ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Надежда»
Отчет о проделанной работе
за 2020 – 2021 учебный год
педагога – психолога
Джанаевой М.Ю.
Целью работы педагога – психолога на 2020 – 2021 уч.год являлось:
- на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития, разработать адекватные им коррекционные мероприятия с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребенка в образовательной среде.
- психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания обучающихся (воспитанников);
-профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье учащихся;
-формирование жизненно важных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социальной адаптации.
Задачами педагога - психолога являлись:
-своевременно выявлять причины трудностей обучения психоэмоциональных проблем учащихся через систему диагностической и консультационной работы;
- реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса, а именно:
- оказывать консультативную помощь школьникам и педагогам в решении проблем в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;
- продолжить коррекционно-развивающие занятия с учащимися по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы;
- вести пропаганду здорового образа жизни, формировать негативное отношение учащихся к курению, алкоголю, наркотикам;
- проводить психолого-педагогическое сопровождение выпускников 9 класса в процессе подготовки к выпускным экзаменам и в ходе их проведения;
-принимать активное участие в работе педагогических советов, школьных МО, семинаров методической и просветительной направленности, конференций, школьных ПМПК;
-продолжить совершенствовать профессиональный уровень через курсы переподготовки и повышения квалификации.
Работа проводилась по следующим направлениям:
- психодиагностика
-коррекционно-развивающее
-консультационная
- просвещение и психопрофилактика
-экспертная
Психодиагностика
На начало года в школе 56 воспитанников.
В течении первого года прибыло 7 учащихся, из них 4 учащихся поступили в первом полугодии, а трое прибыли во втором полугодии. Двое учащихся из вновь прибывших воспитанников являются учениками 1 класса, 1-ученик 3 класса. 1 – ученик 5 класса, двое - ученики 6 класса, 1 ученик – 8 класса.
Таким образом, на конец года обследовано 61 учащихся.
Психодиагностика проводилась как групповая, так и индивидуальная, но в большинстве случаев индивидуальная.
Было обследовано 61 учащихся, из них 7 вновь прибывшие (таблица 1).
Таблица 1.
Класс | Кол-во уч-ся | Ф.И. вновьприбывших учащихся |
1 класс | 2 | К. Александр., О. Анзор |
3 класс | 1 | Х. Инал. |
5 класс | 1 | С. Денис. |
6 класс | 2 | Б.Давид., Г.Ахсар. |
8 класс | 1 | Г Рустам. |
Всего | 7 | |
В работе использовала следующие диагностические методики:
-Тест Филипса, (выявление уровня тревожности)
Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);
Тест Баса Дарки (выявление уровня агрессивности)
Тест Шмишека (изучение акцентуации характера)
Тест Айзенка ( выявление темперамента)
Тест Векслера: исследование интеллектуального развития.
Тест ДДЧ ( исследование личностных характеристик)
Рисунок человека ( изучение личностных особенностей и умственного развития)
Методика « Кактус» (изучение агрессивности)
Методики для исследования суицидального поведения
Наблюдение за детьми на уроках и на переменах.
Беседы с учителями – предметниками и с воспитателями.
Беседы с детьми.
Для исследования уровня адаптации первоклассников были применены следующие методики:
-Анкетирование учителя
- Наблюдение на уроках и внеуроков;
-« Анкета по оценке уровня школьной мотивации» (Н.Г.Лусканова) – 1, 2 кл.;
-Тест на определение самооценки «Лесенка»
- Методики исследования уровня школьной готовности
Полученные данные были обработаны и написаны протоколы. С целью успешной адаптации первоклассников и профилактике дезадаптации, с ними 2 раз в неделю проводились занятия по программам «Здравствуй школа» и
«Первые шаги ребенка в школе»
Всего проведено 24 занятий из 30, в связи с выходом на ДО в первом полугодии и каникулярным днями, в которые учащиеся 1 класса отсутствуют в школе.
Для исследования адаптации учащихся 5 класса использовала следующие методики: наблюдение; беседы с учащимися, педагогами, тест Филлипса, тест Басса Дарки, методика для определения школьной мотивации (Лускановой), тест на выявление самооценки, анкетирование учителя.
Анализ результатов диагностики показал, что в 5 классе у большинства учащихся (62,5% - 5 человек), процесс адаптации осложнен, в связи с новыми требованиями, новыми условиями, повышенной учебной нагрузки. У 3 учащихся процесс адаптации в среднем звене проходит без осложнений ( 37,5%).
Больше всего жалоб со стороны учащихся на то, что объем работы стал больше, кроме того, учащиеся не успевают писать, так как требования стали выше.
Система межличностных отношений в классе стала лучше, но все еще не в норме, так как все учащиеся в классе конфликтны, с высоким уровнем агрессии. Большинство учащихся 5 класса расторможены.
В результате проведенной психодиагностики учащихся на начало года были составлены группы с аналогичными проблемами ( таблица 1), для которых были разработаны коррекционно-развивающие программы.
В ноябре была проведена диагностика суицидального поведения учащихся 7 и 8 классов. Выявлено, что учащихся с суицидальным поведением в школе нет, но некоторые дети находятся в мрачном настроении.
