспитание доброжелательности, общительности и толерантности в общении с представителями других национальностей, развитие потребности в изучении языков межнационального общения.

Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими - основание для духовного обогащения и развития [Распоряжение Президента от 15.07.1996 N 3058 * "О КОНЦЕПЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН"].

Считаю, что работа по подборке дополнительного материал на этнокультурной основе на уроках русского языка, способствует поликультурному воспитанию младших школьников. Приведу примеры заданий для учащихся 3 «А» класса по программе «Русский язык», которые я использовала на уроках.

Таблица 1.

Тема

Задание

Примечания

«Имя существительное»

Распредели по колонкам имена собственные из сказок разных народов. Допиши 2-3 своих примера.

Алдар Косе, Морозко, Нор Бу, Угрюм хан, Елена Прекрасная, Шыгай бай…

Русская сказка

Корейская сказка

Казахская сказка







Связь с литературным чтением


«Имя прилагательное»

Вспомни героев из известных сказок и, установив

соответствие, проведи

стрелочки из левого столбика к правому. Приведи свои примеры.


Сильный (ая) Алдар-Косе

Глупый (ая)

Задорный (ая) Иван- Царевич

Воспитанный (ая)

Богатый (ая)

Бедный (ая)

Умный (ая) Шигай- бай

Вежливый (ая)

Находчивый(ая)

Злой (ая)

Красивый (ая)

Добрый (ая) Кадыр

Хмурый (ая)

Страшный (ая)

Говорливый(ая)

Смешной (ая)

Жадный (ая)

Остроумный (ая)

Смелый(ая) Грубый (ая)

Жестокий(ая)

«Глагол»

Найди и выпиши глаголы в таблицу, связанные с гостеприимством у русского и казахского народа. Пример: Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону. Поклонились

Традиции и законы русского народа

Традиции и законы казахского народа

Сходство

Различие








Групповое задание, в котором нужно сначала ознакомиться с текстом (сказки, легенды, традиции)..

«Главные и второстепенные члены предложения»

Прочитай пословицы разных народов мира. Подчеркни главные члены предложения. Найди ее автора. О чем говорится в пословице?

Аппетит приходит во время еды.

Пустые сосуды больше всех гремят
Новорожденный теленок и тигров не боится.
Куда едут передние колеса арбы, туда едут и задние.

(русская, английская, китайская, казахская)

Парная работа



В рамках темы своей методической работы я познакомилась со статьей Алметова Н.Ш., Касеновой Р.К. «Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения». В этой статье авторы раскрывают еще одну проблему этнокультурного воспитания: в статье «Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения» говорится о педагогических и научно–методических проблемах, выступающих ключевыми в обучении билингвальности, одна из которых – следующая: «…в семье недостаточно поддерживается устремление детей к овладению языками и выполнению домашней учебной работы, предусматривающей цели многоязычного обучения» [с. 121].

Действительно, есть такая проблема, когда родители мало уделяют внимание этнокультурному развитию своих детей, ссылаясь на «загруженность» работой и повседневными делами. Чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме, со следующего года предложу быть активными посетителями сайтов: http://ertegi.ru, http://www.ejka.ru где собран интересный познавательный материал именно для домашнего чтения и дальнейшего использования на уроках.

«Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер» [Арынова Р.А. Элементы этнопедагогики в нравственно- духовном воспитании и обучении//Мектепалды даярлық, с. 89]

По своей теме я подготовила доклад «Этнокультурное образование младших школьников, как средство поликультурного воспитания в современной системе образования», который был заслушан на заседании МО учителей начальных классов.

Памятка подготовленная для родителей о семейном чтении книг, поможет правильно подойти к выбору, прочтению и работой над произведением. (Приложение 1)

Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «казахстанцами» [Распоряжение Президента от 15.07.1996 N 3058 * "О КОНЦЕПЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН"].

Дети, как окна раскрытые настежь. Так пусть же в эти окна влетает свежий ветер, несущий культуру различных стран.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!