Отчет педагога-психолога Ещенко В.Г. за 2022- 2023 учебный год
Программы:
Адаптированные рабочие программы по психокоррекции для 5 и 6 классов разработаны на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» и следующих нормативно - правовых документов:
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Цель программ
– развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления) детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии и ослабление недостатков в психическом и физическом развитии, а также гармонизация личности и межличностных отношений учащихся и формирование навыков адекватного поведения.
Основные задачи
- реализации коррекционного курса «Психокоррекция»:
1. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов.
2. Гармонизация психо-эмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
3. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Охват учащихся:
Класс | 5 класс | 6 класс |
| 7 | 15 |
Всего детей (чел.) | 30 |
Количество детей, посещающих групповые занятия -
| 6 | 15 |
Всего детей (чел.) | 21 |
Количество детей, посещающих индивидуальные занятия -
| 7 | 15 |
Всего детей (чел.) | 22 |
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом году работа велась по основным направлениям:
Направление | 5 класс (дети) | 6 класс (дети) | педагоги | родители |
консультативное | | | 10 | 25 |
диагностическое | Методики: Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Цветовой тест Люшера. Карта риска суицида (Шнайдер Л.Б.). Опросник враждебности Басса-Дарки (Резапкина). Шкала депрессии Зунге (Балашова Т.И.). Тест по теме «Здоровый образ жизни» Опросник враждебности Басса – Дарки Анкета «Вредные привычки», «ПАВ» Проективная методика «Кактус» | Методики: Карта риска суицида (Шнайдер Л.Б.). Опросник враждебности Басса-Дарки (Резапкина). Шкала депрессии Зунге (Балашова Т.И.). Тест по теме «Здоровый образ жизни» Опросник враждебности Басса – Дарки противоположного пола» Проективная методика «Кактус» Анкета «Вредные привычки», «ПАВ» | (комфортность в классе) | |
коррекционно- развивающее занятия. | Групповые и индивидуальные коррекционно- развивающее занятия. . | Групповые и индивидуальные коррекционно- развивающее занятия. | | |
| просветительское | стендовая информация, советы и памятки в мессенджерах ВК и Вайбер | стендовая информация, советы и памятки в мессенджерах ВК и Вайбер | Ознакомления результаты диагностического обследованиям | Ознакомления результаты диагностического обследованиям |
| методическое | подбор диагностических методик, материалы для коррекции, ведение текущей документации, рекомендации для учащихся, анализ деятельности по классам | Рекомендации по работе с Учащимися памятки, методические материалы | Рекомендации как помочь ребенку во время обучения. Памятка родителям на каникулы. | |
Консультативное
Проведены плановые консультации для педагогов по запросу:
Название | Тема |
результаты психологической диагностики | ознакомление с результатами диагностического обследования учащихся, рекомендации для работы с учащимися |
проблемы общения | трудности при общении с окружающими |
трудности взаимоотношений с одноклассниками | Адаптация к обучению в 5 классе, конфликтные ситуации с одноклассниками |
поведенческие проблемы учащихся | нарушение правила поведений на уроках и переменах, пропуски учебы |
Консультации для родителей:
Название | Тема |
поведенческие проблемы у ребенка | нарушение правил поведения в школе и дома |
трудности взаимоотношений с ровесниками | склонен к конфликтным ситуациям (зачастую сам их и создает). |
нежелание учится и трудится | низкая школьная мотивация, посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. |
Психологическое здоровье детей, его нарушение, депрессия, неврозы, страхи. | эмоциональная неустойчивость |
Детско –родительские отношения | стили воспитания в семье |
Даны методические рекомендации для педагогов, родителей:
1. Родительский онлайн - лекторий «Права и обязанности в семье».
2. Проведено анкетирование «Знаю ли я своего ребенка?»
3.«Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет»
4. Памятка «Первые проблемы подросткового возраста»
5. «Методические рекомендации по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению».
Просветительское
Мероприятие | Цель | Результат |
В сети вайбер и ВК: Семинары – практикумы для родителей воспитывающих детей с ОВЗ | Повышение родительской компетентности по вопросам ребенок – ОВЗ. Определить круг общих проблем, возникающих в усвоении программы детьми с ОВЗ в условиях адаптации 5 класса. | Расширить знания о причинах, и трудностях в освоении программы учащихся в 5 классе . Буклет «Мотивация к обучению» |
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, беседы, семинары, подбор литературы и др.). Мною проводятся беседы в «Родительских чатах» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка а также совместное предупреждение асоциального поведения детей, безопасности в сети интернет, профилактика суицидальных рисков. | Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. В ходе моей работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Стендовая - просветительская работа позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации. Тематику я определяю по темам бесед, проводимых с участниками образовательного процесса: «Как учить уроки», «Родителям» «Интернет и ты», «Суицидальные риски». В работе с родителями и обучающимися часто использую такой инструмент просветительской работы, как буклеты и памятки. | Важно знать специфические индивидуальные особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Таким образом, психологическое просвещение и консультирование — основный способ и одновременно одни из активных форм реализации задач консультативно-просветительской работы. |
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией в целом невелико. Это объясняется низким уровнем образованности родителей, а также слабой заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Вместе с этим, видно, что с каждым годом количество консультаций возрастает, что указывает на эффективность проводимой работы.
