Отчет педагога – психолога Джанаевой М.Ю.
по работе с детьми «группы риска»
во втором полугодии 2020-2021 уч.года
Важнейшим вопросом проблематики социально-психологической адаптации учащихся с ОВЗ, а также детей - сирот, остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы всех детских домов и школ-интернатов, включая и нашу школу.
В ходе психолого - педагогического исследования на начало года, были выявлены дети «группы риска» школы - интерната «Надежда» в количестве 11 человек. Вновь прибывших учащихся среди них не было.
В середине года в данный список был включен один вновь прибывший ученик Сероштанов Денис, у которого девиантное поведение. Таким образом на конец 2021 года в «группе риска» находящихся на ВШК находится 12 человек. Проблемы в воспитании этих детей связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению к взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.
Проведя глубокое психологическое изучение подростков «группы риска» были выявлены следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.
Выявленные особенности отражаются в поведении подростков, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации и негативно влияют на формирование личности подростков, что препятствует их дальнейшей благоприятной социальной адаптации.
С учетом выявленных при диагностике проблем мною велась следующая коррекционно – развивающая работа: в течение года ( включай вторую половину года) велся контроль за успеваемостью и посещаемостью детей, состоящих на ВШУ и ПДН. Для получения данных по некоторым аспектам личности были проведены наблюдения за поведенческими реакциями в процессе общения не только на уроках, но и во время перемен.
Для каждого из учащихся была создана программа индивидуального сопровождения.
С УЧАЩИМИСЯ:
-привлечение учащихся «группы риска» в кружки, секции по интересам (совместно с соц. педагогами).
- проводились занятия по профилактике ПАВ по программе «Мы за лучшее», и формированию ЗОЖ;
- велись индивидуальные беседы с подростками.
Занятия: тренинговое занятие «Я - личность», занятия по профилактике суицидального поведения « Мы за жизнь».
Проводила показ и обсуждение фильмов антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни.
-Беседы о вреде СНЮСЯ, НАСВАЯ ( совместно с соц.педагогами).
Были организованы встречи и выступления работников правоохранительных органов перед учащимися по вопросам права и морали (совместно с соц.педагогами).
Велась работа в тесном сотрудничестве с участковыми, инспекцией ПДН отдела Министерства Внутренних Дел РФ по Дигорскому району и РСО Алании по проведению совместных мероприятий профилактической работы с несовершеннолетними.
С ПЕДАГОГАМИ:
1.В течение учебного года велось индивидуальное консультирование педагогических работников по вопросам общения с детьми, о проблемах личностного и социального развития обучающихся.
2.Семинар для кл.руководителей: «Профилактика стресса и девиантного поведения в школьной среде»
3. Выступление на родительском собрании « "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье"
4.Семинар для педагогов по профилактике суицидального поведения: «Голосуем за жизнь».
Организационно-воспитательная деятельность проводится в тесном контакте с:
- заместителем директора по воспитательной работе;
- классными руководителями;
- воспитателями;
- соц. педагогами;
- советом профилактики.
К концу года с ВШК учета не сняли ни одного человека. Динамика в поведении наблюдается у С.Л., Г. Ч., так как нарушения поведения у них стали ситуативные, не носящие системный характер. Намного лучше стало поведение у О.А., но к сожалению, пока присутствует склонность к воровству, порой неосознанная. Двое учащихся ( П. К. и П. А.) были отправлены на уточнение диагноза в РПБ, где и находятся по сей день.
Педагог-психолог:____________Джанаева М.Ю.
Информация
о реализации пунктов плана проведения месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни на территории РСО – Алания в школе – интернате для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Надежда»
С целью реализации пунктов плана проведения месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни на территории РСО – Алания в школе – интернате для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Надежда» были проведены следующие мероприятия:
№ п/п п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Исполнители |
1 | Классные часы на темы: «Я за здоровый образ жизни», «Мы выбираем жизнь»,«Административная ответственность за употребление наркотиков» | Май - июнь | Классные руководители Соц.педагоги |
2 | Конкурс рисунков «Мы против наркотиков» | июнь | Педагог-организатор воспитатели, педагоги доп. образования |
3 | Показ и обсуждение фильма антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни» Красивый мальчик» с последующим обсуждением | июнь | Педагог-организатор психолог, соц педагоги |
4 | Спортивно - массовое мероприятие «Веселые старты» | июнь | Физ.рук педагоги доп. Образования |
5 | Разработка памяток, буклетов по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни | июнь | Соц. педагоги, психолог |
6 | Показ, обсуждение видеороликов и фильмов антинаркотической направленности | июнь | Психолог , соц. педагоги |
7 | Проведение профилактических бесед по вопросам наркозависимости и ее последствиях на здоровье человека | июнь | Педиатр. Ст. мед. сестра |
8 | Оформление информационного стенда о вреде наркотиков, алкоголя и табакокурения | июнь | Психолог, соц. педагог |
Реализованные мероприятия выкладывались в социальные сети с хештегом #рсопрофилактика/
И.о.директора:______________Койбаева О.Г.