Отчет по теме самообразования
«Этнокультурный материал на уроках русского языка,
как средство поликультурного воспитания младших школьников»
Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна.
Я хочу, чтобы дух культуры различных стран
как можно свободнее веял повсюду:
не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног.
Тагор Р.
Познавать культуру своего народа очень интересно. А еще интересней сравнивать культуру разных народов и вместе с тем учиться всему самому лучшему у «других».
Необходимым условием успешного вхождения ребенка в современный мир является внедрение поликультуры в образовательный процесс. Воспитание поликультурной личности предполагает освоение собственной культуры, изучение культуры других народов и формирование позитивного интереса к традициям и обычаям других национальностей, воспитание доброжелательности, общительности и толерантности в общении с представителями других национальностей, развитие потребности в изучении языков межнационального общения.
Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими - основание для духовного обогащения и развития [Распоряжение Президента от 15.07.1996 N 3058 * "О КОНЦЕПЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН"].
Считаю, что работа по подборке дополнительного материал на этнокультурной основе на уроках русского языка, способствует поликультурному воспитанию младших школьников. Приведу примеры заданий для учащихся 3 «А» класса по программе «Русский язык», которые я использовала на уроках.
Таблица 1.
Тема | Задание | Примечания |
«Имя существительное» | Распредели по колонкам имена собственные из сказок разных народов. Допиши 2-3 своих примера. Алдар Косе, Морозко, Нор Бу, Угрюм хан, Елена Прекрасная, Шыгай бай… Русская сказка | Корейская сказка | Казахская сказка |
| | | | Связь с литературным чтением |
«Имя прилагательное» | Вспомни героев из известных сказок и, установив соответствие, проведи стрелочки из левого столбика к правому. Приведи свои примеры. Сильный (ая) Алдар-Косе Глупый (ая) Задорный (ая) Иван- Царевич Воспитанный (ая) Богатый (ая) Бедный (ая) Умный (ая) Шигай- бай Вежливый (ая) Находчивый(ая) Злой (ая) Красивый (ая) Добрый (ая) Кадыр Хмурый (ая) Страшный (ая) Говорливый(ая) Смешной (ая) Жадный (ая) Остроумный (ая) Смелый(ая) Грубый (ая) Жестокий(ая) |
«Глагол» | Найди и выпиши глаголы в таблицу, связанные с гостеприимством у русского и казахского народа. Пример: Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону. Поклонились Традиции и законы русского народа | Традиции и законы казахского народа | Сходство | Различие | | | |
| | Групповое задание, в котором нужно сначала ознакомиться с текстом (сказки, легенды, традиции).. |
«Главные и второстепенные члены предложения» | Прочитай пословицы разных народов мира. Подчеркни главные члены предложения. Найди ее автора. О чем говорится в пословице? Аппетит приходит во время еды. Пустые сосуды больше всех гремят Новорожденный теленок и тигров не боится. Куда едут передние колеса арбы, туда едут и задние. (русская, английская, китайская, казахская)
| Парная работа |
В рамках темы своей методической работы я познакомилась со статьей Алметова Н.Ш., Касеновой Р.К. «Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения». В этой статье авторы раскрывают еще одну проблему этнокультурного воспитания: в статье «Многоязычное обучение в школах Казахстана: опыт, проблемы и решения» говорится о педагогических и научно–методических проблемах, выступающих ключевыми в обучении билингвальности, одна из которых – следующая: «…в семье недостаточно поддерживается устремление детей к овладению языками и выполнению домашней учебной работы, предусматривающей цели многоязычного обучения» [с. 121].
Действительно, есть такая проблема, когда родители мало уделяют внимание этнокультурному развитию своих детей, ссылаясь на «загруженность» работой и повседневными делами. Чтобы привлечь внимание родителей к этой проблеме, со следующего года предложу быть активными посетителями сайтов: http://ertegi.ru, http://www.ejka.ru где собран интересный познавательный материал именно для домашнего чтения и дальнейшего использования на уроках.
«Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер» [Арынова Р.А. Элементы этнопедагогики в нравственно- духовном воспитании и обучении//Мектепалды даярлық, с. 89]
По своей теме я подготовила доклад «Этнокультурное образование младших школьников, как средство поликультурного воспитания в современной системе образования», который был заслушан на заседании МО учителей начальных классов.
Памятка подготовленная для родителей о семейном чтении книг, поможет правильно подойти к выбору, прочтению и работой над произведением. (Приложение 1)
Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «казахстанцами» [Распоряжение Президента от 15.07.1996 N 3058 * "О КОНЦЕПЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН"].
Дети, как окна раскрытые настежь. Так пусть же в эти окна влетает свежий ветер, несущий культуру различных стран.