Диагностическое
Что? | Кого? | Методика | Результат |
Комфортность учащихся | учащиеся 5-6 классов | А.Ф. Фидлер «какой у нас коллектив» | Уровень комфортности и социометрии показали, что внутригрупповые отношения в классах удовлетворительные. Большинство ребят состоят в статусах «предпочитаемых» или «принятых». Показатель психологического климата на среднем уровне. Мотивационная сфера на среднем уровне, большинство учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе-интернат. Подобный уровень мотивации является нормой. |
Эмоциональное состояние | учащиеся 5 -6 классов | Цветовой тест Люшера. | У учащихся 5 и 6 класса преобладает благоприятное и удовлетворительное эмоциональное состояние, эмоционального и кризисного состояния (дезадаптация) – не выявлено Выявлен средний уровень стрессоустойчивости. |
Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. | учащиеся 5 -6 классов | Проективная методика «Кактус» |
Суицидальные риски | учащиеся 5 -6 классов | Карта риска суицида (Шнайдер Л.Б.). Опросник враждебности Басса-Дарки (Резапкина). Шкала депрессии Зунге (Балашова Т.И.). | Показатель тревожности на среднем уровне. Депрессивных состояний не выявлено, уровень физической, косвенной, вербальной агрессии - минимальный |
ЗОЖ | учащиеся 5 -6 классов | Тест по теме «Здоровый образ жизни» Анкета «Вредные привычки». ПАВ | По данным диагностик учащиеся опыта употребления наркотиков не имеют, однократно пробовали алкоголь -2 ученика 5 класса (с друзьями), большинство обучающихся не пробовали курить вообще, 6 человек однократно (из любопытства, не понравилось), 4 человека курили «Несколько раз». |
Коррекционно-развивающее
Кол-во Чел, класс | Дистанционные занятия | Результаты индивидуальной работы с психологом в школе | Рекомендации |
Регулярное посещение занятий | Отказ родителей | Перевод к другому специалисту | Иное | Положительная динамика | Незначительно положительная динамика | Отрицательная динамика | Без изменений | Продолжить занятия | Пройти обследование ПМПК для Дом/обуч | Занятия завершены |
5 кл. Всего: 7 чел | 6 чел. | 0 | 0 | 9 | 7 | 4 | 0 | 2 | 13 | 2 | 0 |
6 кл. Всего: 15 чел | 13 чел. | 0 | 0 | 3 | 10 | 3 | 0 | 2 | 15 | 1 | 0 |
В ноябре и апреле 2022-2023уч.г. года были запланированы и реализованы 2 недели психологии, куда вошли следующие мероприятия и акции: «Радуга настроения». Нетрадиционные физминутки на переменах. АРТ- визаж: «Я художник». «Работа на мольбертах». Участие в Региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагог-психолог-2023». Психологические игры «Зарядка для ума». Психологическое нейро-упражнение «Кулак, ребро, ладонь». Мероприятие «Помощь семье героя СВО»
Психопрофилактическая работа
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников 5 и 6 классов.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Так, участие в профилактике дезадаптации обучающихся (5 класс). Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Участие педагога-психолога в работе школьного МО коррекционного блока и Совета профилактики помогает мне в решении вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей, имеющих те или иные трудности в воспитании и обучении. На Совете профилактики я доношу информацию до педагогов, родителей по тем или иным вопросам воспитания, освещаю последствия различного рода отклонений в поведении.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы и своем персональном сайте Мультиурок , школьных сайтах ГОСВЕБ и ВК.
Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения, ПАВ, суицидальных рисков и пропаганде здорового образа жизни школьников. В ходе групповых и индивидуальных занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
Сводная таблица статистических показателей по направлениям деятельности за 2022-2023уч. год
Возрастной контингент | Психологическое консультирование | Психологическая диагностика | Коррекция и развитие | |
Индивидуальная работа | Групповая работа | |
Кол-во занятий | Кол-во чел. | Кол-во групп | Кол-во занятий | Кол-во чел. | |
Индивидуальные консультации | Групповая диагностика | Индивидуальная диагностика | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| Кол-во консультаций | Кол-во человек | Кол-во обследов аний | Кол-во чел | Кол-во обследов аний | Кол-во чел | | | | | |
5 класс | | | | | 7 | 7 | 201 | 7 | 1 | 67 | 7 |
6 класс | | | | | 15 | 15 | 198 | 15 | 2 | 66 | 15 |
Родители | 11 | 12 | | | | | | | | | |
Педагоги | 14 | 18 | | | | | | | | | |
Итого | 25 | 30 | | 27 | 399 | 133 |
Онлайн семинары и вебинары за 2022 год
№ | Дата | Тема | Участники | Кем проводится |
1 | 23.09.2022 | «Организация деятельности педагогов-психологов в УО» | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ |
2 | 26 октября 2022 года в 14.00 часов | ВКС семинара-совещания с педагогами – психологами по профилактике суицидального поведения | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ |
3 | 09.11.2022 в 10.00 (МСК) | вебинар «Программы профилактики компьютерной зависимости у обучающихся» | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ |
4 | 10 ноября 2022 г. в 15.00 ч. | по формированию гражданско-патриотических ценностей в рамках федеральной программы «Разговоры о важном» состоится региональный семинар «Языки и культура народов России: единство в разнообразии | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ |
5 | 11.11.2022 | Повышение квалификации: обучение на портале "Единый урок" по безопасности в сети "Интернет". 36 часов | Ещенко В.Г. | Единый урок.рф |
6 | 14 ноября в 14:00 (МСК) | Тема: «Комплексная профилактика терроризма. Практические приемы личного противодействия вербовке в экстремистские и террористические организации» | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ |
7 | 17 нояб. 2022 10:00 Москва | VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АППК | Ещенко В.Г. | АППК |
8 | 28 февраля 2023 года в 14.00 час | Вебинар "Расту, развиваюсь, взрослею" (По репродуктивному здоровью, половому воспитанию обучающихся). | | Серию вебинаров проводит ГБУЗ " Центр общественного здоровья и медицинской профилактики имени В. Р. Бояновой |
9 | 16-21 марта 2023г В объеме 40ч. | Курсы повышения квалификации «Организация и содержание деятельности педагога-психолога в специальном и инклюзивном образовании» | | ГАУ ДПО РБ БРИОП |
10 | 28 марта 2023 г. в 14.00 ч. | республиканский практико-ориентированный семинар «Психолого-педагогический консилиум как компонент сопровождения обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» | | Минобрнауки РБ платформа Sber Jazz |
11 | 13-24 марта | «Сообщи, где торгуют смертью» | | Минобрнауки РБ |
12 | 21 марта | «организация профилактической работы в рамках реализации Концепции профилактики употребления ПАВ в образовательной среде» | | Минобрнауки РБ |
13 | 29 марта 2023 Время: 16.00 | «Час психолога» Тема: «Ребёнок плохо учится. Что делать родителям? | | Минобрнауки РБ |
14 | 30 марта 2023 г. в 15.00 | Региональный семинар «Истории великих людей, которые меня впечатлили». | | Минобрнауки РБ |
15 | с 28 марта по 2 апреля 2023г. | Семинар по вопросам выявления аутизма у детей, оказания помощи ребятам с расстройством аутистического спектра (РАС) и семьям, в которых они живут, а также социальной интеграции лиц с РАС | | Минобрнауки РБ |
16 | 5 апреля 2023 года в 10:00 по мск | Всероссийский семинар-совещание «Неделя психологии: организация и опыт проведения». государственный психолого-педагогический университет». | | Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России совместно с Федеральным координационным центром по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский» |
17 | 6-19 апреля 2023г | Конкурс профессионального мастерства «Педагог – психолог России – 2023» в Республике Бурятия. | | Минобрнауки РБ |
18 | 14.04.2023г. в 15.00 | Лекция для классных руководителей Тема "Психопрофилактика суицидального поведения детей и подростков" | | Минобрнауки РБ |
19 | 14.04.23г. | Межведомственный республиканский практико-ориентированный семинар для психологов «О координации деятельности практических психологов по оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях семьям участников СВО» | | Минобрнауки РБ Онлайн – семинар (теоретическая часть) |
20 | 14.04.-15.04.2023 | ЮБИЛЕЙНАЯ VIII Дианалитическая конференция "ДИАНАЛИЗ - СОВРЕМЕННЫЙ, РОССИЙСКИЙ МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И КОУЧИНГА. 25 ЛЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ" | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ Платформа ZOOM |
21 | 27 апреля 2023 | Социальный проект для подростков и молодёжи "вМесте" | Ещенко В.Г. | Минобрнауки РБ |
22 | 11 мая 2023 г. в 15.00 ч. | региональный семинар «О важности социально-общественной активности». | | |
Личные достижения
1 место за визитную карточку педагога-психолога Бурятии. Дипломант конкурса профессионального мастерства «Педагог – психолог России – 2023» в Республике Бурятия. 2 место в школьном конкурсе «Самый классный классный».
ВЫВОДы:
По итогам работы педагога-психолога Ещенко В.Г можно сделать выводы: в течение всего 2022-2023 учебного года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса учащихся 5 и 6 классов. Вся запланированная работа выполнена в полном объеме.
- большинство учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью; навыки эффективного речевого общения через «Я – высказываниия» повысились на 8%; эмоционально – волевая сфера на 2%; предупреждение и разрешение конфликтов с учащимися на 9%; мотивационная сфера на среднем уровне.
В следующем учебном году необходимо продолжать работу в том же направление что и текущем.
По коррекционно-развивающей деятельности, групповым и индивидуальным занятиям.