Коррекционно –развивающая деятельность
С целью психологического сопровождения пятиклассников в период адаптации проводила адаптационные коррекционно – развивающие занятия.
Для индивидуальной работы в первом полугодии у психолога была составлена группа из 19 человек, включая детей, входящих в «группу риска». К концу 1 полугодия 5 из них включены в подгрупповую работу.
В «группе риска» находится 10 человек.
Коррекционно-развивающая работа
Класс | Тематика занятий | Кол-во часов | |
| | план | факт |
1 | Адаптационной программа « Здравствуй школа», | 12 | 8 |
| Профилактика школьной дезадаптации первоклассников «Первые шаги ребенка в школе» | 16 | 13 |
2 | Психокоррекционые занятия, включая психомоторику и сенсорные процессы | 14 | 12 |
3 | Психокоррекционые занятия, включая психомоторику и сенсорные процессы | 14 | 12 |
4 | Психокоррекционые занятия, включая психомоторику и сенсорные процессы | 14 | 12 |
Индивид. 1 класс -2 3 класс- 3 5 класс- 3 6 класс- 4 | Индивидуальная коррекционная работа с учащимися испытывающими трудности в обучении | 50 | 47 |
5 6 7 | Психокоррекционные занятия | 32 6 6 | 28 4 4 |
8 | «Введение в мир профессий» в 8 классе | 16 | 12 |
Старшие классы | Профилактика употребления ПАВ, алкоголизма, курения | 4 | 3 |
Старшие подростки | Программа по полоролевому поведению «Мужчина и женщина» | 8 | 7 |
Учащиеся «группы риска» | Сопровождение детей «Группы риска» | 80 | 70 |
Из-за сложившейся ситуации в стране (пандемия), не все занятия были проведены.
Психоконсультирование
В течении года было проведено 42 консультаций.
В старших классах обращения учащихся к психологу связаны больше со сложностями во взаимоотношениях с одноклассникам и педагогами, а также с периодом влюбленности. С педагогами велись индивидуальные беседы, с целью снижения эмоционального напряжения связанного с обстановкой в республике, с внедрением дистанционной работы. Консультации проводились по поводу обращения учителей связанных с поведенческими проблемами учащихся, с конфликтными ситуациями как с учителями, так и между учащимися, а также по поводу работы в дистанционном режиме.
Родители к психологу не обращались, но с ними проводились беседы по инициативе психолога.
Принимала участие с докладом в родительском собрании на тему: «Адаптация первоклассников и пятиклассников».
Экспертная деятельность
В течении года я участвовала в ШПМПк ГБОУ школы- интерната «Надежда». Всего было проведено 20 заседаний.
Посещала курсы повышения квалификации, семинары и вебинары, как в дистанционном, так и в очном формате. Участвовала в МО школы с докладами и семинарами.
Тема выступлений /Название мероприятия | Информация о выступлениях |
Дата | Уровень ( федеральный, региональный, муниципальный, школьный) | Форма выступления (мастер-класс, лекция, семинар, доклад, сообщение, выступление для СМИ, представление педагогического опыта) |
Занятие на тему: « Жить здорово» | | ОУ | Открытое занятие в старших классах |
« Ценить настоящее» | | ОУ | Занятие по профилактике суицидального поведения |
Повышение уровня психологических знаний педагогов в области профилактики суицидального поведения подростков | | Республиканский | Семинар для педагогов |
«Снятие эмоционального напряжения». | | ОУ | Тренинг для педагогов |
"Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности". Как диагностировать?» | | ОУ | Семинар для педагогов |
День борьбы против СПИДа | 1.12.2020 | ОУ | Психологическая акция |
«Психолого- педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования» | 10.12.2020 г. ( 4 часа) | ОНЛАЙН ( всероссийский) | Межрегиональный научный семинар |
Вебинар для региональных операторов Конкурса «Стиль жизни здоровье»2020» | 22.04.202- г. ( 2 часа) | ОНЛАЙН ( всероссийский) | ОНЛАЙН |
«Работа с трудным поведением: принципы и инструменты» | 27.04.2021 г. (16 часа) | всероссийский | Курсы повышения квалификации |
Организация системной работы по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ обучающихся образовательных организаций в субъектах Российской Федерации | | | Вебинар |
Психокоррекционные технологии для детей с ОВЗ | Октябрь 2020 г. 42 часа | | Курсы повышения квалификацииЦентр непрерывного образования и инноваций г.Санкт-Петербург |
В следующем полугодии следует продолжить усовершенствование коррекционно-развивающей работы:
- Продолжение работы по профилактике девиантного поведения, т.е
. работы с учащимися «группы риска», с детьми состоящими на ВШК и склонными к правонарушениям.
-Улучшение качества проводимых коррекционно-развивающих занятий.
-Продолжение повышение психологической компетентности педагогов и родителей путем проведения разных семинаров, родительских собраний, лекций и вывешивание буклетов, брошюр.
-Добиться большей обращаемости к психологу за консультацией среди учащихся.
Отчет составила: педагог-психолог Джанаева М.Ю.
Дата: 29.05.2021 г.