СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по работе с детьми ОВЗ 3 класса за 4 четверть на 2021-2022 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отчет по работе с детьми ОВЗ 3 класса за 4 четверть на 2021-2022 уч. год

Просмотр содержимого документа
«Отчет по работе с детьми ОВЗ 3 класса за 4 четверть на 2021-2022 уч. год»



Отчет по работе с детьми ОВЗ

В 2021-2022 учебном году в 3 классе один обучающийся обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (7.2):

1. Основание: заключение ТПМПК № 59 от 20. 06. 2019 года.

Форма получения образования – очная.

Режим реализации образовательной программы – полный день.

Специальные учебники – адаптация УМК в соответствии с рекомендуемой программой.

Учебно-воспитательная работа проводилась в соответствии с программой, календарным планированием.

При работе с учащимися с ОВЗ использовали специальные методы и приемы:

1. Наблюдение за особенностями развития ребенка в динамике;

2. Приемы развития мыслительной активности.

3. При запоминании использовали прием мнемотехники.

4. Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и занимательных упражнений).

5. Приемы удержания внимания на занятии: частое обращение к ребенку о имени, поручение ребенку заданий, предполагающих движение смена видов деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Выбор индивидуального темпа обучения.

  2. Формирование пространственно-временных представлений (планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаге, доске, использование упражнений при формировании ориентации в схеме собственного тела, пространства).

  3. Дозирование предъявляемой помощи и внешнего контроля, осуществление постепенного перехода от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.

  4. Использование достаточного количества иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.

  5. Формирование навыка письма (развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу: заучивание графем, соотнесение соответствующим звуком речи: актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова: зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога: слуховые диктанты).

  6. Формирование навыка чтения (заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв: чтение слоговых таблиц: составление слогов, слов из предложенных букв: чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением: составление предложений из слов: графические диктанты).

  7. Развитие познавательной активности.

  8. Развитие артикуляционной, мелкой и крупной моторики.

  9. Обогащение и уточнение словарного запаса.

  10. Развитие звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков).

  11. Развитие связной речи.


Виды помощи слабоуспевающему ученику, применяемые на каждом этапе урока

Этапы урока

Виды помощи в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

    • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

    • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

    • Предложение учащимся примерного плана ответа.

    • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

    • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

    • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

    • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

    • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

    • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

    • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

    • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

    • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

    • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

    • Напоминание приема и способа выполнения задания.

    • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

    • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

    • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

    • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

    • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.



Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за ребенком, тестирование, мы пришли к выводу, что особенность этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Обозначив для себя проблему, мы стали искать пути ее решения и определили следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:

  • максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

  • широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

  • опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

  • стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)



Причины неуспеваемости обучающегося:

1) Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков; 2) Не стремится получать новые знания теоретического характера; 3) Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними; 4) Не стремится к оценке своих достижений; 5) Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; 6) Слабая домашняя подготовка, отсутствие должного контроля (мама не заинтересована в выполнении домашних заданий) при подготовке домашних заданий со стороны родителей; 7) Невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю не задаёт; 8) Пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); 9) Медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая вырабатываемость; 10) Не имеет ясного представления цели, не умеет четко планировать и организовывать свою работу; 11) Индифферентно относится к результатам работы; 12) Не подмечает своих неудач и трудностей.

На дополнительных занятиях по МАТЕМАТИКЕ (ПН. 13.40-14.20) в 4 четверти мы выполняли задания, направленные на повторение следующих тем: «Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200», «Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90», «Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140», «Письменное сложение трехзначных чисел», «Письменное вычитание трехзначных чисел», «Виды треугольников», «Приемы устных вычислений вида: 180*4, 900:3», «Приемы устных вычислений вида: 240*4, 960:3, 203*4», «Приемы письменного умножения и деления в пределах 1000», «Приемы письменного деления на однозначное число», «Знакомство с калькулятором».

В рамках внеурочной деятельности «Развитие математических способностей» были изучены следующие темы: «Задачи-расчеты», «Треугольник», «Периметр прямоугольника», «Площадь прямоугольника», «Зеркальное отражение фигур». Обучающейся предлагались следующие задания: «Найди периметр и площадь треугольника», «Реши арифметические цепочки», «Реши круговые примеры», «Выполни вычисления столбиком ( письменное сложение и вычитание трехзначных чисел», «Выполни вычисления столбиком (письменное умножения и деление трехзначных чисел».

На дополнительных занятиях по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вт.(13.40-14.20) в 4 четверти мы продолжаем развивать речь детей: расширять словарный запас, формировать фонематический анализ и синтез, развивать связную речь. Повторяли и закрепляли следующие темы: «Число имен существительных», «Склонение имен существительных», «Падежи имен существительных», «Значение и употребление имен прилагательных в речи», «Род имен прилагательных», «Число имен прилагательных», «Изменение имен прилагательных по падежам», «Личные местоимения», «Изменение личных местоимений по родам», «Правописание окончаний имен прилагательных», «Правописание предлогов и приставок», «Правописание безударных гласных в корне слова», «Значение и употребление глаголов в речи», «Неопределенная форма глагола», «Число глаголов», «Времена глаголов. Изменение глаголов по временам», «Род глаголов в прошедшем времени», «Правописание частицы НЕ с глаголами», Выполнялись задания на следующие виды разборов: звуко-буквенный (фонетический) разбор, морфемный разбор слов, морфологический разбор слова как части речи (разбор имени существительного, разбор имени прилагательного, глагола), синтаксический разбор предложения.

