ОТЧЕТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ О РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
за первое полугодие 2018-2019 учебного года
Абдуллаева М.С. классный руководитель 2-Б класса
МБОУ «Вилинская средняя общеобразовательная школа №2 с русским и крымскотатарским языками обучения»
Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.
По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".
Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
Организация рационального режима дня;
Организация рационального режима питания;
Здоровый психологический климат в классе и школе;
Культура движений;
Активный развивающий досуг.
По этим правилам строится работа каждого классного руководителя в нашей школе.
1. Организация рационального режима дня.
Формы работы, используемые при этом – беседы, составление индивидуального режима дня для каждого ученика на уроках “Я расту здоровым”, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры, организованные совместно с учащимися начальной и старшей школы.
Так с учащимися 2-Б класса были проведены беседы с элементами игры “Путешествие в Страну здоровья», «Вредные привычки», игра «Берегись от бед, пока их нет».
При подготовке игры были поставлены следующие задачи:
– закрепить знания учащихся о режиме дня;
– закрепить правила поведения на перемене;
– закрепить знания учащихся о личной гигиене.
Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.
2. Организация рационального режима питания.
Все мои ученики (15 учащихся) ежедневно получают бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого.
Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.
Для этого проводятся игровые классные часы, на уроках “Я расту здоровым” рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.
Ставятся вопросы о вреде фастфуда, о проведении питьевого режима, о культуре поведения за столом. И здесь нам помогают такие формы работы, как тематические классные часы. Вот их тематика «Мы – за здоровый образ жизни», «Поговорим о правильном питании». Также проведены беседы « Быть здоровым значит быть красивым», «Твое здоровье в твоих руках», «Поговорим о правильном питании».
3. Здоровый психологический климат в классе и школе.
Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению и д.т). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с родителями и опирается на исследования психолога. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования.
4. Культура движений
В учебном плане заложены 2 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в секциях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы. Это спортивные секции.
5. Активный развивающий досуг.
С этим направлением деятельности в нашей школе создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования, которое включает в себя 2 направления:
Танцы Спорт
И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями.
Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивный конкурс “Мой учитель и я – спортивная семья”, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.
Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?
Планировать работу по здоровьесбережению.
Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
Сотрудничать со специалистами школы.
Отслеживать результативность деятельности
Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:
Возрастание мотивационных установок учащихся.
Снижение количества пропусков учащихся по болезни.
Возрастание качества знаний.
Классный руководитель 2-Б класса Абдуллаева М.С.