На дополнительных занятиях по русскому языку проговариваем орфограммы, выделяем грамматическую основу, главные и второстепенные члены в предложении, расставляем знаки препинания в сложных предложениях, составляем схемы сложных предложений, выделяем словосочетания в предложении (обозначаем главное и зависимое слово, ставим вопрос), выделяем части речи, делаем фонетический разбор слова, морфемный разбор слов (находим корень, приставку, окончание), подбираем к словам синонимы, антонимы, омонимы. Работаем с фразеологизмами, определяем лексическое значение фразеологизма. Учимся аккуратно оформлять записи в тетради, списывать текст с печатного текста без ошибок.

В рамках внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» были изучены следующие темы: «Красны девицы и добры молодцы», «Все познается в сравнении», «Всегда ли «умный-умнейший»: сравниваем и оцениваем», «Что из чего и для чего?», «Что кому принадлежит?», «Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных».

На дополнительных занятиях ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Ср (13.40-14.20) в 4 четверти были повторены следующие темы: «Семейный бюджет», «Экономика и экология», «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие соседи», «На севере Европы», «Что такое Бенилюкс», «В центре Европы», «По Франции и Великобритании», «На юге Европы», «По знаменитым местам мира». По окружающему миру девочка не всегда готовит проекты. Не стремиться узнать что-то, рассказать. Не всегда готовится к уроку должным образом. Словарный запас ребенка очень беден. Плохо ориентируется в последовательности событий, фактов. На уроках пассивна, часто проявляет безразличие.

В рамках внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает?» были изучены следующие темы: «Весна в моей жизни», «На пороге лето. Растения летом», «Я изучаю жизнь растений. Как собирают гербарий и другие биологические коллекции», «Я наблюдаю за птицами. Животные летом», «Природное сообщество», «Наука экология. Лето в моей жизни».

По ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Чт. (12.55-13.35) в 4 четверти девочка читает по слогам + целые слова, имеет трудности в пересказывании текста по плану: А. П. Платонов «Еще мама», М. М. Зощенко «Золотые слова», Н. Н. Носов «Федина задача», Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой», Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»; чтении текста по ролям: М. М. Зощенко «Великие путешественники», Н.Н. Носов «Телефон». Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; в рассказывании стихотворений у доски: Г.Б. Остер «Вредные советы», Р. Сеф «Веселые стихи». Темп чтения 51 слово в минуту (при норме 60-70 слов в минуту). По сравнению с 3 четвертью (36 слов) Милана стала читать значительно лучше, но до нормы еще недостаточно. Чтение не всегда осознанное,  маловыразительное, не  с соблюдением логических пауз и интонаций конца предложения.  Пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, в основном с наводящими вопросами. С большим трудом дается заучивание наизусть.

В рамках внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» были пройдены следующие темы: «Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Сережкина»», «Рассказ Н. Носова «Заплатка»», «Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы»», «Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя»».

На дополнительных занятиях по литературному чтению выполняем упражнения на беглость чтения, осознанность чтения, правильность чтения, выразительность чтения, понимание прочитанного текста произведения.
Таким образом, обучающийся программу усваивает, наблюдается положительная динамика в обучении по этой программе. Следует обратить внимание на развитие памяти, внимания, волевой сферы, всех видов мышления. Также обогащать словарный запас, устную и письменную речь. 

За 2021-2022 учебный год Милана имеет оценку «3» по следующим предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, английский язык. Оценку «5» по следующим предметам: технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. В целом успеваемость Миланы по учебным предметам составляет 100%, неудовлетворительных оценок за год нет.

Милана приняла участие:

- (во 2 полугодии) во Всероссийской предметной олимпиаде по литературному чтению rostkonkurs.ru предмет: Литературное чтение Место по России (2), место по региону (1). Диплом победителя №2257- 986186 (94 б.).

- в акциях: « Озеленение класса», «открытка для ветерана к 9 Мая».

Рисунки / стенгазеты «Изготовление стенгазеты ко дню космонавтики (3 класс заняли 3 место); рисунки «Пасха – светлый праздник Руси», «1 Мая – день трудящихся», «9 Мая – День Победы» (все рисунки были размещены в коридоре).

Работа с родителями:

1. Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями  и практикумом. Рекомендация методической  литературой по  отдельным предметам (Были проведены следующие родительские собрания: 4 четверть (24.05.2022 г.) Итоговое родительское собрание: форма устный журнал «Перелистывая страницы учебного года» (мама на собрании не присутствовала).

Консультации: «Искусство наказывать и поощрять. Идеальные родители глазами детей идеальный ребенок глазами родителей», «Летний отдых детей. Организация свободного времени детей в летний период».

Беседы ( с Миланой): «Семь раз отмерь, а один раз отрежь», «Береги природу!», «О труде, о людях труда», «День Победы. Жизнь дана на смелые дела», «Ядовитые растения и грибы», «Травматизм и его предупреждение», «Делу время – потехе час».

Беседы ( с мамой Миланы): «Соблюдение обучающимися ТБ, ПДД на время летних каникул», «Творчество и воображение ребенка», «Учимся честно говорить о проступке», «Мои успехи и неудачи за прошедший учебный год».

3. Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива ( мама была на уроках окружающего мира (06.04), литературного чтения (16.05).

4. Создание коррекционных тетрадей (завели тетради по чистописанию).

5. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6. Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки -  Копилки, где накапливаются задания  для развития логического мышления    (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши); Со 2 класса ведется портфолио, в котором собраны творческие работы обучающейся, а также различные наградные материалы за участие в конкурсах, мероприятиях различного уровня.

  • Рекомендации:
    Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.

  • Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.

  • Формировать у всех участников образовательного процесса адекватное отношение к проблемам лиц с особыми нуждами.



Классный руководитель: ___________ Т.В. Горбатых












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!